Матрёшка и кокэси - часть культуры России и Японии
В России и Японии есть очень популярный сувенир — русская деревянная кукла матрешка и японская кокэси, известные во всем мире достаточно давней историей. По неподтвержденным данным, они имеют родственную связь.
Во множестве источников, без документальных свидетельств, говорится, что в Россию из Японии была привезена забавная деревянная кукла Фукурокудзю — бог богатства, счастья и долголетия из пантеона семи богов счастья (ситифукудзин), где фигурки лысого старичка вкладывались одна в другую. Она якобы и послужила источником вдохновения для создания первой матрешки.
Считается, что первая матрешка выполнена в московской мастерской «Детское воспитание», созданной для сохранения русских народных традиций. Токарь Василий Звездочкин выточил деревянную заготовку, где куклы вкладывались одна в другую, образуя целое «семейство».
Принято считать, что расписал первую деревянную заготовку художник Сергей Васильевич Малютин (1859–1937), но такого эскиза в его творческом наследии нет. Первая русская матрешка была 8-местной, изображала мать и семерых детей. Традиционный платок на голове, милое доброе лицо, яркие краски росписи — эти черты облика стали отличительными чертами самого популярного русского сувенира, ведущего свое происхождение с конца XIX в. Теперь этот образец хранится в музее игрушек в Сергиевом Посаде (ил. 1). До конца 90-х гг. XIX в. матрешки изготавливались в московской мастерской «Детское воспитание», а после того, как ее закрыли, производство матрешек было налажено в мастерских Сергиева Посада под Москвой.
На раннем этапе создания и развития техники матрешки представляли как женские, так и мужские образы. В них нашли отражение облик членов многочисленных семей, исторические и сказочные персонажи. Первые матрешки Сергиева Посада были нарочито простыми, но в этой простоте заключалась особая выразительность, характерная для народного искусства. Дальнейшему поиску изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы дали интересные результаты и способствовали расширению и обогащению палитры изобразительных средств полюбившегося всем сувенира.
Матрешку можно разделить на традиционную и авторскую, современную.
Традиционная сохраняет (или стремится сохранить) исторические черты народной игрушки тех мест, где ее изготавливали, например, семеновская матрешка. Всем известны не только ее традиционная форма, имеющая определенные пропорции фигуры, но и яркость росписи, особый колорит очень ярких, «светящихся» контрастных цветов: желтого, фиолетового, красно-розового и зеленого с дорисовкой черной линией. Отличаются они величиной и «вместимостью», сколько кукол меньшего размера помещается в наружную, самую большую. Семеново — один из старейших центров традиционного ремесла. Исторически поселок Семеново был окружен лесами, древесина использовалась для производства бытовых изделий. Некоторые мастера делали деревянные игрушки для детей.
Первую семеновскую матрешку создал Арсентий Майоров. Он был известен как умелый мастер, изготавливающий деревянную посуду и игрушки, пользовавшиеся большим спросом у населения. В 1924 г. Майоров привез с ярмарки, проходившей в Нижнем Новгороде, деревянные заготовки матрешки, которые и были расписаны в особой манере. Роспись отличалась своей яркостью и самобытностью. И уже в 1931 г. в поселке была создана артель, которая изготовляла различные сувениры, в том числе и матрешки. Уникальный облик семеновской матрешки складывался постепенно, прежде, чем стать неповторимым, узнаваемым стилем. Ему присуща особая декоративность и яркость. В цветовой палитре доминирует желтый, красный, зеленый и фиолетовый. Детали прорисованы черной живой линией. В росписи используются «светящиеся» анилиновые красители; после росписи матрешку покрывают лаком.
Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки. В центре фигуры, на фартуке — букет цветов, имеющих свою, узнаваемую, отличимую от других форму. Вся роспись производит впечатление очень живой, смелой, выполненной «на одном дыхании». Черты лица неповторимы, это всегда узнаваемый женский образ с характерными элементами (разрез глаз, брови, губы «бантиком», румянец на щеках). Лицо всегда приветливое, не злое и не хмурое. Его черты отражают основные свойства характера русской женщины, матери и гостеприимной хозяйки: доброта и приветливость, чадолюбие. В настоящее время именно семеновская матрешка широко распространена на рынке как традиционная русская матрешка. Другие виды и стили традиционных матрешек, представлены только на региональных рынках, но повсюду продаются подделки под региональные стили, зачастую очень грубые, а порою и вульгарные, наспех сделанные неумелой рукой.
Другой популярной традиционной матрешкой является полхов-майданская, созданная в селе Полхов-Майдан, который находится в 240 км юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая полхов-майданская матрешка была сделана в 30-х гг. XX в.
Этот вид матрешки отличается формой и пропорциями. Они более вытянутые, с небольшой «уплощенной» головой. Роспись смелая, яркая. В элементах росписи присутствуют цветы, плоды и ягоды, которые растут в этом районе. Они стилизованы, но при этом вполне узнаваемы: георгины и розы, колокольчики, ромашки и шиповник, которые можно видеть в палисадниках сельчан.
Историю матрешки делят на три больших периода: первый — 1890–1930-е гг., второй — 1930-е — начало 1990-х гг., третий — начало 1990-х гг. до настоящего времени. Конечно, это разделение очень условно и внутри каждого периода существует своя периодизация разных школ и стилей создания матрешек.
Самыми известными историческими центрами по изготовлению традиционных матрешек являются: Сергиев Посад, Полхов-Майдан, Семенов, Вятка. Заготовки для росписи матрешек делаются, как правило, из липы, осины и березы. Древесина для изготовления качественной заготовки должна быть предварительно хорошо высушена.
В настоящее время на рынке широко представлена авторская матрешка. Художник, не стремящийся сохранить черты традиционной матрешки, в меру вкуса, таланта и умения, создает образы, взятые из современной жизни и литературы. Спектр разнообразия образов и колорита очень велик. Есть и персонажи узнаваемых политиков, космонавтов, героев известных мультфильмов и т. д. Неизменной остается привязка к традиционной форме матрешки. Среди этих авторских матрешек не так велик и разнообразен выбор тех, которые хоть как-то можно отнести к сфере художественной культуры. Их художественные достоинства весьма и весьма сомнительны. Возможно оттого, что у мастеров по созданию традиционной матрешки, существовали семейные традиции передачи умений и навыков, своеобразный «кодекс чести» не только мастера, но и членов его семьи или творческой мастерской. А на авторской матрешке далеко не всегда ставится имя мастера, да и занимаются этим, зачастую, дилетанты, а не профессионалы, задачей которых является сбыт «товара», а не профессиональная репутация.
История японской кокэси
Много поучительных примеров поиска новых художественных средств в создании традиционной сувенирной куклы, и требовательного, серьезного отношения к качеству как самого сувенира, так и его фирменной упаковке, можно видеть на примере японской кокэси.
История японской кокэси насчитывает более 200 лет, кокэси возникли в середине периода Эдо (1603–1867). Кокэси — деревянные куклы, состоящие, как правило, из круглой головы на цилиндрическом туловище. Бывают неразъемные и разъемные формы. Выполняются из различных пород дерева, зачастую из камелии.
В зависимости от места изготовления, по разному решается конструкция крепления головы к туловищу и вид росписи.
У специалистов нет единого мнения о происхождении кокэси.
Одна версия происхождения куклы — печальная. По ее трактовке кокэси является своего рода поминальной куклой. Такую куклу ставили в крестьянских домах, когда избавлялись от лишних новорожденных, как правило, девочек, которых не могли прокормить.
Но есть и другая, более оптимистическая версия происхождения: кукла была создана в районе горячих источников в память о том, что на них вылечилась от бесплодия жена сегуна.
Во всяком случае, родиной кокэси считается префектура Мияги, район знаменитых курортов с горячими источниками. Именно там, в городе Наруко, в начале сентября проходит Фестиваль кокэси. Съезжается большое число художников, создающих кокэси, коллекционеров со всей страны и просто почитателей этой самой популярной сувенирной куклы. В городе есть музей истории кокэси, проходит выставка — конкурс новых кукол, созданных за прошедшее с прошлого Фестиваля время, проводится церемония их освящения в местном синтоистском храме.
Кокэси имеет свои неповторимые черты обаяния национального облика, формы и росписи.
Заготовка для кокэси делается также из дерева, ее вытачивают на токарном станке. Дерево, наряду с бумагой, глиной, металлом, бамбуком и тканью является одним из излюбленных традиционных материалов.
После росписи водорастворимыми красками кукла покрывается воском и полируется. Рисунок росписи, как правило, представляет собой чередование полос, цветных или черно-белых, и стилизованных цветов. Чаще всего это хризантемы. Цвета росписи традиционных кукол — красный, зеленый и черный, иногда желтый и фиолетовый.
На информации, которая вкладывается в упаковку с кокэси, владельца сувенира предупреждают, что кукла боится прямых солнечных лучей и воды. Кроме художественных достоинств самой куклы, стоит обратить внимание, что кокэси, будь это традиционная или современная авторская, тщательно упакована. На нижней части цилиндрического туловища стоит авторская подпись, кукла положена в деревянную или картонную коробку. На рисунке упаковочной бумаги традиционных кукол рассказана вся история их создания, от подготовки дерева до конечного этапа росписи. Не только к художественным достоинствам кокэси, но и к их упаковке отношение очень серьезное и ответственное. Продать кокэси без соответствующей, качественной, брендовой упаковки — невозможно. Красивая упаковка — свидетельство уважения к покупателю и самому товару.
Кроме традиционной деревянной куклы на современном рынке широко представлены авторские кокэси. Известные художники и дизайнеры работают над созданием кокэси, не связанных с региональными традициями. В их изготовление вкладывается большая творческая фантазия, вкус и мастерство.
Коллекции, объединенные одной темой, отличают разнообразие формы и пластики, богатство фактуры и цвета, часто отражающего природные сезоны, уникальные детали, размер и пропорции. Каждый мастер стремится создать свой неповторимый стиль, добиваясь выразительности образа через простоту и поэтичность, умение творчески использовать каждый штрих, каждую деталь, узнаваемые символы и знаки декора (сосна, сакура, листья японского клена момидзи, бабочка и т. д.), исключающих вульгарность, преувеличенную яркость и некачественное исполнение.
Современные кокэси бывают мало похожи по декору и форме на традиционные, но они неизменно сделаны из дерева, которое используется во всем богатстве свойств природного материала, его текстуры и фактуры.
Японская культура строится на устойчивом фундаменте вековых традиций. Она обладает высокой степенью приспособления к изменениям условий современной жизни и способности усваивать достижения других культур, успешно совмещая традиционные ценности культуры и вновь приобретенные.
Взаимоотношение старого и нового является одной из актуальных проблем современной культуры. Возможно ли найти форму развития традиций, сохраняющую устойчивые черты «памяти прошлого» и отвечающую современным потребностям общества. Конечно, в полной мере это относится и к сувенирам, где узнаваемые черты национальных традиций дополняются новыми формами, технологией и образами.
Достижение равновесия старого и нового, традиционного и современного, ручного и машинного, естественного и искусственного, и еще массой всяких противоположностей, составляющих богатый арсенал средств и образов современной культуры, частью которой является сувенирная продукция. Разъезжаясь по всему миру, часто именно сувениры, как «небольшой памятный подарок», становятся тем знаком идентификации места, города, страны, по которому их узнают, помнят и оценивают.
Литература
1. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. — М. : Искусство, 1993. — 464 с.
2. Журавская Т. М. Стремление к совершенству : очерки о традиционном ремесле и современном дизайне Японии». — СПб. : Сова, 2009. — 160 с.
3. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век. — М. : ИВ РАН : КРАФТ+, 2007. — 528 с.
4. Japan crafts sourcebook : a guide to traditional handmade objects / introd. by D. Durston. — Tokyo : Kodansha International, 1996. — 207 p.
Журавская Татьяна Михайловнаиз
материалов IV Всероссийской национальной
научно-практической конференции
"ОБРАЗ, ЗНАК И СИМВОЛ СУВЕНИРА",
15 ноября 2018 г.
23.10.20 3408
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |