Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  
Добавить материал
Главная Японией рожденный... » Япония.

Выставка «Куклы старой Японии» в Зимнем дворце


Выставка организована Государственным Эрмитажем и Муниципальным музеем исторических документов города Саката, совместно с мэрией города Саката, Япония.

На выставке представлена пара старинных кукол, изображающих императора и императрицу, одетых в дорогие парчовые одежды. Куклы выполнены мастером Хара Сюгэцу третьим (1828–1880 (?)) - внуком Хара Сюгэцу первого (вторая половина XVIII века), основателя нового стиля в кукольном ремесле.

Выставка приурочена к празднику девочек, который ежегодно отмечают 3 марта (до перехода на григорианский календарь – в третий день третьего лунного месяца), поэтому одно из его названий – «Фестиваль третьего месяца».

Наиболее распространенное наименование фестиваля – «Праздник кукол» (Хина мацури). В семьях, где есть дочери, в этот день устанавливают подставку в виде лестницы, покрытой красной тканью, и расставляют на ней кукол, изображающих императора и императрицу, придворных аристократов, музыкантов, слуг в костюмах древней эпохи Хэйан (794–1185). Девочки приглашают гостей, любуются куклами, а затем убирают их до следующего года.

Обычай демонстрировать кукол, одетых в богатые костюмы, на специальном постаменте, относится к началу XVII века. Мода на подобные «выставки», очевидно, распространилась столь быстро и столь широко, что правительство сочло необходимым дважды издать указы, ограничивающие количество и стоимость кукол, допустимые для праздничного выставления.

При создании костюмов мастера династии Сюгэцу, чьи работы представлены в зале, стремились к достоверной передаче одеяний эпохи Хэйан. Императрица одета в двенадцатислойное кимоно, голова увенчана короной с фигурой птицы хоо. Император представлен в парадном одеянии сокутай. Такое сочетание старинной традиции, историзма и современной тенденции к правдоподобию объясняет выбор названия, которое мастер Сюгэцу первый дал своему стилю: кокин-бина («современные старинные куклы»).

Тонкость и тщательность работы, внимание к деталям, инкрустация глаз, декорирование тканей орнаментами, в уменьшенном размере повторяющими реальные, делали кукол кокин-бина предметом роскоши, доступным лишь аристократам и состоятельным торговцам.

По сторонам от кукол помещены касафуку – «зонтики удачи», или «зонтики счастья», украшенные тряпичными игрушками, символизирующими пожелание счастливой жизни. Такие зонтики были популярны в эпоху Эдо (1603–1868) и изначально считались сакральными объектами. Женщины, создававшие касафуку, прокладывали стежки и молились о здоровье детей, благополучии в семье, обильных урожаях и защите от стихийных бедствий. Изображение цветущей вишни выражало надежду на то, что девушка станет такой же привлекательной, как вишневый цвет. Сандалии дзори представляли пожелание «крепких ног», а перец чили был призван защитить дочерей от посягательств молодых людей (видимо, потому, что острый перец применяли для отпугивания насекомых-вредителей). В наши дни касафуку используются как украшения на празднике кукол, а также в качестве подарков на дни рождения детей, на бракосочетание и даже к открытию нового магазина, символизируя молитву о процветании.

Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая Сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа

museum.ru

Категория: Япония. | Просмотров: 417 | Добавил: antikvarius | Теги: игрушки, музей, выставка, Япония, кукла | Рейтинг: 5.0/1


Рекламные материалы:

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:

Всего комментариев: 0
avatar