В Новгороде японская гравюра XVIII – XIX веков
19 октября в 16 часов в Музее изобразительных искусств новгородского музея-заповедника откроется выставка «Укиё-э. История японской гравюры XVIII - XIX вв.». На выставке представлено около семидесяти произведений графики и шесть японских традиционных костюмов из частной коллекции Кирилла Данелия (Москва).
Как сообщают в музее-заповеднике, укиё-э (дословно – «картины зыбкого мира») – обобщённое название жанра японской живописи и ксилографии, основной темой которого являются радости повседневной жизни. Название состоит из понятий «уки» (зыбкий или бренный), «ё» (мир) и «э» (картина, или изображение). Изначально понятие «укиё» было выражением, которым в японском буддизме определялось непостоянство мирского бытия, этакий буддийский аналог библейского «суета и тлен».
В конце XVI и на протяжении XVII веков направление укиё-э оформилось в самостоятельный жанр в рамках японской традиционной живописи для свитков и ширм. Как правило, композиции изображали сцены из повседневной жизни и развлечения, такие как танцевальные праздники, любование природой и т.д. В начале XVIII века новый живописный жанр полюбился представителям т.н. «прочих сословий» (купцам и ремесленникам) трёх главных городов Японии – Киото, Осаки и Эдо. В свою очередь, растущий массовый спрос на работы в жанре укиё-э послужил импульсом к адаптации под новый изобразительный жанр заимствованной из Китая техники печати текстов и изображений с деревянных блоков – ксилографии. На протяжении первых десятилетий изображения печатались с одного блока и были черно-белыми, затем их стали раскрашивать вручную, а к середине XVIII века появилась технология печати по ключевой отметке с блоков, отвечавших за разные цвета.
В конечном итоге, популярность укиё-э стала столь высокой, что вопросами регулирования тем, размеров листов и т.д. стало заниматься государство – с 1799 года надзор за выпуском печатных листов стали осуществлять самурайские цензоры, – рассказывают в музее.
Изначально, когда ксилографическая печать представляла интерес для узкого круга художников и ценителей, господствующим жанром была эротика. Еще одной популярной темой стали картинки с изображениями красавиц (бидзин-га), которые вместе с ростом массовой популярности печатных листов вытеснили эротику с лидирующих позиций. Картинки с красавицами стали основной темой для ксилографии, начиная примерно с 1730-х вплоть до конца XVIII века, когда самурайское правительство по морально-этическим соображениям наложило на этот жанр ряд жёстких ограничений.
Ярчайшими мастерами этого жанра являются: Нисикава Сукэнобу (1671 – 1750), Нисимура Сигэнага (1697 – 1758), Судзуки Харунобу (1724 – 1770) и Китагава Утамаро (1753 – 1806).
Вторым по популярности жанром, занявшим главенствующее положение в XIX веке, были якуся-э (картинки с актерами Кабуки). Самым известным художником этого жанра был Кацусика Хокусай (1760 – 1848). Работы Хокусая в 1790-х годах положили начало популярности листов с ландшафтами, за пределами Японии являющимися наиболее узнаваемыми ксилографическими работами художников стиля укиё-э. Развитие ландшафтной темы в ксилографии продолжил Андо Хиросигэ (1797 – 1858), чьи работы лишь немногим уступают в узнаваемости работам Хокусая.
Жанр муся-э (картинки с воинами) большую часть времени существовал в качестве поджанра театральных листов, так как изначально происходил от изображений актёров в ролях героических персонажей из пьес Кабуки. Однако к 1840-м годам он оформился самостоятельный жанр, ярчайшим представителем которого является Утагава Куниёси (1798 – 1861).
Выставка продлится по 10 декабря.
Анна Огороднийчук, vnovgorode.ru
Фото: novgorodmuseum.ru
19.10.18 26374
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |