Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
Ювелирные

Фетиши Даши Намдакова


«Страж». 2004 г. Золото

В наших прошлых жизнях статуэтки богов и тотемных животных сопровождали нас повсюду – мы прятали их в своих пещерных жилищах вблизи очага, хранили на груди в пути, полном опасностей, передавали детям и внукам – как оберег. И если каменные статуи богов были объектом коллективного поклонения, то наши маленькие личные, семейные и домовые боги были нашей индивидуальной надеждой и защитой, нашими тайными собеседниками и адресатами самых сокровенных просьб.

Очень небольшие по размеру, плотные и насыщенные в объеме, драгоценно мерцающие отполированным металлом фигурки людей и зверей, исполненные Даши Намдаковым, не всегда получается назвать скульптурой. Все-таки само понятие скульптуры тяготеет к монументальности, социальной значимости, возможности коллективного восприятия, – даже скульптура малых форм, как правило, несет в себе интенцию к воздействию на массовую аудиторию. А бронзовые обитатели мира, созданного Даши, существуют, кажется, лишь для того, кто смотрит на них в данную минуту или держит в руке их прохладную и тяжелую плоть. В чем загадка их притягательной интимности, их приворотного обаяния и странного, пугающего своей силой магнетизма? 

Прежде всего, конечно же, близость к истокам этнических бурятских традиций самого скульптора, тонкое их понимание, знание и чувствование позволяет художнику сохранить в своих работах первобытную силу и искренность веры в неизбежную необходимость их рождения и существования. При этом – и это поражает каждого зрителя – скульптуры Даши Намдакова абсолютно современны, в них отсутствуют элементы заигрывания с традицией, нарочитой стилизации. Зато есть мудрость прапамяти, тихий и настойчивый звук ее голоса, услышанного и прочувствованного художником. 

Скульптор живет в Восточной Сибири, недалеко от живописных берегов Байкала, отделенный от столичной суеты тысячами и тысячами километров, горными хребтами и таежными чащами. Родился он в Читинской области, в многодетной семье. Отец слыл в округе мастером на все руки, он действительно мог сделать все или почти все – от необходимых в быту предметов до скульптур буддийских богов и икон. Необходимое художнику чувство формы, материала, а главное – веру в необходимость творчества Даши приобрел по наследству. 

Сам художник говорит, что шаманка излечила его от тяжелой болезни, объяснив ее причину тем, что люди забыли свои корни и предков. Может быть, с этих пор Память стала главной духовной составляющей работ Даши. Память не о событиях-войнах и праздниках, а о том, что неизменно существовало вне времени и пространства, вне конкретных расстояний и вне истории. 

Два важных свойства присущи работам скульптора: первое из них – это смысловая нагруженность каждого пластического фрагмента, каждой детали скульптуры. Весь образ строится на стыках этих смысловых узлов, на игре и перекличке значений и знаков, узнаваний и догадок. Рожденное скульптором содержание зачастую с трудом доступно человеку другой культуры, незнакомому с элементами традиционных религий и верований, с атрибутами шаманизма. Но общечеловеческая прапамять дает знак, заставляет волноваться, искать аналогии смыслов и чувствований. 

… Два черепа животных двумя рогами образует овал. Еще два рога – срослись между собой. Лицо человека – между ними. Тотем рода? Защитник семьи? Колокольчики, висящие на нитках между рогов – общий знак буддийской принадлежности. Однако сами нити натянуты таким образом, что напоминают и паутину (нечто забытое, вечное – и бессознательное), и, в то же время, эта нить-паутина создает геометрические фигуры, напоминающие какие-то рисунки-созвездия на небе, галактические узоры. Какой-то неизвестный круг, загадочное сочетание атрибутов. Сама же фигура шамана с бубном или гонгом на груди уже не столь эффективна по значению, она скорее передает фольклорные и национальные черты – строение лица, фигуры, костюм… На первый взгляд кажется, что здесь больше этнографии, чем чистой пластики – но это только на первый взгляд. 

Второе свойство скульптур Даши Намдакова происходит из подчеркивания их изначальной функциональности. Символическое звучание рождено пересказом древнего магического предназначения, вся символика построена по законам скульптуры ритуальной, обрядовой – задачей современного мастера является усиление этого символического звучания, сделать его понятнее, доступней, четче. При всей эстетической привлекательности, художественном мастерстве, почти ювелирности работ Даши Намдакова, то главное, что делает их скульптурой, как это не покажется странным при нынешней тяге художника и зрителя к «чистой форме» - это их стремление к первобытному, изначальному значению скульптуры. Маленькая фигурка – оберег, таящая в себе страхи и радости многих поколений, веками живущая в семье и ее охраняющая, предмет-существо без которого жизнь невозможна. 

И художник как бы берет здесь на себя миссию шамана – как носителя культуры и как хранителя древней традиции. В какой степени художник переходит границы обрядовой традиции, зритель судить не в силах, – если только он не специалист по восточным религиям. И он доверяет – осознанно или подсознательно – дисциплине архетипа и случайности творческого озарения.

Издревле люди, способные обуздать неподатливый металл и умеющие создавать ювелирные украшения, считались людьми просветленными и благословленными богом, им даже позволялось сидеть в присутствии титулованных особ. Бурятского скульптора Даши Намдакова можно считать именно таким - «просветленным» - хранителем и выразителем традиций тех мест, где он родился. 

 
 Творческая судьба 38-летнего скульптора Даши Намдакова - мечта любого начинающего художника. Он родился в Сибири, вырос в лесостепном Забайкалье. Вечерами, под мерцающим звездным небом, из которого взирала сама Вселенная, дед рассказывал Даши множество старинных легенд и сказаний. Их героями были смелые воины и мудрые шаманы, восточные красавицы и мифические существа. Отец учил его ремеслу и чувству материала. Ощущение красоты и гармонии было даровано будущему мастеру по праву рождения. Преподаватели Красноярского Государственного Художественного Института вложили в его руки навыки и приемы, которые позволили сказочным образам, переполнявшим Даши с детства, получить свое материальное воплощение.

Энергия, рожденная подсознанием, является залогом аутентичности, уникальности и своеобразия его работ. В этих скульптурах сконцентрировались нежность и мощь, тепло и мягкий юмор, могущество и таинственная красота, которыми богаты культурные традиции Центральной Азии. Уже после первой выставки Намдакова, состоявшейся в 2000 г., все заговорили о рождении новой звезды – «скульптурного чуда». Его работы находятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Государственном музее искусств Востока, их приобрели для своих личных коллекций Владимир Путин, Юрий Лужков, Герхард Шредер, Роман Абрамович, семья Умы Турман – список высокопоставленных особ и музеев можно продолжить.
 
«Степная Нифертити». 2004 г. Золото, бриллиант, рубин, аметист 

В 2004 г. Даши Намдаков представил свою ювелирную коллекцию, также получившую высокую оценку знатоков. Предметы коллекции - не совсем ювелирные украшения в общепринятом смысле. Объединяет эти миниатюрные скульптурные работы, выполненные в технике литья из драгоценных металлов, с понятием «ювелирные украшения» то, что они предназначены для украшения интерьеров, женских и мужских костюмов.

Сам Намдаков считает свое увлечение ювелирными изделиями неслучайным: украшение для него - это часть национальной традиции. Вес украшений в наряде бурятской женщины в прежние времена мог доходить до 15 кг. Бурятские мужчины любили украшать себя ничуть не меньше, до наших дней сохранились богато декорированные мужские ремни, военная амуниция, серьги. Намдаков продолжает развивать эту традицию, ищет новые формы и зашифровывает в них особые символы.

Сохраняя традиционную для степных культур тематику, близкую к скифо-сарматскому звериному стилю, он привносит в нее европейскую ювелирную традицию. Если азиатские украшения традиционно делались из серебра и самоцветов, то Намдаков использует золото и драгоценные камни. Палитра его произведений очень разнообразна - желтое, зеленое и белое золото сочетается с сапфирами, рубинами, изумрудами, бриллиантами и бивнем мамонта. Самое любимое сочетание мастера - зеленое золото с драгоценными камнями. По его мнению, такое соединение материалов и цветов придает изделию более архаичный вид.

Энергетика и цвет камня для Даши тоже являются вполне осязаемым фактором. Используя драгоценные камни, мастер не забывает об их значениях. Красный цвет, например, в традиционной культуре бурят олицетворялся с очищающей стихией огня. Поэтому красный коралл часто использовался в сакральных ритуалах шамана или в свадебных обрядах.
 
 «Хранитель». 2004 г. Золото, сапфир, изумруд 

Намдаков в первую очередь скульптор, и форма ювелирного украшения для него первостепенна, но материал и текстура, по его собственным признаниям, тоже играют немаловажную роль. В одном изделии он использует одновременно несколько оттенков золота, играет с фактурой – полирует одну часть поверхности и нарочито огрубляет другую. Сочетание фактур неслучайно, они работают на создание художественного образа. В нагрудном украшении «Полет», имитирующем древний наконечник стрелы, грубоватая поверхность металла символизирует его древность. А шероховатости в украшении «Арсалан» имитируют шкуру животного. Во многих работах поверхность отлитого металла доводится чеканкой, что является традиционным технологическим приемом в художественных изделиях Бурятии.

Мы рады, что у нас появилась возможность показать вам эти необыкновенные работы. В настоящее время Даши Намдаков подробно изучает буддизм. Интересно проследить, какое художественное воплощение получат новые творческие поиски скульптора. Мы с нетерпением ждем новостей и не замедлим поделиться ими с нашими читателями.

                                               Лучник. Бронза, дерево. 2000 г.

                                                                 

                                                     Шаман. Серебро. 1998 г.

                                                                 

                                               Буха-нойон. Бронза, камень. 2002 г.

                                                                 

Источник: Журнал Мир металла


| Автор: Саша Карпинская,Елена Тюнина Источник
| Категория: Ювелирные | Теги: ювелирные украшения, художник, ювелирные изделия
15.01.09 Просмотров: 13897 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar