Были ли куклы Кокэси прототипами Hello Kitty и Pokemon?
На фото: Куклы кокэси в стиле Кидзияма от Икуо Накакавы, работающего в префектуре Акита.
Мастер кокэси в стиле Дзао Икуо Оказаки рисует голову большой куклы кокэси в своей студии в Дзао Онсэн.
Недалеко от Сан-Франциско в 1960-х годах куклы кокэси воспринимались с китчевыми сувенирами, продаваемыми в Японском чайном саду в парке Золотые Ворота, а также с стройными рядами одинаковых деревянных фигурок без конечностей, выстроившихся вдоль полок туристических магазинов.
На взгляд американского мальчика, куклы кокэси не вызывали особого интереса, главным образом потому, что их изящно раскрашенные, цилиндрические формы казались плохо подходящими для любимых детских игр — катания «любимого» грузовика Тонка вверх и вниз по склону в грязи за нашим домом. В моих руках кукла кокэси ручной работы не выжила бы и дня.
Манами Оказаки выросла в Австралии, почти так же далеко от страны кукол кокэси, как и я (Сан-Франциско и Сидней находятся в 5000 милях от Токио, плюс-минус несколько сотен). Но в отличие от меня, Оказаки всю жизнь увлекалась и любила куклы кокэси, страсть, которая наполняет каждую страницу ее недавней книги «Японские куклы кокэси: деревообработка и культура знаковых кукол Японии» (Tuttle, 2021). Действительно, любовь к куклам кокэси практически заложена в ее ДНК.
«Моя мать родом из региона Тохоку», — рассказывает мне Оказаки, имея в виду ту часть Японии, которая занимает северную треть Хонсю, крупнейшего острова страны. «Я посещала Японию во время летних каникул по шесть недель, и во время этих каникул мы ездили в Тохоку, чтобы увидеться с бабушкой и дедушкой».
В 2011 году Тохоку получил нежелательную международную известность после того, как подводное землетрясение вынесло на берег стену соленой воды высотой 20 футов, затопив более 200 квадратных миль прибрежной Японии, включая семейный дом матери Окадзаки. Цунами также охватил ядерный реактор Фукусима-дайити, частичная авария которого привела к эвакуации около 150 000 человек на десятки миль вокруг.
До цунами Тохоку был более известен своими горнолыжными курортами и горячими источниками, или онсэнами, которые живописно расположены в густых лесных горах региона.
Именно там в середине 19 века впервые начали производить куклы кокэси, скорее всего, они произошли от глубоко укоренившихся в этом районе традиций обработки дерева. Первоначально торговля кокэси в 19 веке была ориентирована на японских сельскохозяйственных рабочих, которые зимой после весны, лета и осени посещали бодрящие воды онсэнов в Наруко, Цутию и Тогатте после тяжелого труда на полях. Имея скромные средства, эти рабочие, тем не менее, покупали кокэси, чтобы привезти их домой своим детям и внукам.
«Я познакомилась с кокэси благодаря связи семьи моей матери с Тохоку. Во время моих летних каникул мы ездили в деревни с горячими источниками, где изготавливали кокэси, просто чтобы посмотреть на них. После катастрофы я довольно часто возвращался в Тохоку в качестве журналиста. Кокэси стал своего рода талисманом региона. Так что эта детская игрушка, это воспоминание из моего прошлого внезапно снова вышли на первый план моего сознания».
Первой книгой Окадзаки о куклах кокэси была книга «Кокэси: Из Тохоку с любовью» (Kingyo, 2013), в которой были собраны средства для ряда организаций по оказанию помощи жертвам цунами.
В книге «Японские куклы кокэси» Оказаки углубляется в историю и производство кокэси, определяет 12 традиционных стилей, затрагивает качества дерева, берет интервью у мастеров кокэси, или кодзинов, которые открывают свои мастерские для посетителей, и исследует работу нескольких современных кодзинов, чьи кокэси включают в себя все: от традиционных японских элементов, таких как кимоно, до иконографии международных мегабрендов, таких как Hello Kitty и Star Wars.
Мы узнаем, например, что кизил, или мизуки, является одним из нескольких предпочтительных пород дерева для кокэси, а для некоторых других — клен. Ветки этих деревьев срезают, зимой снимают кору, а затем оставляют сушиться в открытых сараях на срок до двух лет.
«Когда вы едете по Тохоку, — говорит мне Окадзаки, — вы можете определить, готовит ли кто-то кокэси, по размеру дровяного сарая».
Основным инструментом кодзина является токарный станок, или рокуро, который используется в Японии по крайней мере с 9 века. Ранние токарные станки приводились в движение веревкой, которая была обернута вокруг вала, прикрепленного к куску кизила, вишни или дзельковы, над которым работал кодзин. Когда ученик кодзина тянул веревку взад и вперед, токарный станок поворачивался в одну сторону, а затем в другую, а это означало, что кодзинам приходилось делать разрезы короткими, повторяющимися очередями. Такие станки с возвратно-поступательным движением с ручным приводом, как их называют, были в основном заменены в 1890-х годах станками с педальным приводом, которые освободили учеников кодзина для выполнения других задач, таких как ковка железных инструментов, или хамоно, используемых для обработки детали из сухого кизила.
Так кусок дерева превращали в красивую цилиндрическую куклу кокэси. Что еще более важно, токарные станки с педальным приводом постоянно вращались в одном и том же направлении, что сделало эти простые станки предшественниками прецизионных электрических токарных станков, используемых кодзиноами сегодня.
Токарные станки также используются для покраски, создавая токарные линии на многих стилях кокэси. Эти декоративные горизонтальные полосы иногда наносятся на плечи и основания кукол, обрамляя нарисованные вручную традиционные узоры, такие как хризантемы, на теле куклы. В других стилях кокэси токарные линии являются единственным украшением фигурки, за исключением нарисованных вручную минималистских деталей, которые тонко оживляют лицо куклы.
«Поскольку кокэси такие скудные, они развивают ваше воображение. В отличие от современных кукол, таких как Барби или Ликка-тян, ее эквивалента в Японии, вы можете создавать свои собственные истории о кокэси. Когда я играю в видеоигры, это невероятно. Графика потрясающая, вы можете погрузиться в целые миры, но воображению ничего не остается».
Для некоторых эти рассказы — чистая поэзия.
«Я взял интервью у владельца магазина кокеши в Камакуре. Он сравнил кокэси с хокку, потому что оба они очень минималистичны и просты. В хокку достаточно нескольких строк, чтобы разжечь воображение».
Точно так же пара параллельных черных дуг может стать глазом и бровью, а одинокой красной точки может быть достаточно, чтобы обозначить рот. Мотивы взяты из многовековых традиций и техник декоративного искусства, например, использование быстрых мазков кисти суми для обозначения волос.
Кокэси и его традиционная эстетика появились на сцене в поворотный момент японской истории. В 1867 году, примерно в то время, когда японские фермеры начали привозить домой кукол кокэси из Тохоку для своих детей, период Эдо закончился. Это открыло границы Японии миру, что, в свою очередь, вызвало экономическое цунами западного «прогресса», прокатившееся по островному государству.
«После этого Япония очень изменилась. В период Эдо стандартной одеждой были кимоно. Но в последовавшую за этим эпоху Мэйдзи у многих японцев появилось своего рода стремление к Западу: от ношения западной одежды до чтения западной литературы».
Перед лицом таких тенденций Кокэси оставался упрямым японцем, своего рода оплотом как против влияния западной эстетики, так и против проникновения западных идей вокруг индустриализации, особенно когда речь шла о достоинствах специализации рабочих в производстве. Кодзины продолжили свою многовековую практику ученичества, в ходе которой будущих кодзинов учат тому, как выбирать древесину, сушить ее, изготавливать инструменты для придания ей формы, делать кисти для рисования, а затем использовать эти кисти для достижения художественного эффекта. Такое упрямство оказалось полезным для кокэси, которое преодолело волну негативной реакции против массового производства и вызвало интерес к народным ремеслам.
«Некоторые люди в эпоху Мэйдзи начали тосковать по вещам, пропитанным определенной энергией ручной работы».
Кокэси были, несомненно, милыми, тип «приглушенной» милашки, известный как сибу каваи.
«Каваи, культура привлекательности, вероятно, является доминирующей эстетикой поп-культуры на данный момент. На моей банковской карте есть Hello Kitty. Вы видите автобусы в форме медведей или панд, самолеты в форме собак. Это бесконечно. Но сибу кавайи — это своего рода милашка, которая мила в другом смысле — милашка в стиле ретро или старой школы».
Другими словами, уровень милости, который не вызовет у вас диабета...
«Я написала книгу о культуре каваи, разговаривая с дизайнерами игровых компаний, чьи работы на 100 процентов максимально симпатичны. Они сказали мне, что если ты действительно хочешь увидеть корни каваи, тебе следует узнать кокэси».
С натяжкой, если вам интересно, что общего может быть у куклы кокэси с Пикачу, но сходство связано не столько с украшениями на формах, сколько с полезностью самих форм для множества вариаций.
Коллекционеров кокэси привлекают эти вариации, а также их недостатки.
«Одним из качеств японского и западного ремесла является ценность, придаваемая несовершенствам. По сути, несовершенство — это доказательство того, что что-то было сделано вручную. Глаз одной куклы может быть немного ниже, чем у другой. Всегда есть элемент, который немного не соответствует действительности, но это часть привлекательности».
Автор Ben Marks
Источник 07.12.23 647
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |