Главная Клуб Темы Клуба
О людях
Коллекционеры Курска. Часть 1.
Что только не коллекционируют куряне! Кто-то трясется над каждой новой этикеткой от спичек, а кто-то забил квартиру старинной мебелью.
Виталий Одинцов уверен, что коллекционеры живут дольше «простых смертных»
Хобби продлевает жизнь
СоставлЯть экспозицию помогали друзья магазина, принесшие часть своих сокровищ для выставки. Владелец галереи «АЯ» Олег Радин давно собирает колокольчики. Его даже представитель Чубайса просил продать коллекцию. А Олег Михайлович отшутился, что обменяет свое собрание только на атомную станцию. Для выставки он выбрал самую малочисленную и интересную часть коллекции – призывные колокольчики. Их брали в руки хозяева дома, чтобы подозвать слуг.
«Иногда невозможно достоверно определить, кому принадлежал предмет, – поясняет Радин, – но, глядя на колокольчики, можно представить характер хозяина». Маленьким, изящным, с нежным звуком наверняка подзывала слуг молодая девушка. А бронзовым колокольчиком с позолотой в виде дамы с мопсом могла пользоваться русская классическая барыня. Миниатюрная гирька принадлежала купцу. У Радина сомнений нет: «Его выполнили на заказ специально для владельца кондитерской фабрики и винокурен Новосильцева. Отливали наверняка не в Курске. Ближайшее место, где это могли сделать, – Воронеж».
Один из предметов коллекции выполнен в виде медведя, который лупит обезьяну. «Я думал, это мотив какой-то малоизвестной басни Крылова, – рассказывает Олег Михайлович. – Но ничего похожего у автора не нашел». Самый старый колокольчик из коллекции – татаро-монгольский. «У него даже звук другой – грубый, пронзительный, – говорит Радин. – Думаю, он принадлежал кому-то из «воинов среднего звена». Во время привалов он пользовался им в шатре».
«Коллекционеры – это отдельный вид людей, – уверен директор магазина «Антиквар на Советской» Виталий Одинцов. – Они и живут дольше, так как «мирские» проблемы редко способны их расстроить». В советское время «модно» было собирать марки и значки. Им, как и этикеткам от спичечных коробков, тоже отведена часть выставки. Бюджеты маленьких африканских государств до сих пор пополняются за счет филателистов. Сейчас увлечения иные. Так, один курянин собирает статуэтки из моржовой кости. Каждая – произведение искусства.
Директору «подкладывают свиней»
КлюЧи, Часы, открытки, самовары, пивные кружки – все это собирают куряне. Сам директор магазина не обидится, если ему «подложат свинью» – Одинцов коллекционирует фигурки поросят, у него их более сотни. «Поросенок всегда символизировал достаток в семье, – рассказывает Виталий Олегович, – вот почему копилки чаще всего в виде хрюшек делали». Увлечение предопределила судьба. «Фамилия Одинцов произошла от слова «одинец», – поясняет он, – что значит «кабан-одиночка».
«Это Владимир Семенович, а это Димка», – знакомит нас еще один коллекционер со своим собранием. Виктора Истомина притягивают слоны – даже имя каждой из фигурок дал. «Помню, 5-летним мальчишкой играл с фарфоровым слоником в доме тети, – говорит Виктор Леонидович. – Меня постоянно одергивали, велели поставить фигурку на место. Мол, разобью. А несколько лет назад увидел в магазине ее точную копию – не удержался от покупки. С тех пор началось увлечение». Друзья, узнав о новом хобби, стараются из поездок привезти сувенир с хоботом. Копия боевого слона – привет из Индии. Фигурка из черного дерева отделана слоновой костью и жемчугом.
Миниатюрную статуэтку из слоновой кости привез друг коллекционера из Танзании. Получив ее, Истомин вспомнил, как Высоцкий пел про белого слона, который «средь своих собратьев был, конечно, белою вороной», и нарек в честь барда Владимиром Семеновичем. Это редкое исключение. Чаще коллекционер дает фигуркам имена родственников. Благо, недавно заказал составление родословной – и в именах теперь недостатка нет. Одна из самых дорогих покупок, статуэтка из кости мамонта, получила имя самого раннего предка, Федоса Истомина. Тот тоже был своего рода мамонтом. А миниатюрный 1,5-сантиметровый слоненок назван в честь внука Димочкой. Его делали на заказ. Фигурку отлили из золота, по бокам – настоящие бриллианты. «Подарю внуку на совершеннолетие, – обещает коллекционер. – А пока пусть у меня хранится». Мечта – довести коллекцию до 777 экземпляров. «Сейчас у меня дома 327 слонов, – недавно проводил ревизию Истомин. – Так что есть к чему стремиться».
Инга Летова, ДДД
Юрий Викторович Донченко – коллекционер со стажем. Открыток только с видами Курской губернии у него более 500.
– Все началось в детстве, – говорит коллекционер. – Конечно, собирал открытки с перерывами. Иногда было не до них: армия, затем нужно было кормить семью. Сейчас появилась возможность вплотную заниматься любимым делом. Я не отношусь к категории тех, кто прячет свое «богатство» подальше.
Книга появилась от желания поделиться красотами губернии, которые изображены на открытках, с другими людьми. По словам автора, самой сложной частью работы стало описание видов, подготовка кратких исторических справок. Донченко ездил по районным музеям, проверял точность фактов, сверял каждое слово и цифру. Стоит отметить, что музейные работники с пониманием отнеслись к визитам гостя. Только в двух «храмах истории» отказались сотрудничать – потребовали за услуги деньги.
– Я узнал, что практически в каждом уездном городе была улица Курская, – говорит Юрий Викторович. – И везде это название поменяли на Ленина, Маркса или Урицкого. Узнал масштабы гонения на православную церковь в советское время. В Дмитриеве из кирпича храма, который вмещал 5 тысяч человек, вымостили улицу!
Особую благодарность Юрий Викторович выразил супруге, которая «не знает, какая у меня зарплата, и я могу с чистой совестью тратить деньги на свое увлечение». Донченко говорит, что старается «заразить» людей своим увлечением. «Один человек сейчас находится в процессе «заражения», – улыбается филокартист. – Есть же разные тематики: шахматы, теннис, театры, пиво... Одного банкира я «подсадил»: теперь он собирает открытки с изображением банковских учреждений. Когда к нему приезжают коллеги из других городов, с гордостью достает альбом. Это же огромное удовольствие – видеть, как у людей вытягиваются лица от удивления и восхищения.
На открытках зарабатывают тысячи долларов
Когда собираются филокартисты, чтобы продать или обменять открытки, ни в коем случае нельзя показывать заинтересованности.
– В Москве знают, что я за открытки с Курской губернией «душу отдам», – говорит Донченко. – Знают и размер моей зарплаты – вот и заламывают цены.
Так, за одну открытку из своей коллекции Донченко выложил 300 долларов. Карточка с женщиной-фотографом «Привет из Курска» обошлась Юрию Викторовичу в 100 «баксов». «Но это уникальная открытка, такой больше ни у кого нет», – филокартист с нежностью рассматривает раритет.
При этом Юрий Викторович никогда не продает открытки, какую бы цену ни предлагали. «Я не коммерсант», – заявляет Донченко. Единственное, что допустимо – обмен. «У меня есть дубликаты, по 2–3 экземпляра, – заметил коллекционер. – А у кого-то нет ни одной из этой серии. Вот и меняемся. Иногда даже в ущерб себе это делаю (меняю цветные на черно-белые), зато у меня закрывается целая серия».
– Приходилось реставрировать открытки?
– Есть специалисты, которые этим занимаются, но я стараюсь к их помощи не прибегать. Люблю открытки со следами времени: почтовым штемпелем, трогательным текстом. Например, на одной открытке написано: «Приехала в Курск, поселилась на улице Семеновской в доме 18. Пошла на речку, оставила окно открытым, украли мои вещи». Это удивительно – дом до сих пор стоит. Сейчас появились мастера, которые печатают старые открытки типографским способом. Потом запускают легенду, что случайно в издательстве, например, в Стокгольме, вскрыли склад со старинными русскими открытками. Подделка открыток ведь законом не преследуется. Печатать их гораздо прибыльнее, чем, например, фальшивые сторублевки. Специалисты могут различить, а дилетанты попадаются.
Есть среди филокартистов бизнесмены – они продают старинные почтовые карточки за рубеж. Иностранцы не скупятся: один коллекционер из Европы за серию из семи открыток 20-х годов выложил девять тысяч долларов. Как-то в руки начинающему коллекционеру из Курска попала редкая открытка. Мужчина не разглядел в ней особой ценности и уступил за три доллара. Через полчаса она была продана за 100 «баксов», а чуть позже «ушла» за границу за 700 «зеленых».
Люся КАЦ, ДДД
Житель Курска Николай Борисов – натура увлеченная. Его интересует и краеведение, и паранормальные явления. А еще Николай Васильевич – коллекционер. Например, может показать друзьям самое большое «собрание» водочных этикеток разных лет. Их у Борисова – 40 тысяч экземпляров. Отдельно представлены винные и пивные этикетки.
Два рубля без стоимости посуды
УвлексЯ коллекционированием Борисов в 50-х годах. «Мне показалось это интересным, – говорит Николай Васильевич, доставая пачки раритетных этикеток. – Когда бывал в командировках, в обеденный перерыв всегда ходили в рестораны. Я сразу мочил салфетку водой и обматывал ей принесенную официантом бутылку. Пока поговорим, пообедаем, этикетка и отклеится».
Самому старому экспонату – 99 лет. Когда-то он украшал продукцию винзавода наследников Несмачного в Судже. Есть в коллекции Борисова этикетки 40-градусной, выпущенной специально к различным датам. Например, Александр Руцкой к своему юбилею заказал «Генерал-губернаторскую». На стандартной этикетке появилась новая надпись: «Жила бы страна родная. 50 лет». Именно столько исполнилось тогдашнему руководителю области. Есть этикетка с надписью «Курскэнерго 40 лет». Естественно, все это выпускалось не для широкого пользования.
– Сейчас не пью, – говорит Николай Васильевич. – Раньше, конечно, приходилось пробовать много водки. Так что по этикеткам могу рассказать о достоинствах и недостатках большинства сортов.
Борисов показывает этикетки «Мятной», «Тминной», «Юбилейной», «Перцовки», «Осенней». Умиление вызывает надпись «Два рубля без стоимости посуды». Вот времена были… А как вам такое: «Вино столовое. Крепость 40 градусов. 22 копейки, тара 8 копеек». Невольно улыбаешься, читая рекомендацию производителей водки начала XX века: «Для внутреннего употребления». А то русский человек сам не разберется!
Есть в коллекции Николая Борисова и этикетки от… самогона. В советское время в сельской местности расчеты за работы, как правило, производились натурой и большой популярностью пользовалась «жидкая валюта» (впрочем, ее ценят до сих пор). Как говорили: «Магарыч – главная движущая сила строительства коммунизма». Появилось тогда и медовое вино «Спотыкач». Название пошло от того, что после застолья с этим напитком ноги отказывались слушаться.
– В 60-х годах Курскому ликероводочному заводу предложили изменить товарный знак, – рассказывает коллекционер. – Вместо графического изображения бутылки в круге с ленточным перехватом появился трилистник на палочке с подставкой. Тут же в народе распространился слух, что водка стала хуже, пошли разговоры, что она синтетическая и ее перестали покупать. Пришлось руководству «ликерки» возвращаться к привычному для курян знаку.
Вызывают улыбку и такие названия: «Ванюша», «Катюша», «Андрюша». Эту водку выпускали в ГДР специально для Советской армии. Читаем дальше: «Спутник», «Ерофеич», «Лимонная», «Охотничья». Есть так называемая «Андроповская» по 4 рубля 70 копеек. Редкая этикетка с изображением вождя всех времен и народов Иосифа Сталина. Подобающее картинке и название: «Ни шагу назад!» Такую водку выпустили года четыре назад на Кубани.
Богатство в коробках из-под конфет
В свое времЯ Николай Борисов проверял предприятия пищевой промышленности по технике безопасности: заземление, молниезащиту. Так что все знали, что у него есть доступ на ликероводочный завод.
– Был такой случай, – говорит Борисов. – Знакомые помогали мне строить сарай. Как водится, в обед сели перекусить и немного выпить. Мужики стали жаловаться – водка безобразная, горло дерет. Как такое можно пить? Я пообещал принести экспортную, сам же направился в ближайший магазин, попросил прозрачную бутылку «беленькой». Дома быстро отпарил этикетку и заменил на экспортную «Москауер зондерклассе», красивую, с золотистым товарным знаком. Приделал ее резиновым клеем. Принес мужикам, разлили и начали «дегустацию». Слышу: «Ну, совсем другое дело! Какой вкус мягкий! А аромат!» Не удержался, рассказал, что это за водка. Не поверили! Пришлось показать старую этикетку, отклеить новую, чтобы понюхали клей. До сих пор не могу без смеха вспоминать выражение их лиц.
Свою коллекцию Николай Васильевич хранит в коробках из-под конфет и пакетах от фотографий. Говорит, что хочет передать свое «собрание» какому-нибудь настоящему ценителю старинных этикеток.
– Как же пополняете свою коллекцию? Ведь дорого покупать водку, тем более, сами не пьете…
– Вот появилась «Путинская». Ее, кстати, почему-то еще «распутинской» называют. Действительно, стоит прилично, мне не по карману. Но рядом с ликероводочным магазином есть пункт приема стеклотары. Периодически захожу туда и узнаю – не появилась ли у них такая бутылка. Договоренность у меня есть, правда, жду уже полгода.
Немного истории
До 1917 года на этикетках 40-градусных водочных изделий указывали:
• Название напитка: например, хлебное вино, столовое вино, водка пшеничная.
• Указывался производитель водки, например, Курский Государственный акцизный склад №1, винзавод наследников Несмачного в Судже, водочный завод Мальцова в Курске.
• Наносился товарный знак производителя напитка.
• Указывалась ёмкость посуды в долях ведра. Например, 1/100 ведра.
• Наибольшее количество водки продавалось из бочек с помощью мерного ведра.
• После 1923 года, когда отменили сухой закон, водки запрещалось рекламировать и печатать для них многоцветные этикетки. Слово «водка» было заменено на «хлебное вино».
Марина ВЕБЕР, ДДД
Источник | |
|
15.10.09 Просмотров: 6162 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |