Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Фарфор. Стекло. Керамика

Экскурсия на фарфоровую фабрику Lladro


В Карловых Варах, рассматривая красивые витрины с фарфором, вдруг увидела фигурки известной испанской фарфоровой фабрики Lladró (в России произносят Ллядро, Ядро) увидела и удивилась. Ведь в Карловых Варах настолько большой выбор местного фарфора (Thun и других марок), стекла завода Мозер, богемского стекла, и мейсенского фарфора, что испанский показался, скажем так, экзотичным. Оказывается, даже здесь на него существует спрос и немалый.

Фарфор я любила всегда. Но любила как-то отстраненно, что ли. С удовольствием посещала фарфоровые выставки, засматривалась на красивые статуэтки и сервизы в витринах магазинов. Удивлялась многообразию форм, которые можно придать, например, обыкновенному молочнику или необычности композиции, составленной из фарфоровых фигурок. Не думала, что сама когда-либо буду собирать что-то подобное.

Но пришло время, когда необходимо было принимать в Москве мужниных иностранных коллег. Естественно, они покупали сувениры. И часто в качестве сувениров приобреталась гжель. Я была достаточно равнодушна к гжельским изделиям до той поры. Но однажды, выбирая вместе с очередными иностранцами гжельскую малую пластику, увидела маленькую рыбку-шкатулочку, увидела и поняла, что она мне необходима в моей повседневной жизни, как бывает необходима совершенно бесполезная, но поднимающая настроение, вызывающая радость и теплое чувство вещь. С этой самой рыбки началось мое увлечение гжелью. Любое коллекционирование обогащает человека знаниями. Стараешься прочитать про свою страсть, как можно больше: история, технология изготовления, художники оформители – все это становится необыкновенно интересно. А еще было интересно ездить на фабрику Гжели в магазин. Само путешествие доставляло удовольствие. Ведь это такие красивые места - Игнатьево, Гжель, Речицы! Интересно было общаться с единомышленниками. Однажды в Шереметьево чуть не опоздала на посадку в самолет, заговорившись у прилавка с гжелью с очень интересным коллекционером. Он знал многих художников, создававших необыкновенные коллекции, лично и очень интересно рассказывал о них.

Затем наступило время, когда я собирала португальскую керамику «капустный лист». За ней ездила в городок Кальдаш–да-Раинье, где она производится. Благо от Коимбры, где мы жили тогда, это совсем недалеко.

Сильное впечатление произвело на меня посещение Мейсена. Музей и магазин при фабрике - это грандиозно. Особенно покорили разнообразные фигурки, так называемая малая пластика. Вообще-то это скульптуры из фарфора разных размеров. И, хотя, я с удовольствием рассматриваю роспись и форму всяких чашек и блюдец, сахарниц и молочников, но вот сюжеты и выразительность фигурных композиций меня привлекают больше. Наверное, та самая гжельская рыбка не случайно обозначилась в моей жизни.

Для любителей малой пластики в фарфоре изделия фабрики Lladró, мне кажется, будут интересны. На этой фабрике практически не делают посуду. Здесь царство фигурок из фарфора разнообразной тематики и размера.
Фабрика находится в пригороде Валенсии Табернес Бланкес (Tavernes Blanques). Собственно, это скорее не фабрика, а целый комплекс, который именует себя гордо «Город фарфора». Сайт Lladró.com На сайте указано, как туда добраться и как заказать экскурсию. Мы ее и заказали на удобное для нас время, на русском языке. Экскурсия бесплатная, но выход через магазин. Впрочем, вы можете ничего и не покупать, совершенно не обязательно.

По навигатору спокойно доехали, припарковались у главного входа и подошли к охраннику. Объяснили, для чего хотим пройти на территорию. Симпатичный такой дядечка нас пропустил в отдел обслуживания клиентов.

Объяснились с приветливой девушкой- администратором. И пока она приглашала экскурсовода разглядывали то, чем было украшено это помещение.

Пришла наша экскурсовод – приветливая Наташа, и мы отправились на экскурсию.

Наташа начала экскурсию, естественно, с истории создания фабрики. Информации в интернете о фарфоре Lladró предостаточно. Почти все статьи начинаются одинаково с истории о том, как в не таком уж далеком 1953 году трое братьев Lladró Хуан, Хосе и Висенте, работая на керамической фабрике, решили самостоятельно заняться производством фарфора. Так возник семейный бизнес, который процветает и по сей день.

  Конечно, фарфор марки Lladró существует всего чуть более 60 лет. И не имеет столь глубоких традиций, как фарфор Мейсена, Севра, Веджвуда или ЛФЗ (да простят меня коллекционеры, что я даже посмела поставить Lladró в один ряд с такими высокими марками). Но мне понравились эти трогательные в своей наивности, чуть слащавые, чуть сентиментальные, но такие обворожительные фигурки.

Помню в Мейсене четыре года назад на экскурсии нам демонстрировали, как расписывают изделия этого знаменитого фарфора. Само производство не показывали.

В Городе фарфора Lladró кроме демонстрации фильма об истории фабрики и создании продукции нам продемонстрировали еще и процесс создания этого самого фарфора вживую.


Сначала художник создает макет из глины. Этот макет одобряет или не одобряет Творческий комитет. После одобрения эскиз создается уже в гипсе. И лишь после этого по нему изготовляются формы для отливки. Каждая форма используется не более 20 раз, так как при дальнейшем ее применении теряется четкость детали.

Мастер при нас залил фарфоровую смесь в формы. Красивенькие такие белые аккуратные формочки.

Для фигуры до 20 см в среднем требуется до 20 деталей. Затем мастер открыл несколько форм и достал несколько небольших деталей. Мы потрогали маленькие ручки какой-то фарфоровой девочки и даже отлитый отдельно фарфоровый большой пальчик. Все эти элементы затем склеиваются жидкой фарфоровой пастой.

Поблагодарив мастера, мы отправились к женщине, которая декорировала отлитые фигурки. В этот день она расписывала девичьи головки. 90% производства на этой фабрики осуществляется вручную. Вот тетенька и проявляла некое творчество, рисуя девичьи брови вразлет или чуть насупленными. Конечно, она не отступала от образца, но все же. Мы поинтересовались сколько таких головок она расписывает за рабочий день? Оказалось, что в среднем 100 экземпляров. Работает она на этой операции уже 14 лет. Закончила Школу профессионального образования при фабрике и вот постепенно доросла до художника- оформителя. Тетеньку тоже поблагодарили и отправились к последнему фигуранту в этом цеху. Это было самым интересным. Женщина-мастер изготовляла цветы из фарфоровой пасты. Для меня эти цветы в фарфоре марки Lladró самое привлекательное. Мы, как завороженные наблюдали, как мастер точными движениями лепит каждый лепесточек, а затем также безошибочно составляет цветочек с листочками и стебельком. Мастерство! Потрясенные мы даже не задали ей ни одного вопроса.

  Мастер готовил цветы для украшения фигуры Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных, которая является покровительницей Валенсии.  Для известной фигурки «Цветочная лавка», созданной в 1982 году Было сделано более 500 цветов:

   Мастер на каждой операции оставляет на дне изделия свой собственный отличительный значок. Если обнаруживается брак, то сразу видно, кто его допустил.

Здесь же видно клеймо фабрики, которое сейчас используется. Конечно, оно имеет некий смысл. На клейме изображен цветок, который произрастает в данной местности, и знак бесконечности, в данном случае, как символ бесконечности природы.

В производстве используются только натуральные краски и эмали, изделия расписываются кисточками из натурального волоса. Может именно это обозначал знак бесконечности? Естественно состав красок и эмалей держится в строжайшем секрете.

Последующей операцией после нанесения красочного слоя является обжиг. Технология изготовления фирмы Lladró предполагает монообжиг, т.е. изделия обжигают всего один раз. Изделия становятся прозрачными, но одновременно и хрупкими. Коллекционеры говорят, что изделия фирмы практически не поддаются реставрации, а бьются достаточно часто и легко. На этот случай, при покупке изделия в фирменном магазине вам предоставляется право замены его на аналогичное, если вы не дай бог, его разбили. Воспользоваться этим бонусом Вы можете в течении года. Надо сказать, что количество изделий той или иной модели ограничено. Обычно выпускается от 50 до 5000 изделий. Затем форма уничтожается и производство изделия больше не возобновляется.

  Вот эта фигурка испанки уже не выпускается.

В изделиях серии «gres» используют каолиновые глины с добавлением кварца, полевого шпата и окисей различных металлов. Обжигается тоже однократно. В результате получаются такие «темнокожие» фигурки повышенной прочности, что позволяет увеличить их размеры. Они не покрываются краской, а только эмалями, которые после обжига дают разнообразные цвета.

Не правда ли, эта технология позволяет передавать «теплые» оттенки человеческому телу, а матовость только усиливает это впечатление.

Есть и трогательные изделия из так называемого «фарфорового бисквита», когда фарфор не глазуруют, а только обжигают.

Изделия серии «Legenda» созданы с добавлением золота и драгоценных камней. Здесь уже приходится использовать двукратный обжиг, так как необходимо обжигать золото.

 

   Экскурсовод Наташа рассказала нам еще и про так называемый «кружевной» фарфор Lladró.

Но честно говоря, этот фарфоровый элемент вот на меня впечатления не произвел. Сразу вспомнились замечательные кружевные юбки мейсенских статуэток. Да и, собственно, технология изготовления этих кружев идентична. Это когда ткани (кружева) драпируются вручную, затем опускаются в фарфоровый шликер и подвергаются термической обработке.

А вот если забыть о технологии и просто пройтись по магазину-музею фабрики, можно получить истинное удовольствие.
 

  Эта композиция называется «Царица Нила». Фарфоровая лодка царицы имеет в длину 160 см. Кроме самой царицы Нила на лодке разместились 11 сопровождающих ее фигурок танцоров, музыкантов, детей и слуг. Композицию изготавливали долго. На одну только балансировку царского балдахина ушло около 5 лет. Скульптура Хуана Карлоса Ферри Эрреро была выпущена лимитированной серией в 100 экземпляров.


   Композиция «Прибытие золушки» Франциско Полопе - известный сказочный сюжет. На мой взгляд - это кусочек повествования так органично завершенный, полный волшебного действа.
 

   И китайский дракон. К сожалению, освещение не давало возможности сфотографировать фигуру так, чтобы видеть все оттенки глянцевого и матового фарфора, детальную проработку чешуек. Сочетание карминно-красного и золотого заставляет фигурку буквально «пылать». Зато хорошо видно какой он экспрессивный этот дракон и грозный.

Отдельно нужно сказать о современных тенденциях в фарфоре фабрики. Известный испанский дизайнер Хайме Айон, который является креативным директором фабрики создал интересную и довольно необычную серию «Фантазия».

Молодые дизайнеры, которые входят в группу Lladró Atelier – группу с альтернативными подходами и технологическими экспериментами создали коллекцию «Naturofantastic».
Коллекция представлена столь не свойственным для Lladró обеденным сервизом. Единственный комплект посуды в коллекциях фирмы. Каждый год этот сервиз пополняется новыми предметами. А еще в этой коллекции были созданы совершенно необыкновенные вазы.

Экскурсия закончилась. Наташа разрешила потихоньку нам пофотографировать, так как официально здесь фотографировать нельзя. Почему так? Это необъяснимо. Ведь практически все изделия есть в каталоге. Каталог Вам дадут бесплатно. Мы купили фигурку с цветами.

Наташа сказала, что русские, как раз и покупают композиции с цветами, а вот, например, итальянцы покупают матовые фигурки из «бисквита».

В России фарфор Lladró получил признание с 1991 года, когда Эрмитаж приобрел для своей коллекции 2 скульптуры: «Парадная карета» и «Дон Кихот». В 2011 году в фойе Большого театра в Москве прошла выставка «Фарфор на пуантах. Искусство Lladró в лучших театрах мира». В 2013 году в ГУМе прошла передвижная выставка, посвященная юбилею Lladró «60 лет в Авангарде Фарфора».

У компании Lladró есть дочернее предприятие, которое выпускает фарфоровые фигурки, скажем так попроще и, естественно, подешевле. Называется она «Nao». Существует с 1967 года. Собственно говоря, это и было целью открытия новой линии производства: сделать фарфоровую скульптуру более доступной для простых покупателей. Я бы сказала, что статуэтки Nao грубее, что ли. В них меньше мелких деталей, цветы, если встречаются, то детали в них проработаны не так четко. Сайт предприятия www.naoporcelain.com.


Я купила 2 фигурки Nao в Гвадалесте. Там продается много изделий этой марки. Есть даже специализированный магазин, где оформляют такс фри.
Вот они.


В Городе Фарфора Lladró мы тоже видели продукцию Nao. Целый стенд. Тематика - герои диснеевских мультфильмов. Какая там была бесподобная коза с серьгой в ухе! Но сфотографировать уже не удалось
   Вот так выглядит клеймо Nao

 

Старая парусная лодка времен Колумба символизирует путь к истокам творчества. Так написано на сайте компании.

Не знаю, буду ли я коллекционировать фарфор Lladró и Nao, но покупать отдельные фигурки буду непременно. Мне кажется, что тот кусочек жизни, который заключен в небольшом фарфоровом изделии так часто поднимает настроение, просто приносит радость. Ведь что-то символическое есть в том, что люди искали философский камень, а получили фарфор – теплый полный жизни материал.

otzyv.ru



Источник | | Автор: Полищук Ирина
| Категория: Фарфор. Стекло. Керамика
| Теги: коллекционер, клеймо, клейма фарфора, музей, фарфор, коллекция, коллекционирование, Мейсен
28.10.15 Просмотров: 12165 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar