Главная Клуб Темы Клуба
Металлика
О каслинском художественном литье
Реформы его, направленные на быстрый подъем отечественной промышленности, изменили и привычный уклад жизни Урала. Прошло время старателей-одиночек и крошечных фабрик – один за другим возникают заводы, приезжают специалисты-металлурги, переселяются крестьяне, ставшие вместе с коренными жителями первыми уральскими рабочими.
И вот в 1747 г. на берегу живописного озера Касли купец Я. Коробков основывает небольшой завод, поначалу ничем не отличавшийся от остальных. Правда, при новом владельце Н. Демидове здесь уже производят великолепное железо с клеймом «два соболя», которое пользовалось большим спросом не только в России, но и за границей. Однако подлинную славу каслинцам принесло искусство художественного литья.
В XVIII в. почти на всех уральских заводах пытались освоить фигурное литье из чугуна. Сначала простейшее – печные заслонки, детские игрушки, посуду, затем и более сложное – ограды для памятников и парков, садовую мебель. Однако именно каслинскому заводу суждено было стать единственным в своем роде предприятием, специализирующимся на выпуске художественного литья высочайшего качества, и сделать старинное искусство уральских рабочих всемирно известным.
Успехи каслинцев объясняются целым рядом причин, среди которых прежде всего надо отметить великолепие самого материала – местного чугуна, выплавляемого на древесном угле. Необыкновенно пластичный, свободно льющийся, он послушно заполнял наисложнейшую форму. Огромное значение имело и безупречное знание мастерами технологии производства, слагающегося из многих взаимосвязанных процессов.
На заводе возникли целые династии литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые до мелочей изучили секреты своего дела. От зари до зари работая в темном душном цехе, они, тем не менее, считали себя участниками творчества и действительно были своеобразными соавторами скульпторов-профессионалов.
Прежде всего бронзовая модель попадала к формовщику. Каслинцы виртуозно владели приемами кусковой формовки, при которой нужно безошибочное умение так разделить поверхность модели, чтобы впоследствии получилось как можно меньше швов. О поистине фантастическом мастерстве местных формовщиков доныне свидетельствуют часовые цепочки, составленные из отдельно отлитых и продетых друг в друга колечек.
Работу над скульптурой продолжал чеканщик. Точно рассчитанными ударами он устранял недостатки отливки и выявлял форму, детали, фактуру. Завершался технологический процесс окраской чугуна, от природы имеющего серый цвет. Классический черный цвет художественного литья придавал скульптуре особую выразительность. В 70-90-е годы XIX в. творчество каслинцев удостоилось международного признания. Призы привозили из Милана, Филадельфии, Лондона, Копенгагена!
Работы П. Клодта стали классическими образцами каслинского литья. Широко известны вольные копии его конных групп с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Наиболее выразителен «Конь с попоной». Композиция, развернутая по диагонали, очень динамична и создает впечатление ничем не сдерживаемого бунта природных сил. Четкий стремительный силуэт, сильные контрасты света и тени, энергия складок падающей ткани, летящая грива коня! В уральских музеях хранится большое количество произведений неизвестных художников, которые отличает особая теплота и задушевность мотивов.
Начало ХХ в – период больших международных выставок, где демонстрировались научные и культурные достижения разных стран. Наибольший успех выпал на долю уральских мастеров в Париже на всемирной выставке 1900 г. Специально для нее был отлит чугунный павильон, единодушно получивший «Гран-при». Он стал центральным экспонатом русского отдела – своеобразным символом России.
Павильон создавался два года. Здание напоминало сказочный шатер, увенчанный ажурной короной. Главный вход украшал тяжелый бархатный балдахин, поддерживаемый чугунными пиками. Бархат же был фоном для сквозного узора, который образовывал стены. Главная тема орнамента – Древняя Русь: герои легенд и былин, персонажи народных сказок, вещие птицы Радости и Печали, ладьи, драконы, рыбы, травы – все это создавало фантастический образ, надолго запомнившийся гостям павильона.
Павильон работал днем и ночью. Каслинцы отвечали на тысячи вопросов, дарили восхищенным парижанам миниатюрные брелоки. Один из посетителей – американец – увез домой просто кусочек чугуна. После закрытия выставки павильон перевезли в Россию. Сейчас он демонстрируется в залах Екатеринбургской картинной галереи.
Во многих городах России можно увидеть замечательные произведения чудо-умельцев. Но если сумеете побывать в музеях Урала, полюбуйтесь на шедевры каслинского литья. И вас непременно охватит гордость за русских мастеров.
Совершенство чугунного литья, по сложившейся многовековой традиции, связано с именем уральского города Касли. Именно на горных приисках Урала, где среди гор и озер расположен чугуно-литейный завод, зародилось ремесло, принесшее уральским мастерам известность далеко за пределами России. Соответственно, ремесло это получило имя по названию места рождения — каслинское литье.
Местный природный песок, которым каслинцы пользовались для формовки, и чугун, добываемый ими в домнах на древесноугольном топливе, способствовали достижению высоких результатов литья. В России и раньше отливали из чугуна статуи и решетки, но нигде мастерам не удавалось достигнуть такого совершенства, каким владели каслинцы.
Изумительный пример их мастерства — отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. О долговечности и ценности этих произведений искусства говорит тот факт, что некоторые изделия позапрошлого века можно встретить не только в музеях, но и в антикварных магазинах и частных коллекциях.
Во многом истоки зарождения мастерства в Касли обязаны немецким корням. После наполеоновских войн, разоривших немецкие земли, многие умельцы в поисках работы устремились в богатую Россию, на казенные и частные металлургические предприятия. Они не только помогали совершенствовать производство огнестрельного и холодного оружие, но и налаживали выпуск художественного литья.
На основанном в 1747 году Каслинском заводе до начала XIX века отливались котлы, казаны, рукомойники, чайники, утюги. Эти предметы быта производились повсеместно в большом количестве и особой ценности не представляли. Перед владельцами заводов стояла другая задача — освоение производства новой продукции, используя имеющиеся мощности. Развитие изящного чугунного литья связывают с появлением на заводе нового управляющего — Григория Федотовича Зотова, сделавшего уникальную для того времени карьеру, пройдя путь от крепостного кричного мастера до главного управляющего заводом. Получив вольную, он с самозабвением занимался любимым художественным литьем, перспективы которого смог оценить по достоинству.
В качестве первых образцов первоначально использовались отливки, привезенные им из Германии в 1820 году, где Зотов посещал местные металлургические заводы. Среди привезенных образцов были работы австрийского скульптора и медальера Леонарда Поша — «Апостол Павел», «Апостол Иоанн Богослов», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый». Кстати, эта серия выпускалась на Каслинском заводе и сейчас.
По моделям известного берлинского архитектора Карла Фридриха Шинкеля отливались «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам выпускались не менее известные и в наши дни работы — чернильница «Броненосец» и подсвечник «Колонка на львиных лапах».
ШИНКЕЛЬ КАРЛ-ФРИДРИХ (1781-1841) Берлинский художник и архитектор. Уроженец Пруссии. Яркий представитель классицизма. Автор проекта памятника королеве Луизе для Марктплатца в Гранзее. Создал эскизы декоративных архитектурных элементов (консоли к балконам, перила и решетки, лестничные клетки и парадные лестничные марши), проекты интерьеров берлинских дворцов для принца Карла и Альбрехта, эскизы решеток ограждений въездов при дворце принца Карла и при дворце принца Фридриха в Берлине. По его эскизам исполнены обе богато украшенные створчатые двери главного портала Строительной академиии. По рисункам Шинкеля сделаны на Королевском литейном заводе перила так называемого Замкового моста в Берлине с морскими коньками и тритонами, перила мостика с морскими божествами перед террасами Сан-Суси в Потсдаме и перила Старого королевского музея. Плодотворно работал над созданием моделей декоративных моделей из бронзы и чугуна для Королевского литейного завода в Берлине, поставлявшего высокохудожественные образцы для литейных заводов Европы. Автор многочисленных моделей декоративных тарелок, ваз, подсвечников, канделябров, а также садово-парковой мебели — столов, диванов, кресел и стульев. Член академии изобразительных искусств в Берлине, профессор Академии архитектуры, главный архитектор Пруссии
Благодаря навыкам, приобретенным при производстве бытовой чугунной посуды, каслинские литейщики быстро освоили новую для них технологию художественного литья (в сухую песчаную форму), внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и иных роскошных произведений.
Долгое обращение с произведениями искусства, а также врожденная одаренность влекли каслинских чеканщиков и формовщиков к самостоятельному творчеству. В 60-90-х годах 19 века каслинское художественное литье получило известность и за пределами России, экспонируясь на выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме, где изделия каслинских мастеров неизменно отмечались грамотами и медалями.
Не иначе как сенсацией называли современники представленный на Всемирной Парижской художественной выставке 28 апреля 1900 года каслинский чугунный павильон — выставочную витрину Кыштымского горного округа. Беседка состояла из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена. Именно ему заказал этот проект один из владельцев Кыштымского горного округа Василий Дружинин, который не только решил удивить весь мир чугунными изяществами, но и подправить свои финансовые дела.
В Париж привезли не только павильон и образцы продукции заводов, но и все необходимое для отливки любой детали, случайно сломавшейся в пути: древесный уголь, чугун в слитках, формовочные пески, различный инструмент и оснастку. Не забыли даже двух мальчишек-глиномесов для подготовки формовочной смеси. Всего же, по отчетам Акционерного общества Кыштымских горных заводов за 1900-1901 годы, «расходы по устройству павильона на Всемирной выставке в Париже» составили 25.548 рублей 69 копеек.
Расположенный в центре галереи второго этажа, прямо под огромным стеклянным куполом, павильон притягивал многочисленных посетителей. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. С утра и до вечера, с первого и допоследнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный ураган восхищения. Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого были словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов. Вылитые изящные фигурки фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных дурман-цветов и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком будоражили воображением. При этом три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможным статуэтками, подсвечниками, пепельницами… Обилие разнообразных чугунных форм не мешало абсолютному совершенству выделки чугуна. В павильоне заключались торговые сделки, покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках. Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов, продававшиеся в Париже по цене равных им по весу серебряных изделий. Трудно было поверить, что все это отлито из чугуна. Каждый покупатель на память о посещении экспозиции Кыштымских заводов получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, кабана, собачку, бычка, крысу, якорь, скрещенные молоточки, — на выбор.
К тому времени у мастеров в ассортименте было более 500 наименований изысканных изделий. Так что не случайно продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда по 65-му разделу (металлические изделия) — хрустальный Гран при и большая золотая медаль. Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы. Усилия талантливого архитектора были не напрасны, посетители увидели в каслинском павильоне, по меткому выражению современника, «целую энциклопедию чугунного художественного литья».
Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н. А. Лаверецкого «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!».
Тогда уязвленный Лубо позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол… Покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась. Крепка оказалась заводская марка. Ахнула свита, изумился президент и… прибавил цену, но сделка не состоялась.
Кандидат исторических наук Елена Иванова
http://www.kasly.ru
Источник | |
|
26.09.09 Просмотров: 10512 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |