Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты
Скандал вокруг Эрмитажа
Очередной вывоз сокровищ Эрмитажа за границу завершился традиционным скандалом. На выставке во французском городе Вик-сюр-Сей треснула драгоценная ваза работы Эмиля Галле. Талантливейший мастер начала прошлого века разработал уникальную технику обработки многослойного стекла, впоследствии названную в его честь. Его произведения приобретали высочайшие персоны Европы, включая семью российского императора, и теперь ценнейшая ваза, изготовленная для Николая II, едва не погибла.
Петербуржцев особенно возмутило, что сотрудники музея Жоржа де ла Тура, где выставлялась ваза, даже не удосужились сообщить о произошедшем российским коллегам.
Миллионы на вывоз
Как известно, в ходе знаменитой проверки Эрмитажа, организованной заместителем председателя Счётной палаты РФ Юрием Болдыревым, особый скандал вызвал ущерб, нанесённый экспонатам во время зарубежных вояжей. По результатам ревизии палата оценила убытки в 368 тысяч долларов. Причём вопрос о компенсации, требуемой с зарубежных партнёров, повис в воздухе.
Казалось бы, причём тут Пиотровский? Наряду с не слишком активным взиманием компенсаций, у аудиторов Счётной палаты вызвало недоумение и небрежное хранение экспонатов, многие сотни которых не обнаружилось на месте даже по результатам выборочной проверки. Кто даст гарантию, что они случайно не застряли на чужбине? Ведь по таможенным декларациям цифры зарубежных выставочных контрактов «Эрмитажа» сопоставимы со статьями бюджета небольшого государства.
Согласно таможенной статистике, в 1997 году общий иностранный оборот Эрмитажа составил 771 928 570 долларов 68 центов. В 1998 году – 2 266 715 527 долларов 88 центов. Самыми дорогими экспонатами 1997 года оказались вывезенные во Флоренцию пять картин Матисса, чья статистическая стоимость на таможне была приравнена к 66 миллионам долларов, а в следующем году этот рекорд был превышен на 8 миллионов.
Ситуация не изменилась и на переломе столетий. Одна только выставка «Импрессионисты и постимпрессионисты», вывезенная в Италию и вернувшаяся 15 июня 2000 года, потянула на 424 790 000 американских рублей.
По словам и. о. директора Эрмитажа Владимира Матвеева, музей в 2008 году провёл или предоставил экспонаты для в общей сложности 47 иностранных выставок, в том числе в Европе и Америке.
В тоже время в России за тот же период организованы всего две выездные экспозиции. В нынешнем году в Нидерландах, Австрии и Японии Эрмитажем открыты три выставки, на которых представлены 2672 экспоната, дополнительно направлены предметы коллекций на 21 заграничную выставку.
Например, в феврале нынешнего года границу пересекли картины Пабло Пикассо «Бидон и миски» и «Зелёная миска и чёрная бутылка», причём в таможенной декларации зафиксирована цифра – 9 195 891 доллар 55 центов. «Дриада» того же мастера была оценена в 9 152 494 американских рубля и 27 американских копеек, а знаменитая «Любительница абсента» в 7 225 584,31 бакса.
Куда дешевле оказалась выставка «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж». Составляющие её 19 картин и 66 рисунков потянули лишь на 6 754 824,55 долларов.
По части известности скромному германскому пейзажисту далеко до создателя голубя мира, зато ценность «Святого семейства» Рембрандта, «Вознесения Марии» Рубенса и «Букета» Матисса вполне сопоставима с работами Пикассо. Всего же за один только нынешний январь и февраль ценность экспонатов, побывавших за рубежом, – несколько десятков миллионов долларов.
Девять лет без ревизора
Учитывая, как хранятся в Эрмитаже музейные ценности, возникают вполне понятные чувства. Тем более, Юрий Болдырев уверен, что никаких реальных оргвыводов по проверке Счётной палаты сделано не было. Самого настырного счетовода вскоре уволили, заменив более покладистыми сотрудниками. В итоге ревизоры уже девятый год на эрмитажный порог носа не кажут.
Результат – налицо. На прошлой неделе директор Эрмитажа Пиотровский, выступая по телеканалу «Культура» признал, что из 226 экспонатов, похищенны из его хозяйства летом 2006 года, вернуть удалось всего 34 экземпляра, а изделия из драгоценных металлов, скорее всего, уже давно переплавлены. Как известно, цена похищенного превысила 140 миллионов рублей.
Кстати, почему бы иностранным гражданам, коли они такие ценители искусства, не приехать к нам любоваться шедеврами на месте? И те целее бы остались, и город бы получил дополнительные доходы от туризма. Тем более, сами европейские и американские музеи ведут именно такую политику, предпочитая свести к минимуму заграничные вояжи своих культурных ценностей.
Бизнес братьев Гаксельбергов
Наша газета уже писала о роли, которую играет в упаковке и вывозе эрмитажных ценностей петербургское ООО «Хепри». Хотя в Эрмитаже категорически отказываются давать комментарии на эту тему тему, мы склоняемся к мнению, что по части зарубежных перевозок экспонатов музея значимость господ из «Хепри» трудно переоценить. Только за 2007-2009 годы стоимость услуг, оказанных компанией Эрмитажу и зафиксированных в документах государственного казначейства, составила более 19 миллионов рублей. Причём эти данные, возможно, далеко не полные. Упоминали мы и о присутствии учредителей компании крайне авторитетного гражданина Леонида Викторовича Гаскельберга, бывавшего в экстремальной близости от мест не столь отдалённых [ специалист по антиквариату Леонид Гаскельберг был судим за прошлые преступления].
Другой соучредитель «Хепри», родной брат Леонида Викторовича Евгений Викторович Гаксельберг – тоже фигура примечательная. Он, например, числился руководителем организации «Мuseum on line inc», не чуждой валютному магазину «Эрмитаж» на Дворцовой набережной. Если верить сайту элитной торговой точки, там продаются красивейшие сувениры, ювелирные изделия и прочие изящные вещицы, некоторые из которых напоминают красующиеся в расположенных по соседству музейных залах.
Мы, конечно, и мысли не допускаем, что на прилавке может оказаться какой-нибудь пропавший экспонат, однако, всё же отправили уважаемому Михаилу Борисовичу Пиотровскому факс с несколькими интересующими нас вопросами. В том числе просили рассказать о его отношениях с «Хепри», дать информацию о сохранности пересекающих границу предметов из коллекций Эрмитажа, уточнить статистику и стоимость страховых случаев.
В ответ в редакцию пришло письмо, согласно которому «Государственный Эрмитаж не считает возможным отвечать ... это касается финансовых условий заключённых контрактов, которые не являются секретными, но не подлежат публикации в силу установленной практики и обычаев делового оборота».
Источник | |
|
20.09.09 Просмотров: 10278 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |