Почему мы особо выделяем сегмент шестидесятников, представителей русского послевоенного неофициального искусства? Понятно, что коллекционировать их произведения — особое удовольствие. Но не только.
С точки зрения инвестиций это очень интересный пограничный сегмент, сочетающий достоинства как антикварного сегмента, так и рынка современного актуального искусства. От плюсов антикварного рынка шестидесятникам досталась определенность с точки зрения позиционирования художника в истории искусства. Кто есть кто уже понятно. И вариант того, что художник выпадет из истории искусства, а ожидания инвестора не оправдаются, крайне маловероятен. Роль и значение отдельных шестидесятников еще будет пересматриваться, но драматических изменений там уже быть не должно. Сходство же с рынком актуального искусства состоит в том, что там нет острого дефицита шедевров и работ высокого класса, но при этом существует высокий нереализованный инвестиционный потенциал. Кроме того, в этом сегменте чаще встречаются сильно недооцененные произведения, при продаже которых можно получить доходность от 50 до 200 процентов в год.
Вообще, цены на шестидесятников «выстрелили» относительно недавно, в 2003 году. Первый аукцион Sotheby’s, посвященный именно послевоенному и современному искусству, состоялся в 2007 году. «Взрывной» характер ценового роста объяснялся тем, что он стартовал с минимальной первоначальной базы: хорошие вещи, которые раньше стоили около 3 тысяч долларов, начали продаваться за 10, 20, а потом 60 тысяч. С 2003 года цены на произведения художников первого ряда выросли в 20–40 раз.
Цены, указанные в этом топ-16, не должны отпугивать коллекционеров и инвесторов со средними бюджетами: это все-таки исключительные случаи. И рекорды не характеризуют общий уровень цен на работы конкретного художника. В целом, к живописи шестидесятников можно подступаться при бюджете от 20–30 тысяч долларов. А к графике — с бюджетом от 1–3 тысяч долларов. Например, на тематическом аукционе ARTinvestment.RU «Послевоенное искусство» (май 2010 года) качественная графика продавалась в диапазоне даже от 1,1 тысячи долларов.
Как и в случае других «топов», список аукционных рекордов не стоит рассматривать как рейтинг художников, отражающих их роль и значение в истории искусства. Там есть как очень удачные логические совпадения, так и несколько довольно случайных результатов. Относиться к этому списку стоит в соответствии с названием — как к любопытному набору аукционных рекордов. Ну что ж, время назвать и показать действующих чемпионов аукционного рынка русского послевоенного неофициального искусства:
1. ИЛЬЯ КАБАКОВ
Жук. 1982 Доска, эмаль. 226,5 x148,5 Эстимейт: 1,2–1,8 миллиона фунтов Результат: 2,93 миллиона фунтов Phillips de Pury.28.02.2008 |
2. ЭРИК БУЛАТОВ
Слава КПСС. 1975 Холст, масло. 229,5 x 229 Эстимейт: 500–700 тысяч фунтов Результат: 1,084 миллиона фунтов Phillips de Pury. 28.02.2008 |
3. ЕВГЕНИЙ ЧУБАРОВ
Без названия. 1994 Холст, масло. 300 х 200 Эстимейт: 100–150 тысяч фунтов Результат: 720 тысяч фунтов Phillips de Pury. 22.06.2007 |
4. ВИТАЛИЙ КОМАР и АЛЕКСАНДР МЕЛАМИД
Встреча Солженицына и Бёлля на даче Ростроповича. 1972 Холст, масло, смешанная техника. 175 x 120 Эстимейт: 100–150 тысяч фунтов Результат: 657,25 тысячи фунтов Phillips de Pury. 23.04.2010 |
5. ДМИТРИЙ КРАСНОПЕВЦЕВ
Натюрморт с тремя кувшинами. 1976 Холст, масло. 110 x 68 Эстимейт: 23–32 тысячи фунтов Результат: 512 тысяч фунтов Sotheby’s. 31.05.2006 |
6. ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ
Перед закатом. 1990 Холст, масло. 210 x 165 Эстимейт: 200–300 тысяч фунтов Результат: 468,5 тысячи фунтов Sotheby’s. 12.03.2008 |
7. СЕМЁН ФАЙБИСОВИЧ
Солдаты. Из серии «Вокзалы». 1989 Холст, масло. 285,4 x 190,5 Эстимейт: 40–60 тысяч фунтов Результат: 311,2 тысячи фунтов Phillips de Pury. 13.10.2007 |
8. ВАСИЛИЙ СИТНИКОВ
Москва. 1973 Холст, масло. 102 x 122 Эстимейт: 100–150 тысяч фунтов Результат: 321,1 тысячи фунтов MacDougall’s. 13.06.2008 |
9. ОЛЕГ ЦЕЛКОВ
Пять лиц. 1980 Холст, масло. 200 x 160 Эстимейт: 170–220 тысяч фунтов Результат: 223,1 тысячи фунтов MacDougall’s. 15.06.2007 |
10. ГРИША БРУСКИН
Логии. I. 1987 Холст, масло. 242 x 401 Эстимейт: 15–20 тысяч долларов Результат: 380 тысяч долларов Christie’s. 07.11.2000 |
11. МИХАИЛ ШВАРЦМАН
Ярое око. 1966–1972 Холст, масло. 100 x 75. Из коллекции Г. Д. Костаки Эстимейт: 40–60 тысяч фунтов Результат: 192 тысячи фунтов Sotheby’s. 15.02.2007 |
12. ВЛАДИМИР ВЕЙСБЕРГ
Обнаженная. 1974 Холст, масло. 58 x 63,7 Эстимейт: 20–30 тысяч фунтов Результат: 186 тысяч фунтов Sotheby’s. 15.02.2007 |
13. ОСКАР РАБИН
Город и луна (Социалистический город). 1959 Холст, масло. 90 х 109 Эстимейт: 120–160 тысяч долларов Результат: 337 тысяч долларов Sotheby’s. 15.04.2008 |
14. ВЛАДИМИР НЕМУХИН
Незаконченный пасьянс. 1966 Холст, смешанная техника. 96 х 110 Эстимейт: 50–70 тысяч долларов Результат: 240 тысяч долларов Sotheby’s. 26.04.2006 |
15. ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ
Триптих № 10. Анатомия души. II. 1970 Оргалит, масло. 100 x 439,5 Эстимейт: 50–70 тысяч фунтов Результат: 133,25 тысячи фунтов Phillips de Pury. 23.04.2010 |
16. ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Погребение и воскресение. 1987 Холст, масло. 120 х 120 Эстимейт: 20–30 тысяч фунтов Результат: 120 тысяч фунтов Sotheby’s. 31.05.2006 |
Владимир Богданов
Источник 27.09.10 1530
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |