Что коллекционируют владельцы российских аукционов?
Фото Aava Anttine, Алексея Кузьмичева
Владельцы фирмы «Монеты и медали» Игорь Лаврук и Дмитрий Максимов много лет собирали русские медные монеты. По словам Лаврука, выставлять медь на аукционах было невыгодно — нумизматы покупали серебро и золото, а упускать недорогие, но интересные монеты не хотелось.
Когда коллекция стала достаточно полной, она была с выгодой распродана на аукционах «Монет и медалей» в 2004–2005 годах (спрос на рынке к тому времени изменился). С тех пор учредители «Монет и медалей» ничего не собирают.
«Коллекционирование и аукционы — это все-таки противоположные виды деятельности», — поясняет Игорь Лаврук.
С ним согласен гендиректор «Дома антикварной книги в Никитском» Сергей Бурмистров: «Собирательский интерес входит в противоречие с коммерческой целью — выставить на торги как можно больше привлекательных вещей».
Прежде чем создать свой аукционный дом, он коллекционировал русские книги второй половины XVIII — XIX веков. Затем расстался с большей частью собрания. Но, признается Бурмистров, ему до сих пор приходится подавлять в себе вирус собирательства при подготовке к очередным торгам.
Однако коллекционерская страсть и управление аукционным бизнесом вполне могут сочетаться. Несколько лет назад на одном из московских антикварных аукционов владелец другой аукционной фирмы активно торговался за раритетную вещь. Цена лота поднялась более чем в 20 раз, и купил его бизнесмен-аукционист — для собственной коллекции. Насколько известно, своему хобби он не изменил и до сих пор приобретает на чужих аукционах предметы, которые не может купить иным способом.
Forbes пообщался с четырьмя учредителями аукционных компаний, собирающими свои коллекции, и выяснил, чем и почему они увлечены.
Леонид Шишкин
«Галерея Леонида Шишкина»
Специализация: русская живопись XX века, работы советских мастеров 1930–1970 годов
Собственная коллекция: исторические натюрморты Николая Смирнова
Когда я открыл галерею, Николай Смирнов уже был известным художником. Он работал в старинном стиле «обманки», создающем иллюзию трехмерности изображения, и называл свои натюрморты «театром вещей». Одной картиной мог заниматься год-полтора, тщательно подбирал предметы, продумывал композицию, не допускал никаких компромиссов в технике живописи. В 1990 году на аукционе в Нью-Йорке три его картины, выставленные арт-дилером, ушли за $85 000 — большие деньги по московским меркам того времени. Мы дружили, он шел своей дорогой, я наблюдал. Наконец, я предложил Смирнову сделать выставку и специально для нее — пять новых картин. В 2005 году он завершил последнюю, но до выставки не дожил — подвело сердце. А у меня осталось внутреннее обязательство.
Выставка прошла в 2010 году в Русском музее. С подготовки к ней и началась моя коллекция. Я вдруг осознал, насколько все это уникально и неповторимо, и захотел собрать вместе как можно больше натюрмортов Смирнова. Всего он создал 68 произведений, у меня сейчас 23 картины. Поиски веду среди коллекционеров и дилеров по всей Европе и Америке. В Германии нашел две работы, одну купил в Сербии. Знаю, у кого есть картины Смирнова в России — три мне точно не отдадут, по трем торгуюсь. Пять натюрмортов некогда приобрел боливийский посол. Может быть, как-нибудь соберусь и в Боливию.
Илья Горянов
«Знакъ»
Специализация: монеты, боны, ценные бумаги, награды, памятные медали и знаки Российской империи и СССР
Собственная коллекция: боны (бумажные денежные знаки) времен Гражданской войны в России
Никогда не подсчитывал, сколько бон у меня в коллекции. Несколько тысяч, точнее не скажу. Деньги Гражданской войны — это невероятное разнообразие эмиссий, отражающее специфику времени: правительственные выпуски («красные» и «белые»), региональные, областные, городские, армейские, частные (заводы, кооперативы, торговые компании и т. д.). Собирать их я начал лет пятнадцать назад, из интереса к истории и по причине недооцененности этой темы.
Теперь ситуация с ценами иная. Недавно я приобрел денежный знак, выпущенный в Урге при бароне Унгерне. В 2011 году такая бона была продана на аукционе в США, в пересчете на рубли, за 700 000. Сейчас ее можно выставлять за 1–1,5 млн рублей. Есть боны красивые, но недорогие — к примеру, врангелевские тысячерублевки. Есть отпечатанные кое-как на плохой бумаге (например, знаки лагерей военнопленных), но при этом стоящие дороже золотых десятирублевок. Самый ценный знак в моей коллекции — пробные колчаковские 1000 рублей 1919 года, единственный известный экземпляр. Из шести номиналов колчаковских «пробников» я разыскал четыре. Полной подборки нет ни у кого.
У меня, как я думаю, лучшее собрание денежных знаков Уральского региона, но для полноты не хватает примерно 100 бумаг. Боны Гражданской войны до конца собрать нельзя принципиально. Всегда будет что разыскивать.
Константин Журомский
«Кабинетъ»
Специализация: русская и советская живопись и графика, декоративно-прикладное искусство, старинные книги, предметы военной истории
Собственная коллекция: русская кабинетная бронзовая скульптура
Золотой век русской бронзы — это последняя треть XIX века. Все отливки штучные, выполненные под заказ по восковым или гипсовым моделям. Скульпторов, создававших кабинетные бронзовые фигуры, было чуть более десятка. Поэтому коллекционирование кабинетной бронзы — занятие обозримое и понятное, в отличие от русской живописи того же периода, представленной большим числом имен и разнообразием жанров. Как мне кажется, русская бронзовая скульптура до сих пор недооценена: $100 000–150 000 за редкую вещь превосходного качества в бронзе — это цена не самой выдающейся картины, допустим, Шишкина или Поленова. Коллекцию бронзы можно совершенствовать — искать так называемые шеф-модели, первые отливки, экземпляры с авторской проработкой деталей после литья.
Я собираю бронзу с 1998 года и до сих пор делаю открытия, находя фигуры и модели, неизвестные даже музейным экспертам. Сейчас в моей коллекции больше 100 скульптур Евгения Лансере. Еще известно около 50 его работ в отливках. Примерно 100 работ я знаю только по фотографиям восковых моделей, эскизам, описаниям в литературе и архивным документам. И эти пробелы в творчестве понемногу заполняются, изделия в бронзе находятся — в России, Европе, Америке.
Владимир Овчаренко
Аукцион Vladey
Специализация: современное российское искусство
Собственная коллекция: работы отечественных и западных современных художников
Наверное, я мог бы собирать русских художников довоенного периода, и это был бы более очевидный выбор. Но я предпочитаю приобретать то, в чем хорошо разбираюсь. Современным искусством я занимаюсь 25 лет. Если в моей галерее «Риджина» представлены порядка 20 художников, то в коллекции— свыше 70 авторов, российских и иностранных (всего около 400 работ). По сути, это мой путь в современном искусстве, для меня оно живое, мой Second Life. С художником можно общаться, следить за его творчеством, сравнивать его взгляд на мир со своим собственным…
Работы я приобретал разными путями: напрямую у авторов, и необязательно у тех, кто выставляется в «Риджине», иногда на аукционах, иногда у галеристов и дилеров. Редко, но расстаюсь с работами из своей коллекции, не все они выдерживают проверку временем. Бывает, художник своими дальнейшими выставками и работами перечеркивает значимость прежних. Или же более удачные работы автора занимают место ранее купленной. Процесс живой, мне в нем комфортно. Да и уровень коллекции повышается. Я твердо верю: покупать лучше то, что нравится, тогда искусство будет приносить радость. А если вдруг через 10 лет поймешь, что цена выросла, то окажешься в двойном выигрыше.
30.09.15 2973
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |