на фото: Аукцион произведений искусства Christie's 1955 года, управляющий директор Алек Мартин на подиуме © Getty Images
Этот вопрос волновал человечество на протяжении веков. Сигмунд Фрейд первым пытался дать научное объяснение мотивам коллекционирования, но даже сегодня ответы остаются неоднозначными и сложными для понимания.
«Иногда вещи переворачиваются с ног на голову. Мы меняем свои взгляды», — говорит историк Джеймс Делбурго , автор книги «Благородное безумие» , которая раскрывает тёмные стороны этой привычки.
В древнем Риме политик Цицерон описывал жажду собирательства как проявление похоти — в лице коррумпированного правителя Гая Верреса. Позже образ коллекционера менялся: от развратного до аскетичного, одинокого человека, подобно герою романа Бальзака «Кузен Понс» , чья жизнь была заполнена одиночеством и внутренними конфликтами.
Сегодня же большинство коллекционеров говорят о своих мотивах иначе. Исследование Art Basel & UBS показало, что 40% опрошенных покупают искусство ради личного удовольствия и самовыражения. Лишь 24% признались, что главной целью является инвестиция. Тем не менее, возникает вопрос:
«Может ли это быть способом прикрыть финансовые цели под маской страсти?» — задаётся вопросом доктор Клэр МакЭндрю, аналитик рынка искусства.
Коллекционирование от импульса к системе
Начинающие коллекционеры часто действуют интуитивно, эмоционально. Так рассказывает Ральф Сегрети , коллекционер из Лондона и Чикаго:
«Первые десять лет я покупал хаотично, как все. Только через 20 лет моё собирание стало осмысленным».
Его коллекция состоит из абстрактного и концептуального искусства , включая работы таких современных художников, как Теастер Гейтс (Theaster Gates) и Лорен Холси (Lauren Halsey) . Всего у него около 150 произведений искусства .
Однако он также признаётся:
«Я бы назвал себя человеком с зависимостью от покупок. Но я направил её в более глубокое русло».
Женщины в мире коллекционирования
Не все коллекционеры ограничиваются стенами своего дома. Некоторые создают музеи, чтобы поделиться своей страстью с миром.
Патриция Сандретто Ребауденго , основательница одноимённого фонда в Турине, говорит:
«Искусство помогает мне лучше понимать мир. Я меньше говорю и больше слушаю то, что хотят сказать художники».
Её коллекция насчитывает более 1500 работ современного искусства , 3000 исторических фотографий и огромную коллекцию американских ювелирных изделий . Она сотрудничает с художниками напрямую, заказывает новые проекты, такие как скульптура Маргериты Юмео (Marguerite Humeau) и мозаика Таубы Ауэрбах (Tauba Auerbach) .
«Моя роль выходит за рамки простой покупки. Я хочу участвовать в жизни художников, поддерживать их развитие».
Хотя женщины всё ещё составляют меньшинство среди крупных коллекционеров, ситуация начинает меняться. По словам экономиста Пола Донована (UBS Global Wealth Management) , женщины становятся важной частью круга высокобюджетных покупателей.
Ожидается, что в ближайшие 20–25 лет будет передано $84 триллиона — «Великий переход богатства», который может увеличить число женщин-коллекционеров.
Искусство как инвестиция?
Финансовый интерес к искусству существует, но он часто скрывается за словами о любви к культуре и красоте. Это связано с тем, что рынок искусства ценит тех, кто собирает «ради искусства», а не ради выгоды.
«Самые ценные коллекции создаются, когда есть личный смысл», — отмечает Делбурго.
Но можно ли отличить истинную страсть от стратегического вложения? Искусство становится инвестицией, когда его владелец считает, что оно со временем подорожает. Однако, как отмечает исследование, лишь 8% коллекционеров признаются, что они одержимы этим процессом.
Существует тонкая грань между страстью и навязчивостью. Как шутит Сегрети:
«Вы можете сказать, что коллекционеры — просто жадные до денег накопители».
Но многие видят в этом нечто большее. Для них это способ общаться с прошлым , поддерживать современное творчество, влиять на культуру и оставить след в истории .
«Все подарки — это запрос на любовь, а все запросы — это поиск любви», — говорил Сигмунд Фрейд.
Будущее коллекционирования
Современный коллекционер — это не только покупатель, но и меценат , соавтор , хранитель культуры . Многие, как и Сегрети, переходят от покупок к спонсорству:
«Я покупаю меньше, но поддерживаю больше», — говорит он.
А Патриция Сандретто Ребауденго продолжает:
«Мне важно встречаться с художниками, посещать их мастерские, строить связи».
Коллекционирование искусства — это не просто акт потребления. Это страсть, философия, образ жизни . Иногда вдохновлённая сексуальным желанием, иногда любовью к прекрасному, иногда стремлением оставить наследие. Но всегда — личным выбором .
Как сказал один размышляющий коллекционер:
«Искусство нужно открывать, а не просто смотреть на него. Оно создано не для стен, а для сердец».
Источник Сегодня 11
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |