Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


На Урале открылся первый в России минералогический музей частных коллекций

На Урале открылся первый в России минералогический музей частных коллекций


На фото: Шар с аметистовой жеодой. Коллекция В.А. Медведева

В центре Екатеринбурга на почти тысяче квадратных метров выставлено 3500 уникальных минералов, а также предметов камнерезного искусства. Основал музей уральский предприниматель и страстный поклонник красоты камня Вячеслав Медведев.

Перед входом в музей, еще на улице, посетителей встречают большие полированные камни. Это образцы яшмы, которую обрабатывала знаменитая Колыванская фабрика на Алтае. Из такой же яшмы в 1843 году была изготовлена Царь-ваза, ныне украшающая Эрмитаж. В пяти просторных залах музея можно увидеть породы, добытые на Урале и в Свердловской области, минералы месторождений России и мира, палеонтологические образцы. О каждом экскурсовод может рассказать или легенду, или особую историю происхождения.

Среди экспонатов не увидеть золота, изумрудов, рубинов — они запрещены для частного коллекционирования в нашей стране, зато можно встретить настоящие редкости. Например, в экспозиции «Планеты» есть уральский малахит. На сегодняшний день камень, воспетый в сказах Бажова, в окрестностях Екатеринбурга уже не добывают — все месторождения выработаны. Шкатулки и украшения сейчас производятся из африканского или китайского малахита.

Среди образцов кальцита, чароита, лазурита, пирита и множества других минералов есть витрина, удивляющая неискушенного зрителя, — камни Антарктиды. Экспонаты из своей коллекции предоставил «Планете» минеролог Сергей Бусыгин, принимавший участие в строительстве первого в Антарктиде православного храма. Те, кто разбирается в минералогии, считают наиболее ценными флюоресцирующие минералы, например, уникальный заринит и бурнонит. Эти названия хорошо известны геммологам — специалистам, изучающим природу камня. И те и другие сходятся во мнении, что рассмотреть все в «Планете» за одно посещение практически невозможно.

Идея создания «Планеты» принадлежит екатеринбургскому предпринимателю Вячеславу Медведеву, чей бизнес связан со строительством, но при этом он уже не один десяток лет увлечен минералогией. По его словам, городу с такой богатой историей, связанной с добычей и обработкой камня, нужно поддерживать свои традиции и тех, кто их хранит.

 

— Вячеслав Александрович, в чем заключается концепция вашего музея?

— Мы создавали музей частных минералогических коллекций как площадку, где коллекционеры всей страны смогут выставлять свои коллекции. Многие хранят образцы дома в коробках — просто негде и некому их показать. Есть те, кто увлеченно собирает редчайшие камни двадцать, тридцать лет и более. Для «Планеты» экспонаты предоставили около сорока уральцев, среди них известные своими коллекциями Владимир Пелепенко, Георгий Корендясев, Фират Нурмухаметов и другие. Суммарно получилась очень качественная экспозиция. Это подтвердили и представители крупнейшего в России Минералогического музея имени Ферсмана, побывавшие у нас на открытии. До конца года мы планируем выпустить фотокаталог, где зафиксируем все представленные экспонаты, проведем мероприятия для коллекционеров, а также создадим программы для детей, чтобы увлечь их минералогией.

Но все же наша главная задача — научить современных горожан видеть красоту камня. Урал — колыбель камнерезного искусства, богатейший край, который с древних времен называли Самоцветным поясом России. Камень здесь всегда ценили и понимали его красоту, чувствовали энергетику. Не важно, насколько это редкий или дорогой минерал, главное, что он нравится лично вам и вы находите для себя какую-то ценность в его созерцании. Это как удовольствие от общения с картиной — если вы что-то чувствуете, значит, этот художник чем-то вас задевает, а если нет, то остаетесь равнодушны и, по сути, вам уже не важно, сколько стоит картина.

 

— Какой камень в основе вашей коллекции?

Мне нравится флюорит, его называют горным цветком. У него удивительная цветовая гамма: он бывает лиловым, фиолетовым, зеленым, розовым, синим, голубым, желтым. Иногда в одном образце смесь сразу нескольких оттенков. Встречаются кристаллы флюорита, глядя на которые понимаешь, что изумруд на его фоне померк бы. Но флюорит практически не поддается огранке — слишком мягкий, поэтому почти неизвестен в широких кругах. Но у нас в экспозиции с ним можно познакомиться.

 

— Будет ли музей принимать на хранение коллекции или «Планета» работает только как выставочная площадка?

— В первую очередь музей — это выставочное пространство. Но бывают случаи, когда мы можем взять на себя роль хранителей коллекций. К сожалению, не у всех коллекционеров есть продолжатели. Наследники часто не видят смысла в этих горах непонятных им камней, которые занимают место в квартире. Чтобы уникальные образцы не оказались на свалке или не были распроданы, мы, конечно, будем принимать их на хранение. Но все зависит от желания самого хозяина, отдать нам камни только для выставки или навсегда. Одно могу сказать точно: экспозиция будет постоянно меняться, и у посетителей всегда будет повод еще раз заглянуть в наш минералогический музей «Планета».

Светлана ТОЛМАЧЕВА

Оцените материал: 0.0/0

 Источник   05.02.21 797 antikvarius 
музей, коллекция, коллекционер, минералы
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar