Коллекционер Киран Надар о современном индийском искусстве и создании музеев




«У меня никогда не было формального художественного образования: я просто училась на ходу», — говорит Киран Надар, индийская коллекционерша и филантроп. Её обширная коллекция южноазиатского искусства насчитывает уже 15 000 произведений, часть которых представлена в масштабной выставке «The Imaginary Institution of India: Art 1975–1998» в культурном центре Барбикан в Лондоне .
В доме Надар в Лондоне, элегантной квартире в здании, внесённом в список исторических памятников с видом на Риджентс-парк — одна стена украшена картиной лошадей работы М. Ф. Хусейна , известного как «Пикассо Индии». На другой стене работа Манджита Бауа с изображением флейтиста, играющего перед группой серых коров. Маленькие скульптуры Генри Мура размещены на столах, а у двери стоит роскошный шкаф с инкрустацией из слоновой кости.
Надар в свободном халате зелёно-розово-оранжевых тонов расслабленно, дружелюбно и открыто рассказывает, как она начала собирать искусство, о своей благотворительности и новом музее, который открывается в Дели.
Как началась коллекция?
Собирательство началось после замужества. Получив степень по английской литературе в университете в Индии, Надар встретила своего будущего мужа, миллиардера Шива Надара, основателя компании HCL Technologies, когда работала в рекламе, а он был клиентом.
«Моя первая серьёзная покупка — две работы М. Ф. Хусейна для дома. На самом деле он должен был написать одну, но принёс нам две, и мы оставили их. Затем я купила гравированную мужскую натуру Рамешвара Бруты под названием „Бегуны“ (1982), — рассказывает Киран. — Мой муж был в ужасе! Я расстроилась и предложила вернуться в мастерскую и извиниться. Но когда он встретился с художником, то сказал, что я права, и картина до сих пор в его кабинете».
Однако настоящим поворотным моментом стало приобретение работы Манджита Бауа: «Я никогда не думала, что собираю искусство — просто покупала. Пока однажды не поняла, что у нас не осталось свободных стен, и я просто складывала полотна в подвал. Это было бессмысленно. Нужно было что-то делать».
Создание музея
К 2010 году у неё было уже 500 работ , и тогда родилась идея создать пространство для их демонстрации — Kiran Nadar Museum of Art (KNMA) . Сначала музей находился на территории кампуса HCL в Нойде (штат Уттар-Прадеш), затем — в торговом центре South Court Mall в Нью-Дели. В 2026 или 2027 году там откроется новый, гораздо более масштабный музей, спроектированный бюро Adjaye Associates , на участке площадью 100 000 кв. метров напротив международного аэропорта имени Индиры Ганди.
Почему именно Дэвид Аджей?
Выбор гано-британского архитектора Дэвида Аджея был сделан ещё в 2019 году, однако позже он стал объектом обвинений в сексуальных домогательствах и создании токсичной рабочей среды (по данным расследования Financial Times ), которые он отрицает.
«Выбор Аджея был осуществлён жюри, которое сузило список с 60 до 6 претендентов. Аджей выиграл единогласно», — объясняет Надар. (По информации пресс-релиза 2019 года, в шорт-лист попали пять из 47 заявок.)
«На тот момент мы ничего не знали о его личной жизни и уже заплатили около двух третей от суммы контракта. Поэтому мы продолжаем сотрудничать с Adjaye Associates, но сам Дэвид не будет участвовать в наших проектах, пока мы не будем чувствовать себя комфортно. Такова ситуация сегодня».
От классики к современному искусству
Первоначально Надар сосредоточилась на работах Bombay Progressive Artists’ Group — художественного коллектива из Мумбаи, соединявшего индийские традиции и европейский модернизм с 1947 года. Однако вскоре она стала собирать и современное искусство:
«Я покупала за огромные деньги. Затем наступил кризис, и цены многих работ так и не вернулись к тем уровням, за которые я их приобрела».
Этот кризис в индийском искусстве случился в 2006–2007 годах из-за спекуляций и создания художественных фондов. Цены продолжали падать несколько лет, и некоторые работы так и не восстановили свою стоимость.
«Мы хотим, чтобы индийское искусство получило большее международное признание», — говорит Надар. KNMA частично финансировала индийский павильон на Венецианской биеннале в 2019 году — это был лишь второй случай, когда страна представила свой павильон. В этом году там прошла ретроспектива М. Ф. Хусейна.
«Индия — важная страна. У всех стран есть свои павильоны [на биеннале], и у нас тоже должно быть. Если нет места в Джардини, то организаторы должны найти другое значимое пространство для нас. Думаю, на следующей биеннале Индия получит своё постоянное место».
Интернациональная коллекция
Хотя её страсть — индийское искусство, её коллекция включает также западных авторов: Энтони Гормли , Олафур Элиассон , Уильям Кентридж , а также художников из диаспоры Южной Азии, таких как Шазия Сикандер , Эниш Капур и Ракиб Шоу
«Пока финансирование осуществляется через фонд, но мы планируем создать эндаумент. Я не буду здесь вечно, и не могу оставить всё в чьих-то руках, где это не будет развиваться: мы обеспечим высокий профессионализм управления коллекцией».
Но искусство — не единственная её страсть: «Я на самом деле многогранна!» — смеётся она, делая широкий жест рукой. Надар является одной из ведущих игроков в бридж в Индии и в этом году будет представлять страну на Чемпионате мира по бриджу в Буэнос-Айресе.
Источник Вчера 12
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |