Коллекцию искусства Михаила Барышникова привезли в Москву
В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных
искусств имени Пушкина открылась одна из главных экспозиций года. Музей
представляет собрание выдающегося танцовщика XX века, режиссера,
фотографа и коллекционера Михаила Барышникова.
Почему он так и не решился приехать в Москву и представить коллекцию? И как его собрание связано с танцем?
Блистательный артист балета, непревзойденный танцовщик модерна, яркий драматический актер, неординарный фотограф, а еще страстный коллекционер. В Америке, где Барышников живет с середины 70-х, к личному пространству относятся с особым трепетом. И выставкой "Искусство, с которым я живу" Барышников словно открывает дверь в это самое личное пространство, которое принято оберегать от посторонних глаз.
Представить собрание в Пушкинском музее Барышников не приехал. Президент Пушкинского музея Ирина Антонова объясняет почему. "Я его уговаривала, но он сказал, что пока не готов к этому. Вот такой был разговор. Он так же, как Ростропович, как Солженицын, наши деятели культуры, которые волею судьбы оказались за рубежом, очень трепетно относится к стране", - уверяет Антонова.
На выставке представлены произведения французских, американских и в первую очередь - русских мастеров. Полотна Гончаровой и Ларионова, Судейкина, Шемякина, Зверева - самые разные художники, объединенные вкусом артистического человека, рассказывает директор Пушкинского музея Марина Лошак. "Этот артистизм натуры очень хорошо здесь ощущается, здесь нет определенной заданности, нет жесткости в формировании коллекции. Это те вещи, которые радовали этого человека, находились в его доме и были частью его жизни", - рассказывает Лошак. Не так давно танцовщик передал свое собрание в Фонд Барышникова, рассказывает представитель фонда Джорджиана Пикет. "Вся коллекция Михаила Барышникова была подарена фонду. Он - выдающийся танцовщик, актер, фотограф, который сделал многое для того, чтобы дать художникам дополнительные возможности. Его художественный центр был создан 8 лет назад, он предназначен для того, чтобы молодые художники могли воплощать свои мечты", - комментирует Пикет. Когда Барышников выходил на сцену - зал гудел, когда танец заканчивался - взрывался. Невыносимая легкость танца, казалось, он почти не касается сцены. Искусство движения - это тот эстетический стержень, вокруг которого Барышников построил и продолжает формировать свое собрание, рассказывает куратор выставки Алла Луканова.
"Само название "Искусство, с которым я живу" - двойное. С одной стороны, ты погружаешься в саму профессию Барышникова, искусство танца. С другой стороны, произведения, которые его окружают, они тоже посвящены искусству, танцу: театральные эскизы, сценографии в чистом виде. И даже в тех произведениях, которые не носят прямой театральной направленности, все равно есть оттенок театральность, которой свойственен искусству XX века", - говорит Луканова. Именно поэтому Барышников-коллекционер выбирает карандашный рисунок и акварель - воздушную, бесплотную, полупрозрачную и очень "зыбкую" графику. В центре коллекции - работы Александра Бенуа, утонченные эскизы к "Жизели" и "Щелкунчику". Известный американский специалист по русскому искусству Джон Боулт сказал о коллекции Барышникова: "Ему больше по вкусу намек, а не иллюзия, изящество, а не тяжеловесность". То же самое можно сказать и о его танце.
Почему он так и не решился приехать в Москву и представить коллекцию? И как его собрание связано с танцем?
Блистательный артист балета, непревзойденный танцовщик модерна, яркий драматический актер, неординарный фотограф, а еще страстный коллекционер. В Америке, где Барышников живет с середины 70-х, к личному пространству относятся с особым трепетом. И выставкой "Искусство, с которым я живу" Барышников словно открывает дверь в это самое личное пространство, которое принято оберегать от посторонних глаз.
Представить собрание в Пушкинском музее Барышников не приехал. Президент Пушкинского музея Ирина Антонова объясняет почему. "Я его уговаривала, но он сказал, что пока не готов к этому. Вот такой был разговор. Он так же, как Ростропович, как Солженицын, наши деятели культуры, которые волею судьбы оказались за рубежом, очень трепетно относится к стране", - уверяет Антонова.
На выставке представлены произведения французских, американских и в первую очередь - русских мастеров. Полотна Гончаровой и Ларионова, Судейкина, Шемякина, Зверева - самые разные художники, объединенные вкусом артистического человека, рассказывает директор Пушкинского музея Марина Лошак. "Этот артистизм натуры очень хорошо здесь ощущается, здесь нет определенной заданности, нет жесткости в формировании коллекции. Это те вещи, которые радовали этого человека, находились в его доме и были частью его жизни", - рассказывает Лошак. Не так давно танцовщик передал свое собрание в Фонд Барышникова, рассказывает представитель фонда Джорджиана Пикет. "Вся коллекция Михаила Барышникова была подарена фонду. Он - выдающийся танцовщик, актер, фотограф, который сделал многое для того, чтобы дать художникам дополнительные возможности. Его художественный центр был создан 8 лет назад, он предназначен для того, чтобы молодые художники могли воплощать свои мечты", - комментирует Пикет. Когда Барышников выходил на сцену - зал гудел, когда танец заканчивался - взрывался. Невыносимая легкость танца, казалось, он почти не касается сцены. Искусство движения - это тот эстетический стержень, вокруг которого Барышников построил и продолжает формировать свое собрание, рассказывает куратор выставки Алла Луканова.
"Само название "Искусство, с которым я живу" - двойное. С одной стороны, ты погружаешься в саму профессию Барышникова, искусство танца. С другой стороны, произведения, которые его окружают, они тоже посвящены искусству, танцу: театральные эскизы, сценографии в чистом виде. И даже в тех произведениях, которые не носят прямой театральной направленности, все равно есть оттенок театральность, которой свойственен искусству XX века", - говорит Луканова. Именно поэтому Барышников-коллекционер выбирает карандашный рисунок и акварель - воздушную, бесплотную, полупрозрачную и очень "зыбкую" графику. В центре коллекции - работы Александра Бенуа, утонченные эскизы к "Жизели" и "Щелкунчику". Известный американский специалист по русскому искусству Джон Боулт сказал о коллекции Барышникова: "Ему больше по вкусу намек, а не иллюзия, изящество, а не тяжеловесность". То же самое можно сказать и о его танце.
"Вести ФМ",
Ольга Подолян
Оцените материал:
29.10.13 1429
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |