Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Пирл Лам: «Без великих музеев не бывает великих коллекционеров»

Пирл Лам: «Без великих музеев не бывает великих коллекционеров»
Пирл Лам: «Без великих музеев не бывает великих коллекционеров»


«Рынок сейчас очень медленный», — говорит Пирл Лам , гонконгская галеристка, которая десятилетиями была ключевой фигурой в арт-сфере региона. Её называли «двигателем китайского художественного мира». С тех пор как она начала с временных выставок в начале своей карьеры до расцвета перед пандемией, когда у неё было несколько собственных галерей в Гонконге, Шанхае и Сингапуре, она знает все взлёты и падения рынка искусства.

    «Но в этот раз я думаю — это действительно плохо», — предупреждает она.

Хотя в мире искусства принято оставаться оптимистом даже в самые тяжёлые времена, Пирл Лам говорит, что теперь действует в режиме сохранения . В этом году она уменьшает участие в арт-ярмарках и ждёт лучшего момента для переезда в новое трёхэтажное пространство в районе Central (Гонконг) , которое дополнит её уже существующие галереи в Шанхае.

    «Новые китайские коллекционеры хотят покупать то же, что и западные. Если у тебя есть Джордж Кондо, мне нужно два таких, и ещё больших!» — отмечает она.

 

Искусство в изменениях

За последние десять лет социальные и политические потрясения в Гонконге  — от демонстраций за демократию до ограничений из-за пандемии — серьёзно повлияли на местную художественную сцену. Усиление регуляций привело к тому, что многие компании и семейные офисы покинули город. На их месте в роли нового центра искусства появился Сингапур .

Успех ярмарки Art SG  и рост числа частных художественных фондов и галерей показывают, что Сингапур становится настоящим конкурентом Гонконгу.

Однако Лам скептически относится к этой моде:

    «Сингапур всегда конкурирует с Гонконгом. Но он пока не готов заменить его полностью».

В период с 2014 по 2019 год Лам сама управляла двумя галереями в Сингапуре, но была вынуждена закрыть их, потому что локации — такие как Gillman Barracks  и Dempsey Hill  — придавали приоритет заведениям общепита, а у неё просто не было достаточного количества персонала.

    «Сингапур важен для Юго-Восточной Азии. Но инфраструктура здесь — проблема», — объясняет она.

По её мнению, одного интереса соседних стран недостаточно для создания устойчивого арт-рынка. Нужны сильные культурные институты , которые могут создать среду для формирования великих коллекционеров и художников .

    «Вы не сможете иметь великих коллекционеров без великих музеев», — уверяет Лам.
    «А музеи требуют государственной поддержки. В Азии их всё ещё воспринимают как бизнес-проекты, а не как культурное достояние».

Правительство Сингапура, по её словам, не оказывает достаточной поддержки искусству. Например, Национальная галерея Сингапура  страдает от нехватки финансирования.

Лам считает, что M+ в Гонконге  — это идеальный образец того, каким должен быть современный музей. Он не только укрепляет культурную жизнь города, но и вместе с другими учреждениями, такими как Гонконгский музей искусства , Дворцовый музей  и Tai Kwun , делает Гонконг более привлекательной площадкой, чем Сингапур.

Однако развитие арт-сцены в Гонконге шло крайне медленно. Родившись в Гонконге, дочь известного девелопера Лим Пор Йена , Лам начала свою деятельность в 1990-х годах после обучения в Великобритании и выполнения обещания работать в семейном бизнесе.

Тогда она столкнулась с тем, что Гонконг был культурным пустырем . Даже группы меценатов игнорировали город, отправляясь смотреть современное китайское искусство в Пекин  и Шанхай.


Как начинался бум китайского искусства

Первыми коллекционерами современного китайского искусства были немцы , затем — французы  и американцы . Британцы присоединились позже. Они часто рассматривали искусство как сувенир , не осознавая его истинной ценности.

    «Эти работы вскоре стали предметом феерии, которая вывела художников на международную арену», — говорит Лам.

Главной точкой отсчёта этого скачка стал первый аукцион современного азиатского искусства Sotheby’s в Нью-Йорке в 2006 году . После него цены на произведения искусства резко возросли. Однажды Лам купила фотографии у художника за $500, а на следующий день они уже продавались за $80,000.

    «Мой телефон просто звенел от звонков. Все говорили: “Мне нужно это. Мне нужно больше вот такого”», — рассказывает она.
    «Каждая американская галерея хотела представителя из Китая».

В те годы, когда Цэн Фанчжи  (Zeng Fanzhi) и другие китайские художники входили в моду, а MoMA и Guggenheim проводили выставки современного китайского искусства, мир казался полным возможностей. Сегодня же:

    «Никто больше не представляет китайских художников», — с грустью отмечает Лам.

По её мнению, это связано с усиливающимся напряжением между США и Китаем. Сейчас на любые произведения искусства, произведённые в Китае и попадающие в США, установлен тариф в размере 7.5% .

    «Какая галерея согласится платить такой налог за китайское искусство?»

Внутренний рынок тоже меняется. Если раньше популярностью пользовалось политическое поп-арт направление , то сегодня новый класс молодых, образованных за границей китайцев хочет купить то же, что и Запад .

    «Если у вас есть Джордж Кондо, мне нужен больший экземпляр — и лучше сразу два», — смеётся она.
    «Это движение вызвано скорее эго, чем страстью к искусству».

 

Расширение горизонтов

Сама Лам расширяет свои интересы. Хотя её галерея давно работает на пересечении Востока и Запада , она стала уделять больше внимания африканскому искусству .

На прошлогодней ярмарке 1-54 Contemporary African Art Fair  в Лондоне она представила работы лагосского живописца и скульптора Алими Адевале (Alimi Adewale)  — одного из новых имён африканского авангарда.

    «Сначала я не понимала значение фигурализма в искусстве. Но что-то во мне изменилось, когда я начала учиться у других людей», — признаётся она.

Она посетила более 80 художников в Йоханнесбурге за четыре дня , стремясь расширить свои знания и связи.

Лам получает настоящее удовольствие от перемен и путешествий. Она называет себя “Pearlthetornado”  в X (бывший Twitter) и “Pearltheworld”  в Instagram. У неё дома стоит обеденный стол на 66 человек , и она славится своими десятиблюдными ужинами .

    «Я не отдыхаю. Я не знаю, как ходить в спа», — говорит она с улыбкой.

На следующей неделе она планирует побывать в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе . И если она не на мероприятии, то, вероятно, снова организует вечеринку или записывает подкаст Pearl Lam , где беседует с такими гостями, как коллекционеры Don и Mera Rubell , или шеф-повар Stéphanie Le Quellec .

Если рынок не восстановится, Лам, возможно, уже сейчас создаёт себе умный выход из игры , сохраняя влияние через медиа и международные проекты.

Она остаётся верна своему кредо:

    «Искусство — это мост между культурами. И пока этот мост существует, я буду строить его дальше».
    

Оцените материал: 0.0/0

  Источник  Вчера 13 admin 
Коллекционер, искусство, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar