Коллекционирование ради будущих поколений










На India Art Fair в 2017 году у Пуджи Сингхал произошло настоящее художественное потрясение. Увидев выставку абстрактных графических работ индийско-американской художницы Зарины Хашми в павильоне галереи Espace (Дели), начинающая коллекционер современного искусства обратилась к владелице галереи Рену Моди — старой подруге семьи — с восклицанием: «Рену Аунти, я просто заберу всю стену!»
Сингхал смеётся, вспоминая этот момент: «Она оттащила меня в сторону и спросила: „Ты вообще знаешь, сколько это стоит?“ Многие бы в этом не признались, но тогда я даже не знала, кто такая Зарина Хашми. Я просто полюбила эти работы. Это было физическое ощущение — мне нужно было их купить».
Этот поступок запустил настоящую одержимость современным южноазиатским искусством, переплетающуюся с давней любовью к традиционному ремеслу Индии. Теперь на стенах четырёхэтажного дома 1980-х годов в районе Джор Баг в Дели — бывшего центра йоги — висят разнообразные произведения искусства. Этот район известен дипломатами, высокопоставленными профессионалами и правительственными учреждениями. «В Дели много престижных районов, но Джор Баг — один из лучших», говорит Сингхал.
Жизнь через искусство
Пуджа Сингхал, которой исполнилось 50 лет, называет себя «последовательной предпринимательницей» и «новым коллекционером». Она также происходит из одной из самых известных бизнес-семей Индии. Её отец — миллиардер Салил Сингхал, почетный председатель компании PI Industries, агрохимического предприятия, основанного её дедом в 1946 году, где сама она является совладельцем. Однако, несмотря на образование в области экономики и бизнес-администрирования (университет Питтсбурга), она выбрала путь культурного меценатства.
Её особенная страсть — пичвай (Pichwai ): древняя форма текстильной живописи, возникшая в Раджастане в XVII веке и использовавшаяся для украшения храмов, особенно в честь бога Шринатджи. В детстве такие картины висели в доме Сингхал, а сегодня её коллекция насчитывает более 400 работ — от редких исторических шедевров до современных интерпретаций. Экспозиции из её собрания проходили в Мумбаи, Дели, а недавно — в Лондоне. «Я хочу сделать пичвай общеизвестным словом», — говорит она.
Возрождение традиций
Десять лет назад Сингхал основала Pichvai: Tradition & Beyond — мастерскую в городе Кishangarh (Раджастан), где работает команда из 30 художников, сохраняющих и преподающих это исчезающее ремесло. «Теперь любой, кто хочет приобрести качественный пичвай, должен знать, что может обратиться ко мне», говорит она. На лондонской выставке представлены работы стоимостью менее £200, созданные новым поколением ремесленников, обучающихся в этой мастерской, чтобы сделать искусство более доступным.
Мы уселись на жёлтом диване в её гостиной в Дели; над нами — некоторые из работ Зарины Хашми, которые когда-то покорили её сердце. Перед нами — удивительная смесь предметов: intricately carved wooden Chinese cabinet (подарок от брата); атмосферная фигуративная картина американского пакистанского художника Заама Арифа ; угольный мурал индийского художника Прабхакара Пачпуте ; африканские артефакты, привезённые ею из поездки в Кению в честь своего 50-летия. Всё это собрано интуитивно.
Архитектура и дизайн
Дом площадью 7200 кв. футов имеет две гостиные. Одна находится на верхнем этаже — более формальная, предназначенная для гостей, с примыкающей столовой и кладовой. Также есть две игровые комнаты для детей. По совету специалиста по Васту Шастра (древней индийской архитектурной системе, связанной с энергетикой пространства) Пуджа живёт в главной спальне, но спит в другой.
«Всё здесь сложилось само собой, — рассказывает она, — это как слои, они волнуют». Всё в доме она оформила самостоятельно: «Я хотела, чтобы он был полностью моим».
Сингхал переехала сюда два года назад. До этого она жила в соседнем здании в возрасте 40 лет, когда впервые выехала из родительского особняка в Дели. Затем она провела восемь лет в отеле The Lodhi в Дели, начав с студии и со временем заняв четыре этажа.
«Я из традиционной семьи и большую часть жизни прожила с родителями, пытаясь найти свой собственный путь».
Пять лет назад она приняла смелое решение: в обществе, где всё ещё действуют традиционные нормы, она усыновила сына Киана и дочь Кайру, став одинокой матерью. «Я испытала всё, что можно купить за деньги, но ничего не сравнится с тем, что принесли мне дети». В каждой комнате есть уголок для игр, но правила есть: «Им нельзя прыгать на моей кровати, хотя на своих — пожалуйста!»
Её дом в Джор Баге — всего лишь этап. Она подписала договор аренды в то же время, когда приобрела участок под строительство мечты — нового дома в зелёном районе Шанти Никетан, рядом с братом и сестрой. У неё также есть дом в Гоа, купленный во времена пандемии.
Коллекционирование ради будущих поколений
Сегодня она собирает искусство с мыслями о своих детях и детях своей сестры. Например, она гордится своим набором из 36 антикварных миниатюрных картин , основанных на индийской эпической поэме «Рамаяна» , чтобы «у каждого ребёнка было по восемь», а также четыре вышитых и смешанных медиа-работы художника Авинаша Веерарагхавана — по одной каждому ребёнку.
Её любовь к искусству и желание поддерживать художников берут начало в её матери, Мадху Сингхал , которая была коллекционером и известной эстетом. В семье, жившей в Удайпуре, в поместье на берегу озера Фатех-Сагар, дом был декорирован камнем Джайсалмер и традиционным искусством, превращая его в оживлённый культурный салон, куда часто приходили мастера с товаром.
Поддержка современного искусства
Сингхал никогда не хотела ограничивать себя традиционной ролью. Её деятельность включает сотрудничество с делийским модельером Раджешем Пратапом Сингхом в качестве маркетингового партнёра, а в 2004 году она основала бренд Ruh — модную этичную марку, занимающуюся возрождением и модернизацией ткачества на ручных станках.
Она также поддерживает такие организации, как Delhi Crafts Council , Sahachari Foundation (благотворительный фонд, управляемый женщинами, сосредоточенный на социально-экономическом развитии и культурных мероприятиях) и Foundation for Indian Contemporary Art
Её коллекция включает работы современных индийских художников: фотографию Диа Меhta Бхупала , картины Абира Кармакара в стиле trompe l’oeil и терракотовые скульптуры Манджуната Камата . В гостиной на верхнем этаже на полке выстроились яркие керамические изделия Лубны Чоухан , а над кроватью висят черно-белые фотографии людей и местности от Даяниты Сингх . Рядом стоит минималистичный стол из обожжённого дерева молодого бельгийского дизайнера Арно Деклерка , которого она посетила в его антверпенской студии, рядом с большой работой в стиле пичвай.
Коллекция Сингхал кажется окном её жизненного пути. «Да, я чувствую это так».
Что до того павильона с работами Зарины Хашми — одна из самых крупных покупок в её жизни. Но, с улыбкой добавляет она: «Сейчас я жалею, что не купила всю стену».
Источник Сегодня 12
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |