Гражина Кульчи: «Я не могу перестать покупать искусство»

Польская коллекционер, предприниматель и меценат Гражина Кульчи , родившаяся в 1950 году, является одной из богатейших женщин своей страны. У неё есть дома в Варшаве и Лондоне, но большую часть времени она проводит в тихом швейцарском посёлке Суш в долине Энгадин, где в 2019 году открыла частное Muzeum Susch — пространство для современного искусства.
Музей расположен в комплексе из четырёх зданий, включая монастырь XII века и пивоварню XIX века . Его интерьеры были вырублены прямо в горе, создавая драматические, почти подземные пространства. Здесь представлены работы польских художников, таких как Моника Сосновская , Магдалена Абаканович , Пётр Уклянский , а также международных авторов — Хелен Чедвик (Helen Chadwick) , Трейси Эмин (Tracey Emin) и Нота Витала (Not Vital) .
В интервью, данном в офисе музея, Кульчи говорит с энтузиазмом и искренностью. Её светлые волосы собраны назад, оставляя длинную чёлку спереди. Она давно поддерживает женщин-художниц, была первой участницей Комитета по приобретениям Тейт в России и Восточной Европе , и сегодня входит в совет Музея современного искусства в Варшаве . В прошлом году на форуме в Давосе она получила премию World Woman Hero in Art & Philanthropy Award .
«Это началось с одного момента интуиции», — рассказывает Кульчи.
Она начала свою карьеру после университета, управляя дилерским центром автомобилей. Но вскоре решила использовать выставочные площадки для чего-то необычного:
«Я приглашала молодых польских художников показывать свои работы рядом с новыми западными автомобилями. После десятилетий социалистической экономики машины вызывали у поляков мечты и возбуждение. Я не собиралась создавать коллекцию — я просто реагировала на искусство эмоционально. Польское искусство было мне близко. Со временем я набралась смелости и стала покупать работы международных авторов. Для кого-то, кто жил за Железным занавесом, это был огромный скачок вперёд».
Её первая покупка на аукционе произошла 25 лет назад — это была работа Антони Тапиеса , «Efecto de bastón en relieve» (1979) — минималистичная композиция, где трость заключена в полотно. Это стало началом не только её пути как коллекционера, но и долгой дружбы с представителем аукционного дома Sotheby’s, который помог ей сделать первый лот.
«Каждый день я улыбаюсь, глядя на "The Bride" (1992) Дженни Сэвилл, которая висит у меня дома в Альпах. Это работа, созданная, когда художнице было всего 23 года. Для меня она воплощает дерзкий женский голос 90-х годов — суть энергии поколения Young British Artists».
Но есть одна работа, о которой она мечтает до сих пор — живопись Доменико Гноли (Domenico Gnoli) . По её словам, его работы наполнены нежной, загадочной, почти феминистской эстетикой:
«В деталях кожи, ткани или обрывках тела он передаёт что-то глубоко личное — как будто исследует женственность без необходимости изображать женщину целиком».
Искусство ради диалога
«Искусство — это способ рассказывать истории. Не одну, не линейную, а множество параллельных историй. Многие из них противоречивы, многие — замолчаны. То, что изменилось к худшему, — это коммерциализация коллекционирования. Но я верю в силу искусства менять, а не украшать мир».
Кульчи инвестирует не только в стены музея, но и в расширение его пространства. Новое здание, ранее занимаемое Hospiz San Jon, будет преобразовано в выставочное пространство, где будут представлены около 600 работ из её личной коллекции . Открытие намечено на 2026–2027 годы .
«Невозможно иметь такую коллекцию и держать её на складе. Я не могу остановиться — искусство становится зависимостью. Это как наркотик», — признаётся она.
«Искусство объединяет людей. Оно не должно быть запертым в хранилище. Оно создано, чтобы его открывать, делиться им, обсуждать», — говорит Кульчи.
Её коллекция продолжает расти, и хотя она понимает, что не может купить всё, что её трогает, она остаётся верна своему призванию — быть проводником между искусством и обществом.
Источник Сегодня 12
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |