Путеводитель по японскому мастерству ксилографии Хиросиге



Алан Медо , 81-летний американский бизнесмен, потратил **пятьдесят лет жизни на сбор одного из крупнейших частных арт-архивов работ легендарного японского художника Утагавы Хиросигэ (Utagawa Hiroshige) . Его коллекция насчитывает 850 экземпляров — это крупнейшая частная коллекция вне Японии .
Теперь часть этой коллекции переходит в общественное пространство. В мае 2025 года Британский музей представил выставку «Хиросиге: Художник открытой дороги» (Hiroshige: Artist of the Open Road) , где представлено 117 работ из коллекции Медо. Это первая публичная демонстрация многих из них. Среди них есть уникальные образцы , которые ранее не выставлялись никогда.
«Мне всегда нравились эти работы. Но я не просто собиратель. Я человек, который хочет делиться искусством с другими», — говорит Медо.
Алан Медо учился в Японии и всю жизнь поддерживает тесные связи со страной. Позже он работал в финансовой сфере и часто бывал в Токио. Именно там он впервые увидел деревянные гравюры Хиросигэ — ландшафты гор, рек, птиц и цветов, созданные в XIX веке.
«Я был поражён. Эти картины передают дух путешествия, природы и вечности. Они резонируют по всему миру с конца 1800-х годов», — рассказывает он.
Свою первую гравюру он купил в 1969 году за $35 — это была работа Хиросигэ II , ученика мастера, «Кисо Гора в снегу» из серии «Сто знаменитых видов провинций» . Он думал, что покупает оригинал, но даже подделка оказалась качественной:
«Цвета были хороши. Я понял, что мне нужно больше таких работ».
Он начал ездить в Японию чаще. И хотя большинство экземпляров, которые он находил, были плохого качества, время от времени ему попадались настоящие шедевры.
«Именно так я и начал собирать. Сохраняю до сих пор ту первую работу, хотя потом нашёл много лучших».
Любимые работы
У Медо 800 любимчиков , но две работы особенно значимы для него:
1. "Tōkaidō Autumn Moon: View from the Kanagawa Musashi Province" (ок. 1839)
Эта работа выполнена на веере. Она показывает осенний вечер — Луна уже взошла, а солнце только-только скрывается за горизонтом. По его словам, это единственный сохранившийся экземпляр такого изображения:
«Веера — вещь крайне редкая. Они часто использовались продавцами как образцы, и когда картинка пачкалась — её просто вырывали. Так что сохранность оригинала — настоящее чудо».
2. "Sketch of a Yoshiwara Flower-Viewing Party" (середина 1840-х – 1850-е годы)
Ещё одна работа на веере. На ней — процессия из Ёсивара , проходящая сквозь цветущие сакуры. Это пример мастерства в деталях : маленькие фигуры людей, их движения, композиционное решение.
«Это могло быть сделано по частному заказу. Бумага толще обычной, краски нежнее. Это не просто вид — это история».
В 2005 году Медо почти получил одну из самых желанных работ — изображение моста О-Хаси из серии One Hundred Famous Views of Edo , выставленную на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Однако кто-то предложил больше, установив мировой рекорд цены.
«Я не получил этот экземпляр, но купил все зимние виды из той же серии. Иногда то, чего не можешь достичь, остаётся самым желанным».
Но если раньше он искал и покупал, то теперь делится. Он подарил 35 работ из своей коллекции Британскому музею, включая обе работы на веерах и другие уникалы.
«У Британского музея богатая история изучения японского искусства. Мне приятно, что мои работы будут доступны широкой публике».
Искусство как связь между людьми
Медо объясняет, что его страсть — это не только к искусству, но и к людям, которые его ценят :
«Я люблю объекты. И люблю тех, кто их собирает. Это могут быть фарфор, современные картины или старинные книги. Но главное — это отношение».
В 1970-х годы деревянные гравюры Хиросигэ были ещё доступны. К моменту пузырькового экономического периода в Японии (конец 1980-х) , цены на работы резко взлетели. Медо перешёл на закупку книг и каталогов, чтобы лучше понимать стиль и историю искусства.
«Когда пузырь лопнул, я снова вернулся к покупкам. Особенно меня интересовали ландшафты, в том числе серия "Сто знаменитых видов Эдо". Сегодня они остаются самыми востребованными».
Революцию принёс интернет:
«Теперь на рынке — китайские, русские, парижские и техасские коллекционеры. Раньше о Хиросигэ знали лишь немногие. Теперь — миллионы».
Выставка «Хиросиге: Художник открытой дороги» проходит с 1 мая по 7 сентября 2025 года в Британском музее . Она стала возможностью представить публике редкие произведения, многие из которых ранее хранились в частных коллекциях.
На стене дома Медо в Нью-Йорке — два важных полотна:
"Enjoying the Cool Breezes under the Pine of Success along the Asama River on a Moonlit Night" (1850-е)
"View of Saruhashi (Monkey Bridge) in Kai Province" (1840-е)
Оба — примеры того, как Хиросигэ передавал свет, движение и эмоции через минимализм и чернильный контраст.
Для Медо эта коллекция — не инвестиция, не трофей и не модное увлечение. Это путешествие, начавшееся в юности и ставшее жизненным опытом .
«Искусство создано, чтобы им делиться. И я рад, что мои находки теперь станут частью истории, которую смогут прочувствовать тысячи людей».
Источник Вчера 16
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |