Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Челябинский коллекционер презентовал публике рисунки Матисса



Выставка, открывшаяся в картинной галерее, действительно уникальна. Вообще, в музеях России содержится достаточно большое число работ французского художника Анри Матисса, однако в Челябинск их никогда не привозили. И нынешняя экспозиция позволяет челябинским ценителям прекрасного познакомиться с творчеством этого автора.

На выставке можно увидеть редкое издание прижизненных литографий. Основная часть экспозиции — это рисунки из цикла «Cahiers d’Art», выполненные художником для одноименного литературно-художественного журнала. 36 листов. Их владелец — Олег Малахов, челябинский коллекционер. Олег Петрович уже не первый раз демонстрирует свои сокровища в челябинских музеях. Африканские маски и скульптуры в музее искусств — тоже его.

В свое время Анри Матисса его собратья по творческому цеху называли маргиналом. Кстати, в самом слове нет ничего обидного — это тот, кто в меньшинстве. В этом смысле даже Христос был маргиналом, а еще Диоген, Томас Манн, Сахаров и Шендерович. Теплая компания великих людей. Великим, впрочем, маргинала Матисса сделал меценат Щукин. Он заказал художнику два панно, ставших впоследствии визитными карточками автора, — «Танец» и «Музыка».

Заплатил за этот заказ совершенно баснословную по тем временам сумму в 27 тысяч франков. Так, благодаря гениальной интуиции простого русского фабриканта Сергея Щукина наша страна имеет одну из самых приличных коллекций великого французского фовиста. Приятно также, что славные традиции русского меценатства, преданные забвению в советскую эпоху, начинают возрождаться.

— Этот альбом — весьма редкое издание, он был выпущен тиражом 175 экземпляров, поэтому даже во Франции его практически невозможно приобрести, — поясняет хозяин коллекции Олег Малахов.

— И как же он попал к вам в руки?

— Он принадлежал Владимиру Лебедеву — народному художнику РСФСР, в военные годы возглавлявшему «Окна РОСТА» и «Окна ТАСС». В 50-е годы прошлого века Лебедев купил альбом в одной из парижских галерей. У него вообще была потрясающая библиотека. А родственники ее продали. Три года назад альбом попал ко мне.

— И какова же стоимость этих уникальных рисунков?

— В среднем 1000 евро за лист, но я покупал по несколько другой цене, поскольку брал у знакомого, с которым мы уже давно работаем.


Рисунки, представленные на выставке, объединены общей темой «Художник и модель». Вдохновительницей и натурщицей стала Лидия Делекторская — муза и помощница Матисса в течение последних двадцати лет его жизни.

— Вообще, у Матисса было много моделей. С Делекторской он познакомился уже в почтенном возрасте: ему было 63 года, а ей всего 22, — рассказывает искусствовед Галина Медведева. — Женаты они никогда не были, но он ее очень сильно любил, и когда законная жена поставила ультиматум «или я, или она», Матисс выбрал Делекторскую.

Как бы то ни было, но в результате этого союза мировое искусство обогатилось десятками картин, рисунков, скульптур. За четыре года, с момента, когда Лидия начала позировать для Матисса, художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов.

«Когда мне скучно, — признался однажды Матисс, — я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».

— Рисунок — это самое сложное, — уверен коллекционер. — Одной линией нужно умудриться создать образ. Стоит чуть ошибиться — и рисунок летит в корзину. Иногда за один сеанс художник расходовал по сотне листов.

Широкой публике Матисс известен в первую очередь благодаря своему экзальтированному цвету, за что, собственно, и был причислен к фовистам (фовизм в переводе означает «дикий». — Авт.). Но если живописные полотна он сразу же выставлял на всеобщее обозрение, то рисунки рискнул показать значительно позже. Возможно, для неподготовленного зрителя они не столь впечатляющи, как картины, но для истинных ценителей искусства представляют большой интерес.

— В его рисунках всегда несколько пластов, и мне нравится разглядывать и угадывать их, угадывать взаимоотношения, которые присутствуют, — признается автор коллекции.

Уральский Морозов

Олег Малахов — личность известная в кругах российских музейщиков и коллекционеров. По специальности Олег Петрович инженер-строитель и одно время вполне успешно работал по профессии — построил в родном городе церковь, преподавал в Политехническом институте. К традициям Морозова и Мамонтова приобщился в 1972-м — тогда Малахов приобрел свой первый экспонат.

— Это была картина Гриневича «Зимний пейзаж с церковью», — вспоминает коллекционер. — Я ее приобрел в Златоусте за бешеные по тем временам деньги — заплатил две тысячи рублей. Эта картина, кстати, до сих пор висит у меня дома.

— И сколько сейчас экспонатов насчитывает ваш «музей»?

— Точно не скажу: японская гравюра, африканская коллекция, собрание живописи… Думаю, уже несколько тысяч экземпляров.

— А Матиссом когда увлеклись?

— Матисс появился случайно, мне представилась возможность, и я не мог ее не использовать. Подобные экземпляры очень редки для России.

— Теперь у вас есть рисунки Матисса. Хотелось бы, чтобы следующим приобретением стала одна из его картин — тогда челябинцы смогли бы увидеть и живопись этого автора.

— Это вряд ли, — смеется Олег Петрович. — Его работы слишком дороги для меня — они стоят больше миллиона.

Так что пока, чтобы увидеть картины французского автора, придется отправиться в Эрмитаж, а вот рисунки можно рассмотреть с чувством, с толком, с расстановкой в Челябинской картинной галерее.

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ

Виктория ОЛИФЕРЧУК, «Вечерний Челябинск»

 


Оцените материал: 0.0/0

    25.08.12 4941 antikvarius 
искусство, картины, коллекционер, литография, художник, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar