Александр Зырянов собирает голоса из прошлого
Никакого спиритизма - в коллекция радиоприемников, выпущенных в прошлом веке.
Большая часть находится в прекрасном рабочем состоянии, как будто и не было в судьбе этих вещей пыльных чердаков и сырых подвалов. От векового забвения их спас коллекционер Александр Зырянов, увлеченный радиотехникой с детства.
- Мы разбирали радиоприемники, мастерили усилители, тогда это было модно, - рассказывает Александр Алексеевич. - Потом были армия, работа на метизном заводе и в Газкоме. Увлечению не мешала даже нехватка времени. Восстановил два дедушкиных радиоприемника, которые валялись в сарае, и началось… Часть нынешних экспонатов купил через Интернет, кое-что подарили друзья и знакомые. В музее выставлено около ста пятидесяти экспонатов. Подготовиться к выставке помогли друзья - коллекционер Валерий Ташков предоставил десять радиоприемников.
"Гости" из прошлого красуются на стендах - красивые, лакированные, величественные. Некоторые в руки коллекционера попали в рабочем состоянии, другие пришлось собирать по частям. Например, "Чайка" 1951 года выпуска. Судьбу этого радиоприемника легкой не назовешь - оказался на помойке, где его выпотрошили "охотники за металлом". Так что Александру Алексеевичу достался лишь корпус. Пришлось собирать из трех "доноров".
Ламповые радиоприемники в основном датируются началом пятидесятых годов. В трудное послевоенное время было необходимо строить мирную жизнь. А что лучше всего заряжает оптимизмом? Конечно - музыка! Поэтому советские заводы стали выпускать радиоприемники и магнитофоны. Ленинградский завод, к примеру, позаимствовал "внутренности" для приемника "Ленинград" у немецкой фирмы "Телефункен". Несмотря на ужасы второй мировой войны, немцы опережали англичан и американцев по части техники. Советские инженеры не отставали. Рига, Таллинн, Москва, Муром, Минск - радиозаводы этих городов соревновались в мастерстве. Роскошные приемники ручной работы стоили дорого.
- Магнитке повезло, - считает Александр Зырянов. - Военных действий у нас не было. Активно шло строительство города, развивалась промышленность, у рабочих деньги были. Поэтому в Магнитку шли поставки аппаратуры.
В то время не только соревновались заводы, но и личности. По указу Сталина Рижский радиотехнический завод VEF выпустил приемник "Мир-152". Монументальный, величественный, в стиле "сталинского ампира". Это самый большой советский настольный приемник. И дорогой: его цена равнялась нескольким зарплатам рядового гражданина. Чаще всего приемником награждали летчиков, полярников, академиков, ученых и дипломатов. А Лаврентий Берия дал указание сделать радиоприемник, отличный от остальных - пришлось инженерам убрать деревянный ящик, изменить схему, плату, и в 1952 году появилась "Звезда". Эту красоту выпускали заводы "Коммунар" и "Мосприбор". Дизайн позаимствовали у французов. По одной из версий, советским дипломатам его подарили, по другой - тайно вывезли из Франции. Всего было выпущено 640 тысяч экземпляров. Большая часть из них продавалась на Урале.
- Если у тебя нет "Звезды", ты не коллекционер, - говорит Александр Алексеевич. - Кстати, с этого приемника началась конверсия: военным заводам приказали начать производство бытовой техники.
В шестидесятых годах качество и исполнение радиоприемников упростились. Никита Хрущев пожелал, чтобы радио было в каждой семье. Поэтому дерево стали обклеивать крашеной бумагой - над внешним видом техники никто особо не думал.
В семидесятых-восьмидесятых годах появились транзисторы. Компактные, легкие, на батарейках - их очень любила молодежь. Знаменитыми транзисторами Riga, с благодарственными табличками на корпусе, в Магнитогорске награждали передовиков производства.
Есть в коллекции и совершенно уникальные вещи. Например, громкоговоритель в виде тарелки. Именно такие тарелки во время войны слушали люди, ожидая известия о победе. Позже появились знаменитые карбонитовые "говоруны" - небольшие приемники, подсоединяемые к радиоточке.
Вообще, в коллекции Александра Зырянова много экземпляров, относящихся к военному времени. Например, приемник 1940 года, выпущенный рижским заводом VEF. В 1941 году Латвия выпускала его для фашистской Германии. В кожаном чехле с соответствующей атрибутикой, его носили в основном офицеры. Когда Прибалтику освободили, фашистская атрибутика с корпуса приемника, конечно, исчезла, да и выпуск его вскоре прекратился.
Александр Алексеевич не очень любит технику времен Вермахта. Но в его коллекции все же нашлось место трофею - радиоприемнику "Империал" 1939 года выпуска. Сын одного из участников Великой Отечественной войны подарил его коллекционеру.
- Он, конечно, красивый. Принадлежал, скорее всего, офицеру, но не лежит к нему душа, - рассказывает Александр Алексеевич. - То ли дело наши "Урал", "Муромец", "Чайка", "Аккорд", "Мелодия". Или красавец "Фестиваль", выпущенный Рижским заводом имени Попова. Выглядит и стоит дорого - до сих пор. К нему даже прилагается пульт дистанционного управления на толстом проводе. Мечтаю приобрести радиоприемник "Баку". Бакинский радиоламповый завод работал в основном на оборонку и выпускал мало приемников. Но они были очень красивыми и, к сожалению, на Урале не продавались вообще.
В дополнении к военной истории - авиационный радиоприемник УС-9 "Соловей" - образец армейской радиотехники. На некоторых АН-2 они стоят до сих пор. Есть общевойсковой радиоприемник "Кит" и морской радиоприемник "Волна".
Есть и предшественник "черного ящика" - пишущий магнитофон диспетчера
авиаполетов. А еще можно увидеть магнитофон Комитета госбезопасности со
множеством каналов для подключения, в том числе и для прослушки.
07.08.12 2407
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |