Коллекционер Владимир Боровков: Каждый приемник неповторим
В Мариуполе есть коллекционер, собравший практически полную радиотеку времен Второй мировой войны.
Коллекционер Владимир Боровков: «Каждый приемник неповторим. Например, «Philips» Aahen 1938 года интересен дизайном поворотной шкалы и джойстиковым управлением на передней панели».
Тайна в бункере коменданта
Обычный калининградский двор: серые хрущевские пятиэтажки, растрескавшийся асфальт, весенние лужи. Посреди газона, укрытого пыльной прошлогодней травой, неприметный, обрамленный бетоном, широкий дверной проем, с виду смахивающий на еще одно наследие «холодной войны» - заваленное мусором примитивное бомбоубежище.
Настоящий крысиный притон! Разветвленная сеть вентиляционных решеток, бронированный смотровой купол и узкий гулкий коридор, похожий на лабиринт, с немецкой электропроводкой.
Ровно в 21.00 девятого апреля 1945 года сюда ворвались наши солдаты - с закопченными лицами, в бурых от кирпичной пыли ватниках. В маленьком командном бункере коменданта Кенигсберга генерала Отто фон Ляша на дубовом резном столе стояли черная пластмассовая лампа с шарниром и огромный радиоприемник «Телефункен» с вертикальной шкалой. Здесь, в тишине своего кабинета, он слушал сообщения диктора Ханса Фриче, истерические речи фюрера и трансляции из Берлинской филармонии - мрачную музыку Вагнера в интерпретации Фуртвенглера и Менгельберга…
Дальнейшая судьба пленного предсказуема, а диковинным немецким трофеем - тем самым аудиоящиком с бархатным звучанием - занялись лучшие спецы Советского Союза. Как ни старались, тайна его изготовления так и осталась неразгаданной…
Они опередили время
Об исходе этой реальной истории сегодня знает любой ценитель изобретений Третьего рейха, в том числе мариуполец Владимир Боровков. Он потратил более сорока лет на то, чтобы собрать коллекцию своей мечты. Улыбаясь, рассказывал, что в поисках легендарных «Телефункенов» ему пришлось исколесить полмира.
«К радиоприемникам я был неравнодушен с детства, -признался он «Донбассу». - Мы переехали в Мариуполь сразу после войны, когда старшего брата отца, известного прокатчика, направили в рельсобалочный цех «Азовстали». В 1955-м я окончил школу и поступил в Ждановский металлургический техникум, в котором тяга к электронике стала проявляться на деле.
Вместе с нами, бритыми, худыми пацанами 50-х, учились фронтовики, молодые ребята. У одного из них, Андрея Одинцова, был трофейный приемник «Saba» 1936 года выпуска. Андрей заполучил его в Берлине, и продавать приемник отказывался. Но я к нему пристал, как банный лист, и в конце концов уговорил. Время было тяжелым, но мама дала мне деньги. И вместо того, чтобы беречь покупку, я ее раскурочил. Потом жалел, конечно.
Второй экспонат мне уже подарил отец - голландский «Philips» января 1941 года. Он тоже «пал жертвой» моего любопытства. Но после того, как в мои руки попал «Blaupunkt» 1939 года, страстью стали исключительно немецкие радиосистемы. Я понял, что они намного опередили свое время - не только в конструкции и дизайне, и в качестве и избирательности звучания. Они - настоящие произведения искусства: несмотря на прогресс, воссоздать их невозможно. Покупал, выменивал, со временем научился «реанимировать» внешний вид и «внутренности».
«В свое время я перешерстил множество научных работ, и могу сказать, что в Третьем рейхе радиоэфир был объектом самого пристального внимания руководства, - продолжил коллекционер. - Печатные издания не обладали, по мнению Гитлера, достаточной степенью воздействия на массы.
С началом Второй мировой войны многие фирмы включились в разработку радиотехники для нужд фронта. «Телефункен» производила прекрасные радиостанции для диверсантов и кораблей кригсмарине. Фирма «Lorenz» специализировалась на авиационной радиоэлектронике. «Телефункен» активно занималась беспроволочной телефонией и сбывала свою продукцию по всему миру. В 1934 году руководство СС обратилось на фирму с предложением разработать радиолампу, аналогичную по параметрам новейшей американской лампе 2А3. Особым требованием было: «Новая лампа должна передавать гипнотическое действие голоса фюрера».
Фирма с заданием справилась превосходно. Так появился легендарный однокамерный прямоканальный триод АD1. В секретных документах есть сведения о том, что Беларусь, Восточную Украину хотели в будущем заставить слушать голос фюрера - через радиоприемники он хотел влиять на сознание масс. Сегодня в моей коллекции несколько таких самых первых экземпляров, а вообще она насчитывает 27 радиоприемников. Жемчужина - «Телефункен» T770WKK - гросс-супер 1942 года.
Эзотерика и звук
В моей коллекции были и отечественные - «Беларусь», «Рига», «Нева», «Мир», «Москвич», «Рекорд», «Эстония», «Даугава», «Минск», «Вега». Всех не перечесть. Ряд немецких разных моделей и годов выпуска; военные радиостанции - танковые, авиационные, корабельные (среди них советские, немецкие и американские).
Потрясающее качество было у радиостанций тяжелых танков «Тигр» - золотые контакты, лампы в амортизаторах, прочный корпус… Из 27 приемников где-то процентов восемьдесят - немецкие времен Третьего рейха.
У электронщиков есть несколько версий того, как немцам удалось добиться бархатного звучания - посредством самоочищающихся материалов и их способности оживляться. Гитлер выделял колоссальные средства на секретные гималайские экспедиции и проведение опытов в области изучения эзотерической сущности звука. В Берлин доставили множество древних рукописей из Индии и Тибета. Обращение к фирме «Телефункен» в 1934 г. руководства СС вполне реально подкрепилось впоследствии знаниями, почерпнутыми из них».
Елена Харченко
14.05.12 4446
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |