Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Антиквариат

Приморский рынок антиквариата и предметов искусства парадоксален.


Спрос на раритеты и художественные произведения есть, предложение тоже имеется, но рынок сформировавшимся не назовешь. Художественная жизнь в крае прогрессирует год от года, а число ценителей и коллекционеров уменьшается. 


Если человек пожелал украсить свой дом чем-то большим, нежели постер с котятами, это уже хорошо. (На фото: Валерий Ненаживин. Этюд №2. Владивосток. 2008–09 г.)



В идеале большинство посетителей антикварных магазинов и художественных галерей должны составлять ценители и коллекционеры соответствующих вещей. На деле они в меньшинстве. Александра Владимирская, представитель антикварной галереи «РаритетЪ»: «Коллекционер — это обязательное сочетание двух качеств: финансовых возможностей и знаний на уровне образования, воспитания и культуры. Истинные ценители и коллекционеры во Владивостоке, конечно, есть. Но в городе с населением полмиллиона человек их не может быть много. Думаю, сейчас лишь 10-15% из тех, кто заходит в наш магазин, это коллекционеры.

Нередко антикварные вещи покупают в качестве подарка. Дело не в дороговизне предмета, а в его уникальности, эксклюзивности. Даже очень дорогую, но выпущенную миллионным тиражом вещь не подаришь крупному политику или бизнесмену, потому что она может оказаться у многих в его окружении. А раритетные вещи и предметы искусства, как правило, бывают в единственном экземпляре».

Аналогичная ситуация на рынке живописи и других предметов искусства. Александр Лобычев, арт-директор галереи PORTMAY, отсылает к временам СССР, когда традиция коллекционирования существовала едва ли не в подполье, потому что за собирателями велся негласный надзор со стороны властей. «Да и страна была не самая удобная для удовлетворения эстетических потребностей, которые требовали как денег, так и приличных стен для картин. Первые частные галереи открылись в России в конце 80-х—начале 90-х годов. В Приморье первой ласточкой стал владивостокский «Артэтаж». Новые галереи послужили причиной всплеска интереса к коллекционированию живописи и предметов искусства. В результате узкий слой ценителей и коллекционеров начал понемногу расширяться.

Среди тех, кто обратил внимание на предметы искусства, преобладали так называемые новые русские. Сам по себе факт такого внимания, конечно, замечательный, но возникла проблема вкуса, точнее, его отсутствия. Эти люди приобретали художественные работы в основном салонного, если не сказать самодельного, характера, как правило, просто для украшения интерьера или в подарок. Но у них не было понимания, что они покупают не просто картинку для украшения жизни, а произведение искусства. Это не удивительно, ведь слою просвещенных знатоков, ценителей и коллекционеров искусства просто неоткуда было взяться. Сегодня на их появление в нашей художественной жизни немалое влияние оказывает грамотная работа галерей, которые призваны не просто организовывать выставки, но и прививать эстетический вкус, любовь к искусству.

У людей должно в корне поменяться мировоззрение и появиться осознание того, что они приобретают не просто вещь, для которой, может быть, найдется место в доме, а предмет искусства. По мере формирования вкуса и личных предпочтений человек уже способен выделить интересное для себя направление. Если позволяют финансовые возможности, он, возможно, начнет составлять свою коллекцию. Но на формирование вкуса и, как следствие, появление круга ценителей уходят десятилетия. Да и потом, благосостояние людей сейчас не растет. А без наличия финансовых возможностей можно быть лишь утонченным ценителем, но не коллекционером. В Приморье много людей, по-настоящему любящих и ценящих живопись, но не имеющих средств для ее приобретения».

Вера Глазкова, директор галереи современного искусства «Арка»: «Если говорить только о Владивостоке и лишь о современном искусстве, то основные покупатели живописи в нашей галерее — это люди, которые либо оформляют интерьер, либо покупают подарок. За 15 лет работы галереи я могу назвать цифру 5 — именно столько среди них настоящих коллекционеров. Сложившаяся на сегодняшний день практика — покупка в мастерской художника».

По мнению Лобычева, на художественную жизнь Владивостока накладывает свой отпечаток еще и портовый характер города: большая текучесть населения, не столько художественная, сколько криминальная атмосфера, не столько тяга к культуре, сколько страсть к наживе. «Постоянный культурный слой в городе достаточно тонкий, — считает он. — Думаю, доля тех, кто покупает предметы искусства со знанием дела, возможно, для коллекции, составляет примерно 15-20%. Хотя, если человек пожелал украсить свой интерьер живописным полотном, а не дешевым постером с котятами, это уже хорошо».

Итак, спрос, хоть и своеобразный, но все же существует. А предложение? Александра Владимирская: «Приходится констатировать, что как такового организованного рынка антиквариата в Приморье практически нет. На то есть несколько объективных причин. Во-первых, исторически ему неоткуда здесь взяться. Город у нас молодой, изначально заселяли его люди не самого высокого культурного уровня, а слой обеспеченного населения всегда был крайне узким. Для сравнения: также достаточно молодой Санкт-Петербург обладает значительно более широким рынком антиквариата, так как он был столицей, там жили дворяне, существовал обширный культурный слой.

Во-вторых, есть такая закономерность: антиквариат идет туда, где деньги. Много антикварных вещей в Приморье привезли в 1980-1990-е годы, когда в крае активно работала рыбная промышленность, здесь было много денег. Теперь финансы уходят из Приморья, за ними следуют и антикварные вещи. По мере того как состоятельные люди будут уезжать из края, рынок раритетов будет сужаться и дальше.

В-третьих, прослойка истинных ценителей и коллекционеров, которым нужен этот рынок, совсем невелика. Большое количество тех, кто относился к числу образованных и при этом финансово обеспеченных людей, уехали из края. Они могли позволить себе собирать коллекции, так как имели и знания, и тягу к прекрасному, и деньги. На их место пришли другие люди, у которых нет нужных знаний, чтобы понять истинную ценность вещей».

С живописью и другими предметами искусства ситуация обстоит лучше, хотя о полноценном рынке художественных произведений речи также не идет. Вера Глазкова: «Во Владивостоке нет цивилизованного рынка произведений искусства. И это несмотря на то, что в городе 20 лет работают галереи, чья деятельность, направленная на популяризацию творчества художников, должна способствовать его появлению. Сформулировать причины непросто. Это целый комплекс проблем. Например, важной составляющей рынка произведений искусства является партнерство художника, куратора или искусствоведа и галереи. Конечно, взаимодействие всех структур, представляющих интересы художника, в том числе государственных с частными».

Александр Лобычев: «В период кризиса предметы искусства стали приобретать значительно меньше. Иную картину можно было наблюдать в начале 90-х годов прошлого века. Тогда спрос на работы приморских художников был очень большим. Мир открыл для себя Россию, в Приморье приезжало большое число иностранцев, которых интересовало наше искусство. Они покупали работы и соцреалистического плана, и авангардные. Однако к концу 90-х этот ажиотаж спал. 

Сейчас приморских художников поддерживают покупатели из Китая, у которых наша живопись пользуется большим спросом. Художники часто ездят в Поднебесную, проводят там выставки. Для Китая европейская масляная живопись до сих пор в новинку, так как у них иные художественные традиции. В Японии и Южной Корее произведения приморских художников тоже любят и ценят, но покупают гораздо меньше.

По моему мнению, в Приморье самый мощный и интересный отряд художников на Дальнем Востоке. Во Владивостоке с 50-х годов существует художественное училище, а с начала 60-х — институт искусств, то есть имеется давняя художественная традиция. Так что грех жаловаться на отсутствие яркой художественной жизни. А что касается коммерческой стороны дела, то просто остается пожелать нам всем финансового благополучия».

Еженедельник "Конкурент" 



Источник | | Автор: Евгения ДУБОВИК
| Категория: Антиквариат
| Теги: искусство, коллекционер, раритет, антиквариат, художник
22.04.10 Просмотров: 4643 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar