Главная Клуб Темы Клуба
Живопись
Что мешает развитию арт-рынка в России?
На фото: "Натюрморт с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939)
Нередко в России молодое актуальное искусство остаётся непонятым и невостребованным из-за незрелости российского арт-рынка. Российские коллекционеры не инвестируют в современное российское искусство
Становление арт-рынка и формирование арт-сообщества влияют друг на друга, являются обоюдовыгодными процессами. Из-за того, что российский арт-рынок, как и сообщество, находится на стадии зародыша, в России формула «предложение рождает спрос» хромает. Очевидно, предложение существует, но спрос как таковой отсутствует: коллекционерам и инвесторам схема вложения в российское современное искусство непонятна.
Наши российские художники также с удовольствием и профитом выставляются и продаются на иностранном рынке и получают прибыль. Так, недавно Петров-Водкин ушёл с молотка на аукционе Christie's за 9 286 250 фунтов стерлингов, когда стартовая цена назначалась в размере 1 000 000 фунтов стерлингов.
В России же, как пишет Artinvestment, средняя ликвидность российских художников на российских аукционах, например живописи, составляет от $3000 до $14 000. Спрос на наше современное искусство за рубежом находится на высоком уровне, а у нас, на родине, — на более низком. Точно так же наши инвесторы вкладываются в искусство на Западе и в США, а процент смелых коллекционеров в российские произведения искусства — намного ниже.
Отсутствие государственной и частной поддержки
Проблематика формирования арт-рынка в России заключается в том, что отсутствуют государственные программы поддержки и лояльности для современного искусства. Так, в Европе арт-рынок строился на государственных инвестициях, а в США — на частных. Только за 2018 год Великобритания выделила 2 миллиона фунтов стерлингов на гранты для художественных галерей. Правительство Соединённых Штатов Америки инвестирует не только в собственный арт-рынок, но и развивает отношения на международном уровне, а именно: выделяет гранты некоммерческим американским организациям для привоза художников в другие страны и выделяет на такие программы в среднем $150 000.
На Западе искусство покупает и юрист, и стоматолог, и учитель. Когда средний класс приобретает искусство и понимает, зачем это нужно, тогда арт-рынок завершил стадию формирования. Среднестатистический российский потребитель предпочтёт купить «бренды», громкие имена, а не арт-объект малоизвестного художника, хотя культурное преимущество второго перед первым будет лежать на поверхности. Российский покупатель выше ценит «старое» искусство, которое стереотипно считается настоящим и проверенным временем.
Как влиять на формирование арт-рынка в России
- Поддерживать современное искусство со стороны государства. Программы развития и гранты для независимых галерей. Организация художественных международных ярмарок, чтобы обозначить российское место на мировом арт-рынке. Создание правового инструмента, который будет регулировать взаимоотношения участников рынка.
- Формировать инвестиционные портфели с учётом вложений в искусство; предоставлять беспроцентные кредиты на покупку произведений искусств.
- Создавать полноценные живые, подвижные пространства-трансформеры, где каждая единица арт-сообщества вовлечена в процесс: художник, куратор, медиатор или галерист.
- Как гласит знаменитая пословица: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Если каждый человек проявит интерес к современному искусству и проблематике в нашей стране — это уже поможет ускорить процесс формирования арт-сообщества и арт-рынка в России.
Анастасия По, арт-директор художественной галереи
современного искусства Dordor Gallery
Источник | |
|
16.07.19 Просмотров: 1181 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |