Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.
"Русский самовар"
Книга "Русский самовар", 1991 г., издательство Советская Россия (Москва), с множеством исторических фотографий рассказывает об истории возникновения самовара и о его устройстве. Автор Андрей Акимович Гилодо в конце книги составил перечень самоварных фабрик России.
Например, первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала Назару Лисицину. Его отец основал частное предприятие "оружейного дела по медному цеху", а сын стал его специализировать на выпуске самоваров в связи с растущим спросом на кухонную утварь.
Сканирование книги Леонида Алексеева, сайт samowary
Коллекционеры самоваров:
В коллекции хирурга Михаила Мячина около полусотни тульских самоваров
Ростовский коллекционер и реставратор Александр Запорожец уже 10 лет возвращает к жизни самовары
Юрий Калаиджиди – известный в Алматы коллекционер
Предлагаем для ознакомления выдержки из книги "РУССКИЕ САМОВАРЫ", 1995 г. о коллекции самоваров А. А. Лобанова.
Коллекция Андрея Лобанова состоит из 200 самоваров. Как считает сам собиратель, она полностью отражает историю самовара за три столетия.
Истоки коллекции, ее первые 10 экспонатов принадлежат деду коллекционера — Петру Кондратьевичу Лобанову, личности замечательной и перенесшей все то, что было уготовано интеллигентному человеку революционным режимом. Он был репрессирован «за политическое преступление» и вернулся в Ленинград в 1939 году, проведя десять лет в сталинских лагерях.
Его должность была далекой от политики. Он стал садоводом Летнего сада и Марсова поля. Как это произошло, понять сегодня трудно, потому что Марсово поле было одним из центральных памятных революционных мест. Именно там были захоронены революционеры, погибшие при захвате власти в Петербурге. Возможно, это произошло потому, что в молодости он сам участвовал в революционной деятельности. И нужно сказать, что исполнял он свою должность чрезвычайно ответственно. Именно Петру Кондратьевичу Лобанову мы обязаны сохранением скульптур Летнего сада, причем дважды за одну войну.
Один раз, когда он со своими коллегами зарыл эти скульптуры в землю, чтобы осколки снарядов и бомб их не повредили, второй раз — когда не разрешил установить в Летнем саду зенитную батарею, что несомненно вызвало бы прицельную бомбардировку и обстрел Летнего сада, жемчужины Петербурга. Это чуть не стоило ему жизни, так как командир батареи приказал тут же его расстрелять. И только чудо — появление человека в генеральских погонах — спасло его от смерти и даже привело к награде за принципиальные и верные действия. Этот случай многократно описывался в литературе. Для нас он интересен тем, что характеризует личность Лобанова-старшего.
Петр Кондратьевич положил начало коллекции самоваров, приобретя первые 10 интересных экземпляров в качестве предметов украшения интерьера. Таким образом, Андрей Лобанов провел все свое детство в окружении этих прекрасных вещей, и они, естественным образом, повлияли на его дальнейшие интересы.
Однако первым его увлечением как коллекционера стали иконы. Этот интерес возник как протест против их варварского уничтожения. Андрей видел, как иконами заколачивали окна заброшенных церквей, закрывали кадушки с квашеной капустой и грибами. Он видел, что уничтожается целый пласт русской культуры, при полном равнодушии окружающих.
Однако собирать иконы с целью их сохранения было делом весьма непростым. Во-первых, препятствовали элементарные сложности — вес, объем, а выносить их приходилось из заброшенных деревень, по бездорожью, и хранить с большими трудностями. Во-вторых, церковь, хоть и заброшенная, числилась собственностью государства с 1917-го года. Она могла бьпгь сожжена, загажена, но выносить — это значит обкрадывать государство. Немногие люди отваживались на это даже ради спасения погибающих предметов искусства.
В-третьих, и это самое главное, что повлияло на Андрея как коллекционера, было то, что иконы собирались от случая к случаю. Они не отражали развития школ иконописи, с трудом подвергались систематизации. Они отражали только пристрастия тех, кто их когда-то устанавливал в церквах, привозил в деревни. Коллекции не получалось. Однако именно в этих поисках Лобанов заинтересовался самоваром, как живым предметом быта, прошедшим через века, и сопоставил это явление с той коллекцией, которая досталась ему от деда.
Обратите внимание на "Оптовый Прейсъ-Курантъ Самоваровъ, Медныхъ и Скобяныхъ товаровъ" Торговаго Дома Наследники Павла Ивановича Белоусова", 1900 г.
Источник | |
|
23.11.21 Просмотров: 823 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |