В Липецкой области, в старинном данковском селе Теплое живет немало одаренных людей. Один из них — резчик по дереву Николай Ломовской. Он не только мастер-золотые руки, но и собиратель старины. Одно из главных его увлечений — коллекционирование предметов быта прошлых веков.
Я иду по тропинке, ведущей к дому Николая Васильевича. Ориентиром служит рукотворное гнездо с аистами на высокой березе. Кажется, что эти птицы счастья из дерева являются талисманом дружной семьи Ломовских. В палисаднике, несмотря на жаркое лето, благоухают розы, радуют глаз разноцветные звездочки астр, пышные шевелюры георгинов. Когда я проходила мимо сказочного гриба-лесовика (Николай Васильевич сделал его из пенька, найденного в лесу), мне показалось, что он озорно подмигнул: «Мол, чудеса только начинаются...»
И действительно, стоило увидеть коллекцию самоваров, выставленных хозяином на резной стол, как сразу перехватило дыхание. Их начищенные бока сияли в лучах солнца, и каждый был хорош по-своему. Впрочем, Ломовской не считает себя коллекционером в прямом смысле этого слова, так как не относится к своему увлечению с фанатизмом.
— Собирателем я стал после того, как мне достался самовар моей бабушки Анны Поликарповны, до этого он принадлежал ее маме, моей прабабушке, — рассказывает Николай Васильевич. — Когда я был совсем маленьким, мы приходили с матерью и отцом в гости к бабушке и пили чай из этого самовара за большим столом. Помню, он дышал паром, сверкал медными боками и был словно живой.
Сейчас у Ломовского 12 самоваров, почти все они были изготовлены в середине ХIХ века на предприятиях известных тульских фабрикантов Николая Баташёва, братьев Шемариных, Воронцовых, Моисеевых. Тульские мастера обладали особым секретом, потому что в их самоварах кипяток очень долго не остывал. Скорее всего, секрет этот заключался в особых сплавах. Использовали для самоваров медь зеленую (латунь), красную, томпак. Иногда самовары серебрили или золотили. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей. Сумма по тем временам немалая.
На воронцовских и баташёвских самоварах видны оттиски российского герба. Оказывается, государственную символику ставили на изделия только высшего качества. За лучшую продукцию, которую самоварных дел мастера представляли на отраслевых выставках — промышленных, сельскохозяйственных и специализированных (проходили они с интервалом в 10 лет), — фабриканты получали медали. Награды удовлетворяли их самолюбие, а оттиски медалей наносились на самовары.
Николай Васильевич рассказывает много интересного об истории создания русского самовара. Его название произошло от словосочетания «сам варит», и всегда этот предмет домашнего быта олицетворял наше национальное гостеприимство. А в газете «Тульские губернские ведомости» за 1872 год есть такие строчки: «Самовар — друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...» Изделия конца ХIХ — начала ХХ веков отличались скромностью, изяществом и предназначались они для массового потребителя. Именно такие экземпляры и удалось найти Ломовскому.
Один из таких самоваров Николай Васильевич при нас «раскочегарил» с помощью хромового сапога, а потом состоялось чаепитие.
— Я уверен, что старинные вещи излучают особую ауру, — говорит хозяин. — У меня, например, улучшается настроение, когда я слышу звук ... валдайского колокольчика.
Этому колокольчику из коллекции Ломовского более двух веков. По нижнему краю (его мастера зовут юбкой) можно прочитать следующее: «Мастерская М. Митрофанова. 1803 г. в Валдае». Низкий чистый звук колокольчика просто ласкает слух. Ломовской поведал старинную легенду о том, как появились на свет валдайские колокольчики. В 1478 году по приказу Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой Новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы «путник» так и не добрался, на крутом склоне сани опрокинулись, а колокол сорвался в овраг и разбился вдребезги. Из его осколков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Начало же колокольного литья относится к ХVII веку. Историки утверждают, что ямщицкие колокольчики можно причислить к исключительно русским национальным явлениям.
Вслед за Валдаем колокольчики стали отливать в г. Слободском Вятской губернии, Тюмени, Касимове Рязанской губернии, в селе Пурех Нижегородской губернии. Касимовские колокольчики и колокольчики пурехских мастеров у Николая Васильевича также имеются. Стоили эти изделия, похожие на большие цветы тюльпана, очень дорого, так как для их изготовления употреблялась высокосортная уральская медь. Безусловно, у каждого колокольчика свой особый «голос».
Ломовской гордится и таким экспонатом домашнего музея, как старинный пудовый замок. Его несколько лет назад подарил ему местный житель, узнав, что тот собирает предметы старины. Но если этот замок лежит на полке, то устройство для снятия коры со стволов деревьев, которым пользовались деревенские плотники два столетия назад, резчик частенько применяет и сегодня по его прямому назначению.
Каждый следующий экспонат дает Николаю Васильевичу новый импульс для изучения истории своего Отечества, родного края. Не случайно он уже начал работу над летописью села Теплое и хочет вступить в районное общество краеведов. По его глубокому убеждению, фундамент настоящего и будущего — наше прошлое.
20.09.10 3749
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |