Главная Клуб Темы Клуба
Живопись
Живописец четырех императоров
![](/_ld/8/98540350.jpg)
![](/_ld/8/54587484.jpg)
![](/_ld/8/04484041.jpg)
![](http://antikvar.ucoz.ru/_ld/8/98540350.jpg)
Представители семьи Зичи сообщили,что есть планы привезти выставку
картин знаменитого художника в Москву и Санкт-Петербург.
В
предпоследний день февраля 1906 года в три часа пополудни князь
Оболенский доложил Его Величеству императору Николаю II, что 79-летний
придворный живописец, академик Российской Академии художеств, кавалер
российского ордена святого Станислава и французского ордена Почетного
легиона Михай Зичи находится при смерти. Трехмесячный грипп с
температурой окончательно подорвал здоровье старого мастера, так и не
привыкшего за пятьдесят лет к русским морозам. Получив тяжелую весть,
император распорядился, чтобы в случае смерти своего любимого художника в
память о нем звонили все колокола Петропавловского, Исаакиевского и
Казанского соборов. Колокола Санкт-Петербурга зазвонили по Зичи на
следующий день.
Началась "российская история"
Михая Зичи в далеком 1846 году в Вене. Совершенно случайно он
познакомился с братом Николая I, великим князем Михаилом Павловичем и
его дочерью Екатериной, пожелавшей брать уроки рисования у какого-нибудь
известного европейского художника. Поначалу выбор русских пал на
пейзажиста-австрийца Вальдмюллера, но тот отказался, порекомендовав
гостям из Петербурга своего талантливого ученика - Михая Зичи.
За
спиной у 20-летнего венгра, отпрыска обедневшей помещичьей семьи с
берегов Балатона, был успех рисовальщика, первые проданные картины.
Предложение
великого князя показалось юному художнику из Венгрии весьма заманчивым и
не менее романтичным. Уроки русской княжне предстояло давать в старом
рыцарском замке на берегу альпийского озера. Чуть позже выяснилось, что
русская великосветская компания едет в Италию. Рай для художников.
Венеция, Флоренция, Рим. Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль.
Прогулки с 16-летней русской княжной по Венеции и Флоренции...
К
концу путешествия по Италии новое предложение - поехать в
Санкт-Петербург и поработать год по контракту. Предложение хотя и было
для Зичи неожиданным, но звучало еще более заманчиво для нуждавшегося
художника. Большой оклад - 1200 рублей в год, полное соцобеспечение,
служебная квартира, заказы богатых русских клиентов. К тому же
впечатлительная княжна успела привязаться к учителю рисования. Одним
словом, Зичи согласился. Отныне на долгие годы у него появилось новое
"православное" имя - Михаил Федорович.
Поначалу
жизнь в царской столице огромной империи поразила венгерского
провинциала своим блеском и роскошью. Вращение в кругу высшей
аристократии, приближенной к царскому двору, завораживало:
коллекционирование западноевропейской и русской живописи, ставшее к тому
времени модным занятием, выставки, аукционы, обсуждение последних работ
набиравших силу художников - Иванова, Крамского, Брюллова. Все это
завораживало. Однако жизнь великосветского художника для молодого
человека из Венгрии вскоре неожиданно закончилась, едва успев начаться.
В
1848 году в Венгрии разразилась буржуазная революция, сопровождавшаяся
национально-освободительным восстанием против австрийского владычества.
Трон под Габсбургами зашатался. Не справляясь с венгерскими повстанцами в
одиночку, император Франц Иосиф I со слезами на глазах буквально
умоляет царя Николая I спасти империю Габсбургов. Верный своим
обязательствам по Священному cоюзу, Николай скрепя сердце дает согласие
на отправку войск в Венгрию. В "благодарность" за помощь Австрия через
несколько лет примет активное участие в Крымской войне против России...
Так
вот, в разгар событий, закончившихся разгромом венгерских войск, судьба
свела Зичи с самим императором. Во время одного из уроков рисования
княжны Екатерины, в помещение заглянул Николай I. Узнав, что перед ним
венгерский художник Зичи, самодержец поинтересовался, не родственник ли
он того графа Зичи, который был связным российских войск с венским
двором?
- Нет, я не родственник, Ваше
Величество, - заметил художник, - но даже если бы это было так, я бы
прекратил с ним всяческие отношения.
- Браво,
молодой человек, - воскликнул император. - Вы, значит, не только
талантливый художник, но и венгерский патриот! Почему же вы тогда нам
служите?
Скандальную ситуацию замяли
присутствующие женщины: "Ах, эта политика, она всегда всех ссорит".
Однако оставаться после случившегося при дворе для Зичи было уже
невозможно. Годы лишений и нужды, последовавшие после придворной жизни,
научили молодого художника многому. Возвращаться в Будапешт не хотелось:
там свирепствовала реакция. Поэтому в "северной Венеции" до поры до
времени приходилось и дрова колоть, и ретушером работать в салоне только
что появившихся дагеротипов. Надо было и русский язык подучить.
Приезжайте в Гатчину
В
доме на окраине Санкт-Петербурга, где Зичи снял скромный уголок, он
познакомился с Александрой Ершовой. Скромная, на четыре года моложе его,
девушка из простой семьи вскоре стала женой художника, родила ему
четверых детей. Она пережила Зичи на двенадцать лет и умерла в 1918 году
в окружении детей и внуков в родовом венгерском поместье "Зала", куда
семья переехала после покушения на Александра II в 1866 году.
Прошли
годы, и, несмотря на все лишения в суровой северной столице,
искрометный талант Зичи постепенно пробил себе дорогу. Его филигранные
рисунки и акварели получали все большую известность в Петербурге. Как-то
друзья Михаила Федоровича показали его работы князю Любомирскому, а тот
на представлении Венской оперы продемонстрировал их императору.
- Очень ловко, очень метко, - было резюме Николая I. - Если время позволяет, приезжайте в Гатчину, порисуйте.
Трудно
сказать, помнил ли царь размолвку с молодым венгром в 1848 году, но
тогда, в 1853, приглашение на этюды на царскую охоту означало все: и
примирение, и высокую оценку таланта, и обещание постоянной работы.
Царская охота в Гатчине, а точнее, подготовленные там этюды - всего 26
листов, можно сказать, определили всю дальнейшую судьбу Зичи.
Русский
император был в восторге от акварелей и рисунков. Он распорядился
выдать венгру 600 рублей, а заодно заказать новые работы. Слух о
небывалом успехе живописца мгновенно облетел Невский проспект, дворцы и
виллы набережной Невы. Заказы посыпались со всех сторон. В это время в
письме матери в Венгрию Михаил писал: "Люди полюбили меня, и сейчас,
когда я пишу эти строки, я - самый высокооплачиваемый акварелист в
Петербурге".
Скоропостижная смерть Николая I в
1855 году, казалось, могла внести неожиданные коррективы в дальнейшую
судьбу "царского" художника. Однако молодой наследник - Александр II -
вполне благосклонно отнесся к Зичи, наверняка, помня его тонкие и порой
язвительные зарисовки из жизни двора при отце. Через доверенного - князя
Горчакова, будущего канцлера Империи, новый самодержец продлил Зичи
контракт в России, поручив ему "графическую летопись" своей коронации в
Москве. Так венгр Михаил Федорович Зичи стал летописцем второго
российского венценосца.
Однажды судьба свела
Михаила Федоровича со знаменитым Теофилем Готье, который стал его
поклонником на всю жизнь. В своей книге "Путешествие в Россию"
французский писатель уделил художнику целую главу - 14 страниц. Друг
Бальзака и Гюго, человек, открывший миру Гойю, Курбе, Готье неожиданно
для себя открыл в России венгра Зичи. Публикации Готье в парижском
L'Artist принесли художнику европейскую славу. Когда в 1862 году Зичи,
взяв творческий отпуск, поехал в Европу, там его встречали уже как
известного живописца. Дружба с Доре, Гюго, Дюма-младшим, русскими и
польскими художниками, жившими в Париже, была подготовлена Готье еще в
Петербурге.
Годы странствий
В
1869 году царь Александр II продлил еще на 10 лет контракт с Зичи. Но,
кажется, ему это уже невмоготу. После 14 лет постоянной работы при
императорском дворе в 1874-м он попросил расторгнуть договор и ушел на
вольные хлеба.
Последующие 10 лет стали одними
из самых плодотворных в творчестве Зичи. Пять лет он проработал во
Франции, потом в Лондоне, Венгрии, Мюнхене. Его выставки устраивали в
Париже, Венеции, Вене. В это время он творил не столько в графике,
сколько в крупных жанрах. Написанное к парижской Всемирной выставке 1878
года огромное по размерам аллегорическое антивоенное полотно "Оружие
демона" с изображением властителей Европы вызвало нешуточный скандал. Из
Парижа пришлось уехать.
Уединившись в своем
поместье на Балатоне, художник наконец-то обустроил свой дом. Он
оборудовал мастерскую, кабинет, библиотеку, написал ряд больших
живописных работ, сделал иллюстрации по заказу журнала "Нива" к
произведениям Лермонтова ("Демон", "Герой нашего времени"), Гончарова
("Обрыв"), Полонского ("Машенька"), а затем Гоголя ("Тарас Бульба").
Так, оставаясь вдали от России, художник постоянно чувствовал себя
связанным с русской культурой. Его возвращение в Петербург было лишь
вопросом времени. Тем более что надежды на достойный заработок на родине
так и не оправдались.
К тому времени, когда
Зичи добрался до Петербурга, царь-освободитель Александр II пал жертвой
террористов-народовольцев. Его преемник Александр III с детства знал и
любил Михаила Федоровича, поэтому вопрос о трудоустройстве не стоял.
Живописец Его Величества - звучит гордо. Заказов хоть отбавляй: от
толстенного памятного альбома к двухсотлетию Преображенского полка до
очередного коронационного в 1883-м. При дворе Александра III, который
особо благоволил художнику, Зичи стали принимать чуть ли не наравне с
членами царской семьи. Он присутствовал даже на домашних встречах и
праздниках.
Мирное царствование Александра III
Миротворца, увы, оказалось недолгим. После его внезапной смерти в 1894-м
трон переходит к сыну Николаю II, который, как и его отец, тоже
буквально обожал художника. Ходят легенды, что наследник очень часто
просил совета у венгерского мастера, причем не только в вопросах
искусства. Последний коронационный альбом в своей жизни Михай Зичи
подготовил в 1896-м на московской коронации Николая II, омраченной
ходынской давкой.
К тому времени друзья отметили
50 лет его творчества. Торжества прошли и в России, и в Венгрии. Не
порывая ни с первой, ни со второй родиной, Зичи все последние годы жизни
посвятил своим любимым иллюстрациям к работам великих поэтов двух
стран: Пушкина и Лермонтова - в России, Мадача и Араня - в Венгрии.
Неслучайно
в некрологе на его смерть журнал "Нива" писал: "В лице Михая Зичи
русское искусство потеряло одного из самых ярких его представителей, а
русское общество - редкого человека, который лучшие годы жизни посвятил
своей второй родине". Его и хоронить-то хотели на второй родине, в
Санкт-Петербурге. Однако друзья решили, что сын венгерской земли должен
покоиться в Венгрии. Его тело на поезде привезли в Будапешт, где с
почестями захоронили в пантеоне Славы, на аллее художников Центрального
кладбища на проспекте Керепеши.
Охранная грамота от Ворошилова
После
революции о Михае Зичи в России почти забыли. Понятное дело - рисовал
царей. Основные работы художника остались в царских дворцах, в закрытых
отделах графики Эрмитажа, Русского музея, а большие полотна - в родовом
поместье на Балатоне. Поэтому его работы было не так просто увидеть.
Спустя
20 лет после смерти художника, к столетнему юбилею Зичи, в его родовом
поместье открылся музей, - рассказывает корреспонденту "Эхо" внук
художника Иштван Чичери. - Мне тогда шел десятый год. Я родился в
1917-м, и моя русская бабка Александра была еще жива, успев даже
окрестить внука.
Трудные дни для музея настали в
конце Второй мировой войны. К тому времени Иштван Чичери, получив
образование в Дипломатической академии в Вене, стал доктором
юриспруденции, успел поучаствовать в движении Сопротивления. В 1945-м
стал одним из лидеров Партии мелких хозяев, победившей на выборах. С
приходом Красной Армии в Будапешт у внука Зичи, прилично владевшего
русским языком, сложились неплохие отношения с новыми властями.
Советский посол Пушкин, пользуясь связями Иштвана, выходил
непосредственно на тогдашнего премьер-министра страны Ференца Надя.
-
Опасаясь, что музей может пострадать от военных действий, - рассказал
Иштван, - я дошел до самого Ворошилова и выхлопотал себе "охранную
грамоту" - удостоверение директора музея. Помчался тогда на Балатон и
успел вовремя. Всю коллекцию уже хотели конфисковать советские
интенданты. Тогда музей спасло удостоверение Ворошилова.
![](http://antikvar.ucoz.ru/_ld/8/s54587484.jpg)
![](http://antikvar.ucoz.ru/_ld/8/s04484041.jpg)
Сам потомок "живописца Его Величества" после разгона Партии мелких хозяев, устроенного коммунистами в 1947 году, был вынужден эмигрировать в Австрию, а потом в США. Возвращение на родину произошло лишь в 1990-м.
- Я знал, что вернусь, знал, что делом моей жизни на склоне лет будет музей деда, - говорит Иштван. - Так оно и случилось.
Сегодня
он - директор фамильного собрания. По договору с государством ему, как
наследнику, принадлежат все экспонаты музея и треть земель родового
поместья. Наследие деда, хочешь - не хочешь, постоянно возвращает к
России. В поисках его работ он уже не раз бывал в Санкт-Петербурге.
Когда в начале 2000-х добрался до хранилищ Эрмитажа с акварелями Зичи,
был буквально поражен. Огромное наследие деда, все его работы о
придворной жизни русских царей и императорской охоте оставались, по
сути, никому не известными как в России, так в Венгрии.
Тогда
же в Будапеште, Москве и Петербурге началась работа по организации
мемориальной выставки Михая Зичи. Первая выставка его акварелей из
царских собраний Эрмитажа прошла в Концертном зале Зимнего дворца в
2006-м. Еще через два года самая большая по объёму материала выставка с
огромным успехом прошла в Национальной галерее Будапешта. Впервые
широкая публика увидела рисунки и акварели венгерского художника,
которые до этого были доступны лишь царским особам.
Эхо планеты
Источник | |
|
20.09.10 Просмотров: 5946 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 1 | |
![]() ![]() ![]()
1
Император России Иван седьмой
• 17:08, 30.07.12 | |