Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Авто

Восстановление антикварных автомобилей в Украине — хобби, приносящее больше удовольствия, чем реальных доходов.


Большинство реставраторов живет в качестве придворных мастеров у состоятельных клиентов, остальные зарабатывают на жизнь, ремонтируя автомобили

Фото - Константин Черничкин

Крохотные и забавные, огромные и величественные — мир антикварных автомобилей поражает воображение разнообразием, загадками и легендами. Дух захватывает, когда садишься за руль Opel Admiral из Винницкой ставки Адольфа Гитлера или опускаешься на мягкий диван черного ЗИЛа, возившего Леонида Брежнева на открытие памятника Родине-Матери. Теперь эти автомобили стоят десятки и сотни тысяч долларов, а всего пару десятилетий назад их сдавали на свалки, чтобы получить талончик на покупку нового мотора для «Жигулей». По словам экспертов, в Украине еще только учатся любить и ценить антикварные машины.

Украинский рынок ретромобилей в десятки раз уступает европейскому и российскому. По мнению президента Всеукраинского фестиваля автоэкзотики Любомира Копчика, в нашей стране не более 800−900 отреставрированных антикварных авто, количество сделок купли-продажи среди владельцев ретромашин не превышает сотни в год, оборот — около миллиона долларов. Например, в Германии объем рынка раритетных автомобилей, включая индустрию развлечений и продажу атрибутики, достигает 11 млрд евро.

Для динамичного развития отечественного рынка ретромобилей отсутствует главное — состоятельные клиенты. По словам торговцев автоантиквариатом, если московская элита массово коллекционирует старинные авто, то украинская пока предпочитает новые машины. В нашей стране людей, чьи коллекции насчитывают от 10 до 30 автомобилей, можно пересчитать по пальцам, активных коллекционеров — всего около двух десятков, сегмента дорогих ретромашин стоимостью свыше полумиллиона долларов нет в принципе. В Москву в течение года с мировых антикварных аукционов завозится три-четыре автомобиля стоимостью больше миллиона долларов, тогда как поставкам из Украины препятствуют высокие издержки при растаможивании: например, при ввозе на территорию Российской Федерации ЗИМа в качестве налогов необходимо заплатить около 13,5 тыс. евро.

Главным следствием несформированности отечественного рынка является разброс цен на экзотические автомобили и запчасти к ним: стоимость одного и того же товара может отличаться в десятки раз. Это касается не только редких машин, но и таких растиражированных марок, как послевоенные «Победы», «Волги» и «Москвичи». Например, опытным скупщикам антиквариата не составит большого труда найти в провинции оригинальный руль для автомобиля «Победа», заплатив за него какому-нибудь старичку-барахольщику всего 50 гривен. Цена аналогичного руля на антикварном базаре в столице — 250−300 долларов. Встречаются на рынке автостарины вещи, оценить которые сложно даже экспертам. Один из коллекционеров рассказал, как случайно приобрел оригинальный прикуриватель к ЗИМу на барахолке в городе Смеле Черкасской области — стоил он всего три гривни. Сейчас эта маленькая вещица не имеет цены: второй такой в Украине не найти. Известный киевский коллекционер Алексей Соколов говорит, что нередко цена запчасти зависит от того, насколько она необходима покупателю в данный момент. В целом стоимость деталей и комплектующих к антикварным машинам в Украине высока. По словам Соколова, многие запчасти для своего кабриолета — за его основу была взята огромная Hispano-Suiza тридцатых годов — он привез из Аргентины. Обилие антикварных запчастей в Южной Америке объясняется отсутствием войн и немалым количеством укрывшихся в латиноамериканских странах беглых нацистов, сумевших привезти с собой много интересных автомобилей. У нас за аналогичный товар придется выложить в пять-десять раз больше.

Начинающим автоателье прежде всего следует ориентироваться на отечественный рынок: с его развитием все больше будет ощущаться дефицит ретромобилей, поскольку поставки антиквариата из-за рубежа затруднены законодательным запретом на ввоз машин старше восьми лет. Право на исключение из этого правила придется получать в Министерстве культуры, что займет немало времени. После этого раритет можно будет растаможить наравне с обычными подержанными авто старше пяти лет, что обойдется коллекционеру в кругленькую сумму.

Право быть оригинальным

Старинные автомобили восстанавливают двумя способами. Первый и самый трудоемкий — реставрация, когда механизмам и внешности авто возвращается первозданный вид. Если коллекционеру не удается отыскать ту или иную деталь, допускается создание ее точной копии по чертежам производителя. Оригинальные автомобили стоят дорого, к примеру, стоимость ЗИМа на российском рынке может доходить до ста тысяч долларов («неоригинала» — 10−15 тыс.). Бизнес по восстановлению машин сложное и хлопотное дело. Поиск необходимых запчастей порой длится годами. Известно, что в компании Mercedes-Benz можно заказать запчасти к любому автомобилю, когда-либо выпущенному под этой маркой. Этим попытались воспользоваться мастера, работающие над реставрацией Mercedes Adenauer, принадлежащего одному из столичных коллекционеров. К удивлению реставраторов, за банальную прокладку блока цилиндров с них запросили 2,5 тыс. евро, тогда как для обычной машины аналогичная деталь стоит всего 20−30 евро. Мастера были вынуждены долго искать умельца, согласившегося изготовить прокладку.

Найти «левшу» удается не всегда. А специализированных мастерских, способных принять подобный спецзаказ, кроме фабрики антикварных машин в Краматорске, у нас не существует: закупка оборудования из-за рубежа для изготовления эксклюзивных деталей нерентабельна, поскольку заказы не носят массового характера. Украинская индустрия антикварных запчастей пока может предложить лишь пластиковое оформление торпедо ГАЗ 21. На антикварном рынке актуальной до сих пор остается проблема хромирования декоративных деталей кузова. Тонкости этой трудоемкой и кропотливой работы большей частью забыты. Попытки украинских коллекционеров размещать заказы на крупных украинских заводах, связанных с авиационными технологиями, потерпели неудачу — качество деталей хромало. Многие московские коллекционеры часто восстанавливают машины в Европе — технологический уровень европейских ретроателье намного выше, хотя цены кусаются, к примеру, хромировка всех деталей на «Чайку» обойдется в 20 тыс. долларов.

Наибольшую радость владельцам антикварных машин приносит не чувство обладания, а сопричастность к процессу восстановления. Как правило, на готовом автомобиле они выезжают не чаще раза в год, например, на выставку «Автофорум». И даже в этом случае за рулем зачастую сидит профессиональный водитель — поездка на антикварной машине опасна. Древние тормозные системы в несколько раз менее эффективны, чем современные, у ретромобилей нет не только подушек безопасности, но и боковых зеркал.

Честные подделки

Второй и более простой путь восстановления автомобилей — использование оригинального кузова и современной технической начинки. Коллекционной ценности хот-роды не представляют и антиквариатом не являются. Создание псевдостаринных авто требует гораздо меньших затрат. Возьмем, к примеру, Buik тридцатых годов с мотором и подвеской от современного Mercedes-Benz. Подгнивший кузов машины такого класса можно приобрести за 3−4 тыс. долларов. Стоимость начинки вместе с работой и материалами — 25 тыс. долларов. В комплектацию входят кондиционер, руль с гидроусилителем, кожаный салон. Цена продажи авто — около 40 тыс. долларов: не слишком дорого, если учесть, что работы по созданию машины длились почти два года.

Еще одно направление автомобильной экзотики — кит-кары или пластиковые копии легендарных автомобилей — в Украине не развито (хотя на пробу уже завезли несколько «клонов»), а в Европе в год продается свыше десяти тысяч подделок. Принцип кит-кара: «купи за пятьдесят тысяч автомобиль, который стоит пятьсот».

Компании предлагают любые эксклюзивные модели Porsche, Mercedes-Benz или Aston Martin. В основе этих авто металлическая рама, на которую крепится пластиковый кузов, ценой 4−6 тыс. долларов в зависимости от сложности формы. Стоимость начинки варьируется: в автомобиль могут быть установлены мотор и ходовая часть от Audi или более скромного Ford. Иногда компании, имеющие лицензию от производителей на изготовление и продажу кит-каров, предлагают клиентам более дорогие версии с алюминиевым кузовом. В России продажа кит-каров давно поставлена на конвейер. Решена проблема сертификации машин: за ворота техцентров пластиковые копии выезжают с техпаспортами и госномерами. Кит-кары Mercedes-Benz стоят в гаражах Аллы Пугачевой и Иосифа Кобзона. В Украине копии пока не идут. Все изменится, говорят антикварщики, как только мода на автоэксклюзив доберется из Москвы в Киев.

Или уже?

Эксперт



Источник | | Автор: Тарас Ткачук, «Эксперт Украина"
| Категория: Авто
| Теги: коллекционер, реставрация, ретроавтомобиль
31.08.10 Просмотров: 5339 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar