Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Живопись

География инвестиций в искусство расширяется.


В прошлую среду продажи импрессионистов и произведений искусства ХХ века на Sotheby’s составили $290,2 млн. — больше за один день эти направления собрали только в мае прошлого года. За работы из 13 стран сражались участники из 36 — представители как традиционных (США, Европа), так и новых рынков (Китай и Латинская Америка). Этот один день подтвердил тенденцию всего прошлого года, когда мировые инвестиции в произведения искусства выросли на 69% — до $60 млрд. По итогам девяти месяцев 2013 года размеры мирового арт-рынка достигли $64 млрд.  

По данным «Инвестгазеты»: если сравнивать рост цен на наиболее дорогие предметы искусства и рост стоимости «голубых фишек», первые — выигрывают. Например, американский коллекционер Адам Сендер, управляющий хедж-фондом, в 2002 году купил картину Джона Каррена «Рыбаки» за $100 тыс. Через два года Сендер продал ее за $1,4 млн. – стоимость картины выросла на 1400%. За тот же период акции Apple поднялись на 222% (с $8,4 до $27,3 за акцию). Работы Жан-Мишеля Баския (самого дорогого художника современного искусства на сегодняшний день) в 1982-м можно было купить за $2,5 тыс. В прошлом году его картина «Без названия» ушла за $20,2 млн.

Внимание к современному

Основной тенденцией последних лет стал быстрый рост продаж современного искусства. По данным Deloitte, в прошлом году более 70% всех проданных арт-объектов пришлось на искусство XX-XXI столетий.

И это неудивительно. Цены на признанных мастеров – Рубенса, Ренуара, Моне или художников европейского Возрождения — растут значительно медленнее, так как их картины очень редко попадают на аукционы и порог их оценочной стоимости начинается от $50 млн. Это долгосрочные инвестиции с наименьшим риском. И поэтому коллекционеры и музеи не спешат с ними расставаться.

Современное искусство пока не успело настолько «осесть» в музеях и частных коллекциях, вследствие чего значительно растет в цене. Кроме того, по мнению западных экспертов, рост цен связан с появлением новых миллионеров из стран БРИК и Ближнего Востока. Для них искусство — не закрытый клуб ценителей, а признак статуса и богатства. В этом году самым щедрым коллекционером современного искусства стала сестра эмира Катара Шейха Аль-Маясса, которая потратила на арт-покупки более 600 млн. фунтов.  

Погоня за современным искусством взвинтила цены до небес. Это подтверждают увеличившиеся доходы аукционных домов, выставок и галерей. Новые миллионеры больше всего интересуются известными работами признанных художников ХХ века – Мунка, Пикассо, Ротко и Баския. В эту ограниченную группу вкладывают охотнее, чем в неизвестных пока авторов. Согласно отчету Skate’s Top 5000, в этом году увеличилось количество повторных сделок по картинам современных топовых художников. В среднем картины, которые были проданы за этот период, пребывали в частных руках около девяти лет.

За первое полугодие 2013-го аукционные дома мира продали 61 лот по ценам, превышающим $10 млн., и 328 лотов – свыше $2,5 млн., заработав $2,4 млрд. Это на $10 млн. меньше прошлогодних показателей, но исходя из заявок на продажу, осень и зима обещают быть прибыльными. И доходы аукционных домов явно перешагнут отметку в $13 млрд. 

География искусства

Последние три года ведущим арт-рынком в мире является Китай с долей 41,3% мировых продаж. Он начал развиваться как центр искусства с появления аукциона антиквариата Poly International в 2005 году. В 2010-м КНР стала самым доходным аукционным центром в мире, а спустя два года китайские аукционы собрали более $5 млрд.

Следом идут традиционные рынки — Европа и США — с оборотом в $2,1 млрд. И они пока не собираются сдаваться азиатским площадкам. В прошлом году американский рынок увеличил доходы на $587 млн. Европа, занимающая 30% рынка, но смогла достичь докризисного уровня. Тем более что в этом году западный рынок возрос на 5,5%, тогда как Китай продавал как никогда плохо. Процент некупленных лотов был самым высоким за последние пять лет. Возможно, всему виной замедление темпов роста экономики КНР с 6-8% в год до 3,5-4%.

Зато, по прогнозам Всемирного банка, в ближайшие годы будет расти ВВП Латинской Америки – на 4-5%. И именно она может стать новым мировым центром арт-торговли. Тем более что в 2012 году аукционные продажи там выросли на 25%, и большая часть экспертов ожидают дальнейшего роста рынка в будущем. Способствовать этому будут новые латиноамериканские миллионеры и миллиардеры, которые начинают интересоваться искусством своего региона.

Это значит, что и на мировых рынках цены на работы художников из Латинской Америки будут расти. Как росла привлекательность азиатского искусства, когда мировой рынок поддался влиянию китайских коллекционеров, готовых платить за вазу династии Мин больше, чем за Ренуара, Рафаэля или Ван Гога.

Новый интерес

Кроме китайского, становится востребованным русское направление, к которому западные аукционные дома относят произведения искусства всех постсоветских стран. Популярность его объяснима: русские олигархи любят коллекционировать произведения соотечественников. С другой стороны, по мнению арт-дилера Игоря Абрамовича, советская художественная школа очень сильна. Ведущие аукционы и галереи мира охотятся за авангардистами России и Восточной Европы.

Но есть и другая сторона: на постсоветском пространстве очень много подделок и тех, кто их изготавливает. По мнению Сергея Скатерщикова, управляющего директора Skate’s Art Market Research, аутентификация произведений искусства построена на устаревших знаниях и не отвечает современным требованиям рынка. Например, в 2012 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг отсудил у Christie's 3 млн. фунтов за купленную на торгах подделку работы Бориса Кустодиева «Одалиска». Ранее суд обязал Sotheby’s выплатить греческому промышленному магнату Диамантису Диамантидесу $1,16 млн., которому была продана подделка картины греческого художника Константина Партениса.

Объем арт-рынка в нашей стране в прошлом году составлял около $5 млн. Средняя стоимость работ современных украинских художников, известных за рубежом, пока не превышает $10-20 тыс., что значительно меньше сумм, которые коллекционеры готовы платить за имена из США и Европы. Но мировые аукционы проявляют к Украине все больший интерес. С 2009 года там продаются работы Анатолия Криволапа, Виктора Сидоренко, Олега Тистола, Александра Животкова и Павла Макова. Рекорд­смена аукционных продаж Анатолия Криволапа (в июле 2013-го его работа «Конь. Вечер» была продана за $186 тыс. на аукционе Phillips) покупают не только украинские, но и западные коллекционеры, что поднимает престиж и, как следствие, цены на украинское искусство на мировом рынке.

Только в октябре этого года украинское современное искусство собрало $115 тыс. на аукционе Phillips. При этом некоторые лоты аукциону предоставили западные коллекционеры.

По прогнозам, в ближайшие пять-десять лет цены на украинских авторов будут расти. Подтверждение тому — визиты представителей ведущих аукционных домов в Украину (интервью с представителями Sotheby’s на стр. 24), а также участие художников в выставках за рубежом. Международные ярмарки – еще один значительный канал продаж предметов искусства. Их посещают многие коллекционеры, так как здесь можно не только посмотреть «новинки сезона», но и приобрести их. Причем значительно дешевле, чем на аукционах.

Впрочем, новичкам на международные площадки попасть довольно сложно. Например, на Art Basel Miami из 600 заявок от арт-галерей отбор проходят только 200. Украинские галеристы уверены, что главная причина международной закрытости отечественного рынка искусства – боязнь художников не продать свои картины. Поэтому большинство украинских художников в сторону иностранных ярмарок и аукционов пока не смотрят, предпочитая продавать свои работы в отечественных галереях или с помощью арт-дилеров. Последние в Украине на особом счету: именно они являются связующим звеном между художниками, коллекционерами, выставками и аукционами.

Красивые перспективы

В будущем существенно изменить арт-рынок могут цифровые технологии. Уже разрабатываются базы данных, которые будут собирать информацию обо всех молодых художниках и их картинах. Доступ к данным будет открытым. И потому любой человек, а не только критики, искусствоведы и аукционисты, сможет определить, насколько будут популярными картины любого автора. И стоит ли вкладывать в них деньги.

Такая осведомленность может привести к росту интереса к искусству со стороны среднего класса. По мнению Сергея Скатерщикова, многие любители искусства со средним доходом постепенно переходят от просмотра картин, чтения книг о художниках и изучения искусства к его покупке и взаимодействию с авторами.

Западные эксперты считают, что интерес среднего класса к искусству также должен повлиять и на сами картины и скульптуры. Люди с доходом в $5-8 тыс. в месяц готовы инвестировать в произведения искусства, но только в те, которые им близки и понятны. Поэтому вскоре арт-рынок может значительно измениться, а на аукционах будет много лотов с низкими и средними ценами.



Источник | | Автор: Зинаида Кукина
| Категория: Живопись
| Теги: инвестиции, аукцион, искусство, коллекционер
11.11.13 Просмотров: 6989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar