Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Темы Клуба
Живопись

Инвестиции в искусство


Хотим мы того или нет, но искусство является таким же предметом потребления как дома, автомобили или яхты. Многим любителям прекрасного это утверждение может показаться грубым, они считают, что настоящее искусство бесценно. Тем не менее и они признают, что произведения искусства покупаются, продаются, обмениваются на рынке, т.е. являются объектом товарно-денежных отношений. С того момента, как произведение искусства покидает мастерскую художника, оно превращается в предмет купли-продажи, а значит к нему применимы те же экономические и финансовые законы и инструменты, что и в отношении других объектов рынка (недвижимость, сырье, высокие технологии и т.д.).

Некоторые исследователи даже считают, что инвестиции в произведения искусства дают больший доход, чем инвестиции в акции. Например, Чарльз Моффет, в 2002 руководитель отдела импрессионизма и модернизма у Сотби, утверждает: "...в конце дня биржа может рухнуть, но если вы купили скульптуру Джакометти, у вас что-нибудь останется."

Вообще-то искусство на протяжении веков считалось выгодным вложением капитала, но только в последние десятилетия о нем заговорили как об инвестиционном механизме - сначала на западе, а потом и в России. И хотя первый инвестиционный фонд произведений искусства появился еще 1904 году во Франции ("Le Peau de l'ours", что в переводе означает "Медвежья шкура"). В 1904 году банкир Андре Левель убедил нескольких своих коллег внести по 200 с небольшим франков и приобрести на эти деньги 100 картин и рисунков импрессионистов, среди них ранние работы Пикассо и Матисса. Распродана это коллекция была спустя 10 лет, в начале первой мировой войны, когда цены на работы французских художников взлетели вверх. Некоторые работы ушли по десятикратной цене, в целом прибыль от продажи коллекции вчетверо превысила первоначальные вложения. Говорят, что с тех пор этот успех не удалось повторить никому (по всей видимости, речь идет именно о коллекциях арт-фондов). Другим примером удачного инвестирования в искусство был арт-фонд пенсионного фонда Британских Железных дорог. Этот фонд в 1974 году вложил около 40 миллионов фунтов стерлингов или 2,5 % (иногда говорят 2,9% ) инвестиционного портфеля фонда в коллекцию 2425 произведений искусства (там был, китайский фарфор, старые мастера, импрессионисты). Руководство пенсионного фонда Британских железных дорого хотело уменьшить зависимость своего фонда от фондового рынка. Коллекция фонда была продана в период с 1987 по 1999 год. Больше всего работ было продано в 1989 году, как раз незадолго до того, как в начале 90-ых годов рухнул арт-рынок. Фонд получил от продажи своей коллекции 13% годовых. Это меньше, чем они могли бы получить от инвестиций, например, в компанию S&P500 ( S&P 500— фондовый индекс, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию. Список принадлежит компании Standard & Poor's и ею же составляется. ), но больше, чем если бы они вложили деньги в государственные облигации. Кроме того, для продажи был выбран очень удачный момент, когда в конце 80-ых рынок искусства находился на подъеме и японские корпорации и частные коллекционеры скупали работы импрессионистов по всему миру.

В последнее время (последние несколько лет уже) все чаще говорят об искусстве как об "альтернативном активе". Аналитики … говорят, что многолетние игроки сырьевых и финансовых бирж частично покидают их и переводят свои активы в произведения искусства.

Аналитики же арт рынка утверждают, что на нем появились новые игроки, и это инвесторы, а не коллекционеры, и для этих инвесторов искусство прежде всего означает деньги. Говоря здесь об инвестициях в искусство, мы не будем анализировать победные реляции лондонских аукционных домов в конце прошлого года, они не должны вводит нас в заблуждение. Прежде всего потому, что рекордные цены, установленные в соревновательной борьбе на аукционных торгах, были установлены соперничающими между собой сверхбогатыми людьми. И мы не знаем, почему они это делали: из любви к искусству, видя ли в перспективе финансовую выгоду - т.е инвестируя в искусство, или для подтверждения своего социального статуса ("…у Абрамовича есть, а я что же?"). Кто-то недавно хорошо сказал, что это "разновидность элитного шопинга для богачей".

Наша цель сейчас - выяснить, есть ли смысл начинающему коллекционеру вкладывать деньги в произведения искусства, ведь мало кто из коллекционеров, пополняя свою коллекцию, не думает, какую сумму он сможет получить за свое новое приобретение лет через пять -десять. И тем не менее, несмотря на популярность этого направления инвестиций, многих начинающих коллекционеров отпугивает непрозрачность рынка, на котором отсутствуют четкие и понятные котировки и графики (как на бирже), их также отпугивают подделки, интриги аукционных домов, хитрости галеристов и арт-дилеров и т.д. Рассматривая искусство в этом контексте, можем ли мы сказать, что искусство является ликвидным (или даже высоколиквидным) финансовым активом? Я абсолютно уверена в том, что произведения искусства – это неликвидные активы с высокими сопутствующими издержками.

Здесь уместно привести пример - продажу работы Пикассо " Портрет Анхеля Фернандеса де Сото" на Christie’s в 2010 году.


ПАБЛО ПИКАССО
Портрет Анхеля Фернандеса де Сото (Любитель абсента). 1903.

Эстимейт: 30–40 миллионов фунтов.


Результат: 34,8 миллиона фунтов

Christie’s. 23.06.2010. Лот № 8

Источник: Christie’s.сом


Это была лучшая продажа аукционных торгов - портрет Фернандеса де Сото голубого периода Пабло Пикассо. Эта продажа в сочетании с предыдущим рекордом Пикассо в том же 2010 году (имеется в виду "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев. 1932) вполне возбудила интерес тех коллекционеров, которые рассматривают вложения в арт-объекты как возможность альтернативных инвестиций. Но если мы посмотрим внимательно, то увидим некоторые проблемы в отношении этого привлекательного на первый взгляд объекта инвестиций. Это полотно Пикассо было куплено 15 лет назад за 29 миллионов долларов, т.е . элементарный расчет показывает, что доход едва составляет 3,8% годовых. Теперь отнимите инфляцию, страховку, оплату услуг аукционных домов. В результате реальный доход близок к нулю.

Большинство начинающих коллекционеров мало осведомлены о том, насколько искусство на самом деле неликвидно. Любое, выставленное на продажу произведение искусства, легко приобрести, но гораздо труднее продать спустя несколько лет по цене выше той, по которой вы ее приобретали. При этом вам понадобится посредничество арт-дилера или аукционного дома, которым необходимо заплатить комиссионные. А для того, чтобы адекватно оценить вашу работу, т.е., узнать, какова ее рыночная цена в данный момент, вам понадобятся услуги арт-консультанта. Конечно, может случиться так, что вы продадите купленную вами работу с выгодой для себя, но это уже будет иметь отношение скорее к удаче, а не к инвестициям в искусство.

И все-таки хочу вам сказать: покупайте произведения искусства! Какие?

Как вы поняли, я не рассматриваю произведения искусства как предмет инвестиций. Но вы, вполне возможно, со мной не согласны и готовы покупать искусство в том числе и для того, чтобы вложить деньги. Если это так, то вам необходимо знать, что такое арт индексы и как с ними работать.

Один из самых авторитетных индексов в этой сфере All Art Index был разработан тридцать лет назад профессорами школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Цзяньпином Меем. Индекс был сделан на основе мониторинга повторных продаж более 15 тысяч предметов искусства начиная с 1875 года и позволяет проанализировать ценовые тенденции на рынке искусства. Индекс включает общий анализ арт-рынка и отдельно по пяти категориям: старые мастера и художники 19 века, импрессионисты, послевоенное и современное искусство, американское искусство до 1950 года и латиноамериканское искусство. 

На первый взгляд собранные в одном месте цифры производят довольно сильное впечатление. И тем не менее главный недостаток этого финансового анализа (как, впрочем и всех других арт-индексов) - индекс Мей-Мозес учитывает только публичные продажи и не рассматривает частные продажи, продажи в галереях или у арт-диллеров, продажи на художественных ярмарках, ведь цены не-публичных продаж как правило не разглашаются.

Свой рейтинг популярности художников формирует и французская компания Artprice  на основе собственных индексов, составленных по данным продаж предметов искусства на мировых аукционах. 

Возьмем , например,индекс роста цен, согласно artprice.com, на работы русской художницы Натальи Гончаровой. По этому индексу легко отследить, как в течение 12 лет менялись цены на ее работы, а именно: 100$, вложенные в работу Гончаровой в 2000 году в 2008 году превращались в 530$, а в 2009 - в 634$, а в 2012 - только в 305$. 

Если вы серьезно относитесь к идее инвестирования денежных средств в искусство, необходимо по арт индексам отслеживать спрос на работы интересующего вас художника, следить за тем, где и за сколько они продавались, были ли перепродажи, как изменялись цены при перепродажах и т.д.

Что необходимо учитывать, покупая произведение искусства с целью инвестиций.

Независимо от того, с какой целью вы покупаете произведение искусства, покупайте только то, что вам нравится. Конечно, на первых порах необходимо пользоваться услугами арт консультанта (которым может быть в том числе и галерист, в галерее у которого вы покупаете работу, главное, чтобы вы ему доверяли).
Первое, что нужно сделать, выбрать направление коллекционирования, что вас больше всего привлекает - живопись, графика, фотография, нумизматика и т.д. Следующий шаг - необходимо определить, какие направления в искусстве находятся на пике инвестиционных интересов. Сейчас это, несомненно, cтарые мастера и почти все искусство 20 века - импрессионизм, модернизм, сюрреализм, экспрессионизм (особенно - немецкий), современное искусство, то, что называется contemporary art, последние годы, конечно, фотография. Далее, независимо от того, какое направление вы выбрали, определите бюджет, какой суммой вы располагаете - $10,000, $100,000 или больше. Если вы со всем этим уже определились, приступаем к покупке.
1. Место, где вы будете покупать работу - галерея, аукцион, художественная выставка, художественная ярмарка и т.д.
2. Собираем сведения о художнике, работу которого вы хотите купить, а именно: рейтинг художника - образование, награды, выставки, в том числе персональные, участие в союзах и объединениях, наличие работ в музеях. Публичные продажи - что, когда и за сколько продавалось. Этот момент, т.е., рыночная история художника, очень важен, ведь цена на работы художника как правило формируется на основании последних публичных продаж. Если вы сами не в состоянии собрать подобные сведения, обращайтесь к специалистам. Не верьте арт дилеру, который предлагая вам работу какого-то художника, утверждает, что это очень дорогой художник и цены на его произведения будут только расти. Постарайтесь проверить, так ли это.
3. Типичность сюжета - один из самых важных моментов, когда вы покупаете работы с целью инвестиций. Скажем, у Дмитрия Краснопевцева это композиции с вазами, деревьями, ветками, бутылками, камнями, написанными в определенной цветовой гамме. А у Владимира Немухина — абстрактные и экспрессионистские композиции с использованием игральных карт. И хотя Краснопевцев писал и пейзажи (у него много крымских пейзажей ), а у Немухина есть абстрактные композиции, написанные яркими красками в сюжете которых нет игральных карт, все-таки эти работы не типичны для художников и в инвестиционном отношении не являются привлекательными.
4. Подлинность работы и ее провенанс. Не покупайте, если есть хоть малейшее сомнение в подлинности работы. Когда речь идет о дорогих работах, то вопрос об экспертизе даже не обсуждается, все понимают, что она необходима для повышения ликвидности, если в будущем вы захотите ее продать или взять кредит в банке под залог этой работы. Если же вы покупаете относительно недорогую работу, то делать экспертизу часто бывает экономически невыгодно. В любом случае, сохраняйте все квитанции и чеки. Если хотите самостоятельно атрибутировать работу, но не знаете, как это сделать, напишите мне, я расскажу.
5. Помните о накладных расходах: на реставрацию, хранение, страховку (которая просто необходима в случае покупки дорогих произведений искусства), атрибуцию, комиссионные аукционным домам, перевозку (если покупаете в другом городе или в другой стране). Кстати, если покупаете произведения искусства в другой стране, скажем в Европе, помните, что при вам придется еще заплатить дополнительный налог. Позже могу рассказать об этом подробнее.

Вот что предлагают европейские аукционы по вполне доступным ценам - от €10,000 до €20,000.

Léopold Survage (1878-1968) Человек и птица, подписана, датирована, 62х53,5см.  Источник: Christie's

Алексей Коровин, эскиз костюма, акварель, чернила, 37х30см. Источник: Artprice.com

Александр Лажечников,
"Вид на собор Sacré Coeur в Париже" , 1908, холст, масло, подписана, датирована. 163 x 113.5 cm. Источник: Artprice.com

Владимир Немухин, Композиция, 1999. Смешанная техника, коллаж. Подписана, датирована, 51х36см. Источник: Artprice.com

Андрей Ланской. Автопортрет в смокинге. Подписана, 81х60см. Источник: Artprice.com


| Автор: Ольга Белецкая, коллекционер Источник
| Категория: Живопись | Теги: аукцион, искусство, галерея, арт, коллекционер, инвестиции, собирательство, картина
09.03.13 Просмотров: 6207 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar