Главная Клуб Темы Клуба
Инвестиции
11 «вредных советов»: как потерять деньги на «инвестициях» в искусство
Помимо совсем уж радикальных сценариев с приобретением подделок (о них вообще говорить не будем), существует еще несколько довольно надежных способов не вернуть вложенные деньги и надолго разочароваться в покупке произведений искусства
Искренне влюбленные в искусство люди, быстро обманувшиеся в своих ожиданиях – это, пожалуй, самая досадная и безнадежная потеря для всех. И для художников, и для продавцов картин, и для сообщества коллекционеров. Обычно такое случается с людьми на самом уязвимом этапе - на первых шагах в коллекционировании, когда давнее желание наконец-то оказывается подкрепленным финансовыми возможностями. В этот момент естественный неофитский восторг и стремление поскорее собрать свою коллекцию застилают глаза, не давая мыслить критически. Вот тогда-то и приходится с прискорбием наблюдать, как один начинает скупать всё что ни попадя, второй бросается деньгами, переплачивая в десять раз, третий – начинает скупать и складировать работы почти неизвестного, но полюбившегося ему художника.
Заканчивается это, увы, плохо. Некогда уверенные в себе горе-коллекционеры пробуют что-то продать из ранее купленного, и тут-то у них открываются глаза. Ну, а дальше зависит от психического склада. Кто-то погрустит недолго, потом махнет рукой, улыбнется, вспомнит курс обмена одного битого на небитых, и вернется к покупкам. Другой же, наоборот, разобидится на весь белый свет и даст себе зарок больше никогда и ни за что не покупать картины. И таких случаев, увы, тоже немало.
Почему так происходит? Есть множество довольно надежных способов прийти к разочарованию при покупке искусства. И вот, что для этого нужно делать:
Вредный совет 1. Закрывать глаза на статистику аукционных продаж: не проверять цены и покупать работы неизвестных художников, которые ранее вообще не выставлялись на аукционах. Зачем? Ну ясно же. Во-первых, все аукционы – «жульничество». А, во-вторых, если художник за все время ни разу не выставлялся на аукционах, значит явно коллекционеры придерживают его картины, не хотят до поры до времени с ними расставаться, потому что ждут еще большего роста цен. В галереях работы автора тоже наверняка сметают подчистую по куда более высоким ценам. А аукционы…кому они нужны? Наступит время продавать – придумаем что-нибудь, а там поверят на слово. Да, вас предупреждали, что отсутствие аукционной истории у автора обычно становится серьезным препятствием при попытке дальнейшей перепродажи его произведений. Для аукционов это сигнал, что ликвидность низкая (если не нулевая), а с реальными ценами вообще непонятно. Но стоит ли об этом думать заранее?
Вредный совет 2. Не слушать профильные советы и рекомендации для начинающих коллекционеров и полагаться исключительно на собственное «а мне нравится». Скорее всего, все, кто покупал картины до вас, ничего не понимали ни в искусстве, ни в ценах. Поэтому эти простофили попросту не заметили массу классных и дешевых произведений, которые вскоре просто обречены вырасти в цене.
Вредный совет 3. Покупать заведомо дорого работы малоизвестных авторов. А «дорого» - это сколько? По нашей практике верхняя планка эмоциональных покупок после кризиса 2014 года установилась на уровне 30 000 рублей. Это примерно те деньги, которыми коллекционеры готовы безболезненно рискнуть: просто понравилось - решил купить, без всяких серьезных коммерческих ожиданий. Но вот когда уговаривают купить не за 30 000, а за 300 000, то… Чего-то ужасного в этом тоже в принципе нет, но про инвестиционный аспект лучше сразу забыть. Считайте, что вы просто приятно потратили деньги и, скорее всего, на доброе дело.
Вредный совет 4. Рассуждать так: «если картина старая, иностранная и куплена на зарубежном аукционе – значит она ценная». На практике продать иностранного автора в России – это непростая задача. На московских аукционах даже в прежние сытые времена интереса к ним не было. А уж к западным картинам неизвестных художников – не было и подавно. Купить для удовольствия – пожалуйста. Но не для инвестиций.
Вредный совет 5. Ловить широким бреднем работы малоизвестных художников, в том числе авторов в начале карьеры. Всех новичков вдохновляют истории про Ван Гога, Баскию или Зверева. И все надеются купить свой счастливый лотерейный билет. Рынку от этого большая польза. Но надо понимать, что с точки зрения шансов на перепродажу это на 99% не инвестиции, а покупки ради удовольствия, «for fun». То есть, с потраченными деньгами лучше сразу мысленно попрощаться. Да, нельзя полностью исключать, что в бредень случайно попадет «золотая рыбка» - вот для нее и оставим 1% вероятности. Но не больше.
Вредный совет 6. Вложиться в самостоятельную «раскрутку» неизвестного, но симпатичного вам художника. Речь о том, чтобы броситься финансировать выставки, платить за создание каталогов, и еще как-нибудь грамотно тратить деньги на продвижение. План, конечная цель которого, - повысить стоимость картин в собственной коллекции. И ничего плохого в этом нет, я вас не отговариваю. Но если вы думаете о возвратности вложенных средств, то учтите, что риски в этом деле сегодня – просто запредельные. Начать с того, что на продвижение уйдут годы, и никто не может знать, через сколько наступит эффект. Даже если все делалось правильно, «по учебнику», то все равно проект может «не полететь» по массе непредсказуемых причин и обстоятельств. И, наконец: тратить деньги будете конкретно вы, а выгодой от роста цен воспользуются все владельцы работ. И многие из них скажут спасибо, и начнут продавать по ценам лучше, чем у вас. В таких историях с продвижением даже профессионалы порой терпят фиаско. А уж новичку с инвестиционными планами туда лучше бы вовсе не соваться.
Вредный совет 7. Сильно полагаться на знакомства – целиком доверять мнениям «знакомого» продавца, художника и других советчиков. Может все и будет нормально. А может нет. Случаев злоупотребление доверием, когда кто-то «добрый» насоветовал новичкам – пруд пруди. Правильное поведение с самого начала коллекционирования – это слушать всех, но думать своей головой. Деньгами, в конце концов, рискуете только вы.
Вредный совет 8. Гнаться за громкими именами, не вникая в детали. Тут объясню без сарказма, чтоб не запутать - вопрос уж слишком важный. У художника, будь он сколь угодно известным, есть как особо ценные периоды в творчестве, так и малоценные. Ценный период – это когда уже найден свой путь в искусстве, сформировалась характерная творческая манера, а сил и энергии еще предостаточно. Ну, а малоценными обычно являются периоды ранних поисков или, наоборот, поздние годы, когда уходит энергетика. Соответственно, на ценный период всегда будет достаточно желающих, а на работы малоценного периода спрос будет гораздо ниже. То же касается законченности произведений. Наброски, эскизы, рабочие и незаконченные вещи продать обычно намного сложнее, несмотря на громкие имена. И дорожают они куда медленнее, чем хорошие законченные работы.
Вредный совет 9. Верить любым историям успеха. Любым небылицам об арт-бизнесе. Самые известные из них – про то, как чей-то знакомый дилер перепродает работы малоизвестных художников за $5 000 – 10 000 – 15 000. А еще, про то, что в России есть масса людей, которые деньги вообще не считают: и им потратить что 5000 рублей, что 5000 долларов за картину – все едино. Ну и, конечно, стоит послушать чудесные разговоры про то, «если срочно понадобятся деньги – без проблем продашь за что купил». Вот эта последняя – просто самая опасная из небылиц. В честь нее – следующий важный «вредный совет». Самый вредный.
Вредный совет 10. Не пробовать продавать ранее купленные картины. Покупайте без остановки. Копите, храните, «солите». А с продажей всегда тяните до последнего момента. Пока не припечет окончательно. До этого даже и не вздумайте выставлять ранее купленное на аукционы или предлагать в галереи. Вы же коллекционер, а не «барыга» какой-то, правда? Предлагать свои картины продавцам, посредникам – знаем мы их, там же жулье сплошное. Начнут «цену сбивать», называть цифры в 10 раз ниже, чем вы сами покупали. Да еще и жаловаться будут, что продать нелегко. Право, лучше сидеть на месте и думать о том, что искусство всегда растет в цене.
Вредный совет 11. Играть против рынка и бросаться покупать работы непонятно почему дешевеющего художника. Искусство – это не биржевой товар, где цены сегодня упали, а завтра «отрастут». Если картины художника начали заметно дешеветь, то все может оказаться всерьез и надолго. Почему? Например, происходит естественный пересмотр значения для истории искусства, падает интерес коллекционеров. Или бывает так, что цены росли из-за фазы активной раскрутки, а потом возможности движущих сил (наследников, галеристов и т.д.) иссякли. И все пошло на спад. Причин может быть много, нужно анализировать. Важно не бежать покупать сломя голову в надежде, что цены как минимум восстановятся на прежних уровнях.
Вещи вроде бы простые. Тем не менее, на эти грабли наступали и продолжают наступать многие начинающие коллекционеры. Самая большая ошибка - впасть в грех самоуговоров: «нельзя быть как все», «колея эта только моя», «просто надо подождать подольше», «нужно выждать момент» и пр. А набить пару шишек и быстро сделать выводы – это совершенно нормально. Может даже полезно. Ну а самым большим терапевтическим эффектом обладает пункт 10. Просто пробуйте периодически продавать ранее собранное: пелена быстро спадет с глаз и опыт накопится просто бесценный.
Источник | |
|
29.09.18 Просмотров: 1309 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |