Главная Клуб Темы Клуба
Игрушки. Сувениры
Настоящая бешеная страсть коллекционера...Свистулька из глины.
Хитрая ребятня, живущая по соседству с Екатериной Мыльниковой, давно знает: если зайти в гости к тете Кате, то обязательно получишь в подарок глиняного петуха или козу, которые умеют громко и пронзительно свистеть. Соседка-мастерица нежадная: у нее этого смешного свистящего добра - полные полки, хоть каждый день дари - не убудет.
- Для меня свистульки уже не просто хобби, а настоящая бешеная страсть коллекционера, - с этими словами мастерица в течение двадцати минут старательно выставляет на журнальный столик расписных баранов, петухов, куриц и прочую сельскохозяйственную живность. - За прошлую зиму мое свистящее «племя» увеличилось на двести глиняных голов - зимние вечера-то долгие, вот и леплю, чтобы не закиснуть.
«Лекарство от скуки» Мыльниковой прописал родной зять - человек творческий, увлекающийся на досуге художественным промыслом. Принес как-то книгу по художественной лепке: вот, мама, читайте, глина-то, оказывается, душевное равновесие восстанавливает, а рукодельный «свист», согласно старорусским традициям, злые силы отпугивает. Мол, лепите, свистите - и жизнь новыми красками заиграет.
- Первые свистульки у меня неказистые выходили, - вспоминает Екатерина Алексеевна. - И голоса у них были не звонкие, а какие-то простуженные. Слеплю, бывало, овечку или петуха, попробую его на голос, а игрушка не рулады выводит, а рычит страшным зверем. Раскатаю его безжалостно в тонкий блин, и все по новой. Хорошо, зять с дочерью на помощь пришли, вместе стали гончарное ремесло осваивать, соберемся вечером и лепим - вот тогда-то дело и пошло.
Каждая свистулька, уверена мастерица, обладает своим уникальным голосом, потому что зависит от настроения того, кто ее в творческих мучениях на свет божий производил. Вот, например, этот петух родился, когда пенсионерке особенно грустно было, оттого и свистит он как-то печально и задумчиво. А задиристая рогатая коза обладает жизнерадостным голосом - весело в тот вечер на душе было, светло.
- Голос свистульки зависит еще и от времени обжига, - делится секретами производства Мыльникова. - Если игрушку тридцать минут в печи «жарить», то она пронзительным фальцетом заголосит. Если чуть-чуть передержать, тогда настоящий баритон у нее проклюнется.
Свои произведения мастерица «жарит» в печи оптом - пять маленьких свистулек в гончарную «духовку» входит. А потом, когда глиняные зверушки и человечки остынут, вооружается кисточкой с красками и расписывает «болванки» под хохлому.
- Я все больше по деревенской живности работаю, - смеется Мыльникова. - Видимо, корни деревенские сказываются - петушки да курицы моему сердцу милее, чем экзотика. А вот дочь все слонов лепит - говорит, что, наверное, в прошлой жизни в Индии жила. Сейчас слонов у меня в коллекции нет: раздарили их всех.
Пыталась семья Мыльниковых поставить производство свистулек на коммерческую основу: сдавали их в художественные лавки, выезжали на разные выставки, да только смешными петухами и козами одна малолетняя ребятня интересуется, взрослое население к этому языческому «наследию» относится с прохладцей. Правда, на юбилейных празднованиях Мыльниковой повезло - ее свистящий товар ушел с переносного столика влет.
- А я не обижаюсь, что коммерсанта из меня не получилось, - смеется Екатерина Алексеевна. - Леплю свои игрушки, знакомым ребятишкам просто так дарю - от чистого сердца. Свистеть их правильно учу, чтобы весеннее солнце разбудить, - это вот так нужно делать, - глиняных дел мастер берет со стола расписного петуха и, раздувая щеки, азартно дует в него - петух пронзительно верещит.
Сейчас мастерица немного загрустила - муфельную печь пришлось в ремонт отдать, изработалась “старушка”. Приходится крючком салфетки вязать, чтобы пенсионная скука не одолела…
Искусство глиняной игрушки уникальное и самобытное явление российской культуры. Игрушечных дел мастера или просто игрушечники, имена которых чаще всего неизвестны, посвящают любимому делу всю свою жизнь. Удивительные фигурки коней, всадников, птиц, барынь, зверей многое говорят о своих создателях. Необычные представления о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости игрушечники вкладывают в маленькие, неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. А нас поражают безудержная фантазия, изобретательность мастера, сочетание красок, поэтичность образов.
Появление игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, водоплавающая птица - водную и воздушную стихии.
Многие глиняные игрушки являются свистульками. Предполагают, что происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил. Высокого художественного совершенства достигли мастера дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек. Менее известны гончарные центры Московской, Рязанской, Липецкой, Тверской, Пензенской областей России, возрождается и удмуртская игрушка.
Дымковскую игрушку не спутаешь с филимоновской, липецкую с гжельской. Каргопольские игрушки - это хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, а рядом целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, утушки, таинственный русский кентавр - Полкан.
С зарождением промысла в определенной местности связаны и свои легенды. Однажды к Хлынову (Кирову) подошли враги, несметное множество кочевников. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители, включая стариков и детей, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к врагам ночью, они подняли страшный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку города воины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане праздник "Свистунья", обязательным атрибутом которого является дымковская свистулька, броская, яркая, в цветных пятнах, передающая ощущение радости жизни, как и все дымковские игрушки.
Писатель В.Лебедев в "Вятских записках" так рассказывает о празднике: "Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную свистульку, изображающую двухголового зверя или барана с пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Похожи все вместе на громадный пестрый маскарад".
museum.ru
Утица-свистулька
(Из коллекции Санкт-Петербургского музея игрушки)
Великий Новгород 15-16 век, глина
Источник | |
|
21.10.09 Просмотров: 7693 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |