Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты
Музей фаберже в Баден-Бадене
И все-таки в России сегодня не так много "Фаберже", как нам того хотелось бы. Да, именно так — "хотелось бы". Дело в том, что у иных имя Карла Густавовича Фаберже, потомка уважаемого в свое время, но ныне безвестного французского ювелира, вызывает легкомысленную улыбку: мол, знаем, дорогостоящие пасхальные яйца, штучные изделия, которые в начале своей жизни привлекали внимание аристократии, а потом владеть ими стремились лишь только состоятельные коммерсанты, богачи.
Между тем, как ни крути, "Фаберже" — главный русский ювелирный исторический дом. Это был русский ювелирный дом такой силы, мощи и такой строжайшей организованности производства, что его побаивались и сами "вечные французы" — Chaumet, Boucheron, Cartier, извечные передовики ювелирного мира.
Яйцо, сделанное Фаберже для баронессы Беатрис де Ротшильд, золото, бриллианты, позолоченное серебро, жемчуг, эмаль, 1902
Но "Фаберже" есть великая фирма, которая воплотила именно русскую, российскую ювелирную мысль. При этом "Фаберже", как промышленная компания, внесла большой вклад в развитии ювелирного ремесла как отрасли. Не случайно, что в профессиональном разговоре о марке "Фаберже" всегда прозвучат слова не просто об успехе, а о "подъеме ювелирной национальной промышленности".
Но кроме того, что Карл Фаберже создал грандиозную, четко работающую, в духе капиталистического времени индустриальную, золотых и серебряных дел империю своего имени, он сделал желанными роскошные русские традиции и русский стиль жизни в западных столицах. Неорусское искусство, вошедшее в моду в славянофильское царствование императора-миротворца Александра III, Фаберже сделал продуктом на экспорт (особенно сей "продукт" стал популярным после успеха дома Faberge на Всемирной выставке в Париже в 1900 году).
Карл Фаберже, сам по далекому дедушке француз, манил, дразнил и даже пугал этих "вечных французов". За артистическими примерами далеко ходить не надо — довольно посмотреть, например, на драгоценные, из платины, бриллиантов и жемчуга, кокошники, которые изготавливал в 1900-1910-х годах Луи Картье. В этих предметах есть и частица Faberge. Существует и еще одна легенда: и Фаберже, в свою очередь, побаивался шустрых французов и свято охранял свой рынок, собственную территорию. Есть мнение, что именно из-за придворных интриг Фаберже в дореволюционной России так и не открыли магазин Cartier. И даже считается, что Фаберже пытался блокировать ввозимые изделия Cartier на российской таможне.
Чарка, серебро, позолоченное серебро, перегородчатая эмаль, 1903
На Большой Морской улице, в доме, где сегодня работает легендарный (легендарный сначала в Ленинграде, потом — в Санкт-Петербурге) ювелирный магазин "Яхонт", кое-что сохранилось и от дореволюционного "Фаберже". Именно в этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом Шмидтом, сыном двоюродной сестры Карла Густавовича Фаберже, в 1900 году с шиком и толком обосновался сам мастер. Его ювелирный магазин с большой тематической библиотекой был на первом этаже (планировка здесь почти полностью сохранилась). Мастерские и салон для "особенных" клиентов (сюда часто наведывался министр двора, чтобы огласить пожелания августейшей фамилии) размещались на втором и третьем этажах. На четвертом была квартира создателя и хозяина дома.
Два года назад мне удалось упросить нынешнюю громогласную владычицу "Яхонта" показать мне "подсобные" помещения ее магазина. Собственно, от обстановки эпохи Карла Фаберже на Большой Морской улице остался только лифт-сейф — в специальной шахте, обитой зелеными, насколько я помню, обоями, расположенной слева от входа на задки магазина, можно увидеть тяжелый сейф. В нем со второго этажа, где были мастерские, на первый спускали самые дорогие драгоценности, а также золотые наручные часы и "луковицы".
Кроме них во флагманском, как мы сказали бы сегодня, магазине можно было купить все, чем славилась русская марка. Великолепные камнерезные изделия — миниатюрные настольные фигурки, вырезанные по большей части из сибирских поделочных камней, самоцветов, яшмы, сердолика, малахита, ляпис-лазури, нефрита. Плюс золотые, серебряные и медные, как тогда говорили, "поделки" — посуда преимущественно в русском стиле, предметы для письменного стола, настольные часы, конфетницы, баночки для клея и пилюль, флаконы для духов, подносы, портсигары, табакерки.
Музей в Баден-Бадене, в одном (наряду с Сан-Ремо и Биаррицем) из самых русских исторических курортных городов Европы, был открыт российским коллекционером изделий Faberge Александром Ивановым (многие называют этот музей самым дорогим частным музеем в мире; стоимость всей коллекции оценивается в $1,5 млрд). Средства в предприятие были вложены немалые — это €17 млн. Из них, как утверждает коллекционер, €1 млн был потрачен на создание системы безопасности.
Камнерезная миниатюра «Бонзай», золото, серебро, кварц, яшма, гильошированная эмаль, 1908
Первоначально создать музей искусства Фаберже господин Иванов планировал в Москве, но потом вдруг отчего-то передумал. Баден-Баден с его старинным казино и целебными термальными водами, с прогулками Гоголя, проигрышами "в пух и прах" Достоевского, подарившего нам потом "Игрока", и любовными драмами Тургенева, как мы уже сказали выше, подходит для такого русского музея. Ежегодно Баден-Баден посещают 35 тыс. русских туристов, но экспозиция рассчитана не только на соотечественников. Музей Фаберже ставит своей задачей и пропаганду русского национального декоративно-прикладного искусства среди других путешественников: собрание дополнено работами коллег Карла Фаберже по цеху — Болина, Хлебникова, Овчинникова.
Представленная в Германии коллекция Faberge из 3 тыс. экспонатов (к слову, в Эрмитаже есть 90 изделий "Фаберже") словно только что из того самого магазина на Большой Морской улице. Единственное, но принципиально важное исключение — это пасхальные яйца, которых никогда не было в витринах на Большой Морской. Они изготавливались только на заказ и не являлись серийными изделиями. Кстати, серийность ювелирных предметов, а значит, и доступность товаров (например, из серебра или даже из меди) не только самым высшим, но и иным слоям общества также была изобретением "Фаберже".
Фляга для пунша, серебро, золото, эмаль, 1911
Табакерка из кабинета Николая II, золото, гильошированная эмаль, бриллианты разных огранок, 1898
В 2007 году Александр Иванов приобрел на торгах Christie`s так называемое ротшильдовское яйцо работы Фаберже (за $18,5 млн). Яйцо с розовой эмалью и накладками из цветного золота с бриллиантами было сделано в 1902 году по заказу баронессы Беатрис де Ротшильд. Данная штуковина не просто настольная безделушка, но еще и оригинальные часы-кукушка. Каждый час из-под крышки выскакивает украшенный бриллиантами крохотный петух. Птица кукарекает и хлопает крыльями в течение 20 секунд. Второе яйцо называется "Созвездие цесаревича" — из синего стекла с инкрустацией созвездия, под которым родился цесаревич. И, наконец, третье яйцо в собрании Александра Иванова можно считать мемориальным — это было последнее по времени императорское яйцо, сделанное из карельской березы. Оно было куплено у "Фаберже" Николаем II (вернее, на тот момент уже не императором, а господином Романовым) в 1917 году для подарка своей матери вдовствующей императрицы Марии Федоровне.
Сам Александр Иванов, начавший собирать предметы "Фаберже" еще 20 лет назад, жалеет о том, что музей его весьма небольшой по площади. Всего 160 кв. м в историческом здании в центре курорта. И все 3 тыс. экспонатов не могут быть выставлены одновременно — умещается только 700. Организаторы, правда, утверждают, что экспозиция будет меняться раз в полгода, чтобы все экспонаты получили возможность показаться публике. Кроме изделий музей владеет и существенным количеством архивных материалов по истории "Фаберже": каталоги и фотографии также нашли место в витринах.
Настольный звонок «Заяц», серебро, рубины, 1898
Сам Карл Фаберже неоднократно бывал в Германии — до революции ездил по делам, после — эмигрировал (в 1918 году). Последние годы жизни он провел с семьей в немецком Висбадене и швейцарской Лозанне. Великий ювелирный мастер скончался утром 24 сентября 1920 года в Лозанне на руках у жены. Легенда гласит, что за час до смерти он выкурил сигарету и сказал своей Августе: "Такая жизнь уже и не жизнь. Я не могу больше работать и приносить пользу. А так жить не имеет смысла". Карла Густавовича Фаберже похоронили в Лозанне под звуки мессы его любимого Бетховена. В 1930-м прах был перезахоронен в Канне. В 2009 году в Баден-Бадене открылся первый в мире Музей Фаберже. Пусть и частный. Наверное, это даже хорошо.
Sophienstrasse, 30, 76530, Baden-Baden, цена входного билета — €20.
Источник | |
|
28.12.09 Просмотров: 11742 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 2 | |
0
2
Георгий
• 15:01, 13.04.11 Ответ: Добрый день, Георгий.
Адрес музея указан в конце статьи: Sophienstrasse, 30, 76530, Baden-Baden Веб сайт: http://www.faberge-museum.de/
0
1
Богданов Владимир Игоревич
• 13:29, 23.06.10 | |