Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Как работают частные музеи


На  фото: Музей живой истории «Стрелецкий острог»

в поселке Березово под Приозерском

 С частным предпринимательством на ниве культуры мы познакомились еще на излете советских лет. Но то, что со временем появятся и частные музеи, едва ли кому-нибудь могло прийти в голову. Сегодня же ими никого не удивишь, особенно в нашем Cеверо-Западном регионе. О том, как живется «частникам», мы говорим с экспертом в сфере музейного дела директором историко-культурного центра «Патрия» Кириллом Королевым.


- Кирилл Михайлович, как рождаются частные музеи?

- Чаще всего из личного интереса, из собирательства, которое постепенно перерастает в желание показывать собранное. Яркий пример - киномузей, выросший из коллекции новгородского коллекционера и просто увлеченного человека Валерия Рубцова. Началось все с того, что друг, с которым они вместе снимали кино, переезжая, оставил ему старый монтажный столик, камеру и проектор...

На основе частной коллекции появился и историко-культурный центр «Самолва» в Псковской области, посвященный Ледовому побоищу. Истоком стал существовавший там музей, посвященный истории экспедиции, которую в 1950-е - начале 1960-х годов провела Академия наук СССР с целью уточнения места Ледового побоища.

А иногда бывает так: когда уходит старшее поколение, то следующему тяжело расстаться с предметами, которые остались после родителей, бабушек и дедушек. И тогда возникает желание в какой-то степени увековечить память о родных в музейной форме.

Василий Павлов, житель деревни Дон в Коми, решил сделать музей в своем доме, построенном его дедом еще в конце XIX века, когда постройка... начала разваливаться. Разбирать на дрова жалко, а продавать - никто не купит. Кое-что из старого добра в доме сохранилось, немало удалось собрать в деревне: кто-то за деньги приносил, а кто-то бесплатно...

Подобным же образом возник музей в деревне Псоедь на реке Саба в Лужском районе Ленинградской области. Изначально он задумывался для сохранения памяти о предках, об истории деревни. А теперь это уже целый комплекс, в него входят сама деревня, краеведческая экспозиция и окрестные достопримечательности - от древнего городища до часовни XIX века. Вообще в Лужском районе существует уже не менее полутора десятков частных музеев такого типа, большинство из них пока не зарегистрировано и работает на свой страх и риск. Энтузиасты из Псоеди хотят объединить их в ассоциацию.


- Существует ли статистика, сколько всего на Северо-Западе подобных негосударственных проектов?

- Официальной - нет, поскольку с точки зрения закона статус этих музеев пока не определен. Частные музеи стали активно появляться в последние пять - семь лет. Если раньше их были единицы, то сегодня счет идет уже на десятки.

Скажем, в Вологодской области их около тридцати, в Архангельской области чуть больше, в Ленинградской области - и вовсе под полсотни. Мы сейчас составляем базу для Северо-Запада, и, по нашим оценкам, в ней будет не менее трехсот народных музеев - с учетом того, что только в Петербурге их сегодня насчитывается свыше семидесяти. А в целом по стране с 2000 года зарегистрировано в разных формах более 2500 частных музеев и музейных проектов.

Характерно, что если львиная доля первых частных музеев, возникавших в нашей стране в начале 1990-х годов, носила «гастрономический» характер, вроде Музея водки или Музея шоколада, то теперь их направленность совершенно изменилась. Едва ли не на первое место выходит военно-историческая тематика, особенно в нашем регионе. Дает о себе знать память о битве за Ленинград и желание раскрыть ее неизвестные и полузабытые страницы.

В Карелии, Вологодской, Архангельской областях, Республике Коми частные музеи делают акцент на этнографию, историю быта, ремесел. В Мурманской области, например, действует частный музей «Тоня Тетрина». Тоня - это морской хутор, который позволяет вести промысел на берегу, исток всей поморской культуры. В экспозиции под открытым небом более полутора десятков построек, около тысячи экспонатов, рассказывающих о быте терских лопарей, поморов, об их жизни и верованиях, об их промысле, сопротивлении стихиям, захватчикам и разбойникам.

Есть и так называемые музеи хобби - например, Вологодский музей детства, в основу которого легла частная коллекция солдатиков. Или достаточно необычная экспозиция черепов и скелетов в Зеленоградске Калининградской области. Там сделали попытку посмотреть на них не только как на объекты медицинской науки и палеонтологии, но и как на культурологические символы. А также как примеры для шуток, анекдотов и «черного» юмора, как атрибутику многих праздников и ритуалов разных народов мира.

Вообще частные музеи как могут идут навстречу запросам нынешних посетителей, которые хотят не пассивного созерцания, а активного взаимодействия.


- Экспонаты в витрине под стеклом, а если и без него, то все равно «руками не трогать» - все это давно уже набило оскомину...

- Конечно. Поэтому частные музеи стремятся «оживлять» историю. К примеру, показом древней монеты под бронированным стеклом сегодня едва ли можно кого-то заинтересовать, а вот имитация археологического раскопа - совсем другое дело.

Поэтому такую популярность приобрели музеи «живой истории» - на нашей почве это определение прижилось больше, чем «экспериментальная археология». Они предлагают погружение в историческую эпоху посредством реплик, которые можно брать в руки, примерить на себя, не опасаясь повредить или уничтожить бесценный артефакт.

К примеру, в начале 2010-х годов под Приозерском появились такие частные музеи, как деревня викингов Бъоркагард и «Стрелецкий острог». Проект оказался успешным, и рядом возникла пограничная застава НКВД. Теперь к этим объектам добавился еще и исторический парк «Бастион» близ Сортавалы. Там не только все можно трогать, но и экскурсии подаются особым образом, в игровой форме, как мини-спектакль...

Надо сказать, что частные музеи влияют на государственные, которые тоже стали использовать элементы театрализации: можно вспомнить, к примеру, «посадника Сбыслава», ведущего детские экскурсии по кремлю в Великом Новгороде, а также реплики подлинных экспонатов в крепости Орешек, где можно примерить воссозданные кольчугу и шлем. Но классические экспозиции все-таки опираются на подлинные артефакты, требующие соответствующего обращения и хранения.


- А можно ли заработать на показе «живой истории»?

- Увы, никакой билет не окупит затраты. Ни в государственном, ни в частном музее. Да и вообще, на мой взгляд, «на музее» в принципе заработать невозможно. Во всяком случае сейчас, в условиях текущей экономической ситуации и не самой высокой платежеспособности большинства населения.

Понимая это, частные экспозиции чаще всего принимают посетителей за небольшую плату - или, что не редкость, вообще бесплатно. Копейки с билетов особенной прибыли не приносят, зато информационная волна о доступном музее идет, привлекая в том числе и потенциальных клиентов.

99% создателей частных музеев - увлеченные, страстные энтузиасты. Главное для них - ощущение, что они делают нечто для сохранения, как бы громко это ни звучало, народной, исторической памяти. Им просто интересно этим заниматься. Это движение снизу, отклик самого общества на необходимость заново осознать наше общее прошлое. Вообще, на мой взгляд, негосударственные музеи и краеведческие организации - полноценный и крайне важный институт гражданского общества...

Конечно, «частники» не отказались бы заработать на своей деятельности, но абсолютно не ставят эту задачу на первый план. А чтобы выжить и развиваться, многие пытаются сегодня получать гранты, причем не только частные, но и государственные.

Историко-культурный центр «Патрия», который я представляю, запустил проект «Новый Музеон» - для поддержки негосударственных музеев Северо-Западного федерального округа. Он предполагает единую информационную площадку в Сети, а также сетевой видеоканал, посвященный теоретической и практической составляющей деятельности музеев. Мы намерены также разрабатывать тематические маршруты, объединяющие региональные музеи одной тематики.

Судите сами: появление частного музея в небольшом населенном пункте постепенно меняет жизнь вокруг. В ту же Кобону, пока там не появились энтузиасты, создавшие экспозицию под открытым небом, туристы приезжали крайне редко. А теперь - непрерывный поток. Более того, с Кобоны началось общественное движение, которое объединило жителей правобережья Ладоги. Его участники пытаются создать небольшие музеи в населенных пунктах вдоль трассы Дороги жизни на Большой земле - от Кобоны до Войбокало и дальше вплоть до Новой Ладоги...

Меня радует, что сегодня сформировалось особое, осознанное отношение к нашему прошлому, что мы перестаем быть «иванами, не помнящими родства». Думаю, что в ближайшие лет пять частных музеев станет еще больше.


- Что бы вы посоветовали человеку, который только задумывает открыть свой музей?

- Если это, как говорится, «всерьез и надолго», то без регистрации в качестве юридического лица не обойтись. Это необходимо для выстраивания бюрократических отношений - причем не только с чиновниками, но и с потенциальными партнерами, теми же грантодателями. А дальше уже можно выбирать форму - индивидуальный предприниматель, некоммерческое партнерство... Ведь, как я уже говорил, закона о частных музеях в нашей стране до сих пор нет. В свое время о нем говорили в Министерстве культуры, но к числу первостепенных с точки зрения ведомства он, видимо, не относится...

Поскольку музей частный, вам самим предстоит найти помещение, где вы будете выставлять коллекцию. Многое зависит от вашей инициативности, предприимчивости, коммуникабельности. Если вы вокруг своего детища создадите информационную волну - обязательно появятся партнеры. Отговорка: мол, я пытался создать свой проект, но негде - это отчасти лукавство.

Приведу простой пример: питерский историко-литературный музей Васи Теркина. Своего помещения у него нет, но это совершенно не мешает ему выставляться на самых разных площадках - в библиотеках, домах культуры, других музеях.

Еще одно обстоятельство. На мой взгляд, сегодня, чтобы создать свой музей, совершенно не обязательно быть профессионалом в этой сфере. Опыт нарабатывается в процессе - было бы желание.

«Санкт-Петербургские ведомости»



Источник | | Автор: Сергей Глезеров
| Категория: Музейные раритеты
| Теги: коллекция, коллекционер, музей
20.03.19 Просмотров: 1085 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar