Главная Клуб Темы Клуба
Фарфор. Стекло. Керамика
Херендский фарфор
Предшественницей Херендского фарфорового завода была небольшая мануфактура Винце Штингла, которая изготавливала фаянсовую посуду и проводила опыты по изготовлению фарфора. Судя по свидетельству грамот, эта мастерская существовала уже в 1826 году. Газета "Пешти Хирлап" сообщала в 1842 году, что "неподалеку от населенного пункта Херенд в области Веспрем уже 14 лет тому назад был обнаружен материал для изготовления фарфора, однако 11-летние попытки его использования привели к получению лишь несовершенных, желтых и серых по окраске изделий". В музее Херендского завода хранятся тарелки этого периода. Из документов известно, что Штингл брал крупные денежные займы, однако это не помогло, поэтому он был вынужден передать свое предприятие одному из кредиторов — Мору Фишеру. Вложения Фишера, начиная с 1839 года, дали новый толчок развития заводу. Уже на первой выставке Венгерского декоративно-прикладного искусства в 1842 году продукцию завода оценили очень высоко. Фарфоровые заводы того времени старались усовершенствовать стиль первого фарфорового завода Европы — Мейсенского. Хотя художники Херенда и использовали мейсенские мотивы, но делали их в своем херендском, венгерском стиле. Ярким примером этого служат узоры "Ротшильд", изображающие 12 разных птиц. Бароны Ротшильд заказывали на заводе подобные сервизы, отсюда и название — "Птицы Ротшильдов". Другой популярный узор "Аппони" тоже пришел из Мейсена — это индийские цветы. Сервский фарфор оказал меньшее влияние на продукцию завода, но популярные "Сервские розы", сервизы голубого и розового цвета с белыми медальонами с пасторальными сценами — это примеры такого влияния. Венское влияние сказалось в узорах с изображением альпийских цветов — цикламена, вереска, эдельвейса, а также листьев петрушки. Любимым декором венского двора был узор "Малая роза" — мелкие розы и бутоны, разбросанные равномерно по поверхности изделия. В 50-е годы появился дальневосточный декор, в 60-х — фигуры в венгерских костюмах.
Зенит славы завода пришелся на 1851-1876 годы, производство в то время развивалось в двух направлениях: выпущенные ранее сервизы и развитие темы восточного фарфора. Приходилось заново открывать секреты массы, красок, обжига. Подражание китайскому фарфору принесло успех, хотя Херенд не только перенимает, но и творит. Его декоры: "Виктория", "Минг", "Геделле", "Кубач", "Siang-Noir", "Poissons", "Эстерхази", "Windsor Castle", "Makao" прославили завод на многих выставках: в Лондоне (1851), Париже (1855), Лондоне (1862), Вене (1873), Санкт-Петербурге (1901) и т.д. Самой удачной оказалась первая выставка, после которой королева Виктория заказала на заводе сервиз, украшенный бабочками и цветами. Этот узор получил название "Queen Victoria".
В начале 1850-х годов на примере подлинной китайской чашки из херендского музея был создан узор "Геделле", получивший свое название из-за королевского дворца в Геделле, т.к. он был подарен супруге Франца-Иосифа Элизабет (Сиси). Более всего следует китайской традиции так называемый "Рыбный" узор ("Poissons"), он применялся на фарфоре голубоватого цвета. Разноцветные рыбы среди водорослей так понравились Францу-Иосифу, что он купил этот сервиз для принца Уэльского, ставшего впоследствии королем Эдуардом VII. С тех пор эти сервизы называются уэльскими. Посол в Москве граф Эстерхази привез в Венгрию в середине XIX века образец узора, названного "Эстерхази" — стилизованный цветочный узор осоки на кирпичном фоне и белые китайские иероглифы на кирпичном и темно-зеленом фонах.
После выставки в Париже в 1867 году владелец фабрики Фишер получил дворянство, в качестве дворянской приставки к своей фамилии он избрал имя Фаркашхази.
В 1873 году перед Всемирной выставкой в Вене разразился экономический кризис. Тем не менее выставка состоялась, на ней были представлены всемирно известные изделия херендского завода, получившая очередную медаль. На этой выставке большой успех имел сервиз "Минг", кроме того Франц-Иосиф купил царю стол с фарфоровыми ножками в стиле шинуазри.
После кризиса возникли трудности, которые не могли решить государственные кредиты. Владелец передал завод своим сыновьям в 1876 году. Сыновья стали управлять заводом по-новому, они считали, что отец слишком увлекся художественной частью, не думая о коммерческой выгоде. Сыновья упростили декоры, стремясь увеличить прибыли, однако их действия не принесли результата. В дальнейшем завод был передан сменявшим друг друга акционерным обществам. Постепенно предприятие приходило в упадок. В конце концов правительство предложило купить завод одному из детей Деже Фишера — Йене, который много лет жил и учился за границей. Он изучал керамическую промышленность и художественные течения. Йене Фаркашхази пришел к выводу, что завод должен быть декоративно-прикладным предприятием. В конце столетия в Мюнхене возник новый стиль — югендстиль, который в разных странах имел разные названия, в России он назывался модерн. Сам Фаркашхази увлекался стилем венский сецессион (венский вариант югендстиля). В фарфоре этот стиль выражался в украшении изделий растениями, которые часто покрывали всю поверхность. Благодаря тонкому вкусу Й.Фаркашхази, заводу Херенд удалось избежать чрезмерности. Спроектированные им вазы украшались красивыми "pate sur pate" на фоне пастельных тонов.
На выставке в Санкт-Петербурге в 1901 году были представлены работы в новом стиле, они получили золотую медаль. Несмотря на успехи, в начале века наступило перепроизводство фарфоровых изделий, что затруднило развитие завода, затем Первая мировая война еще больше осложнила положение. В 1923 году Фаркашхази превратил предприятие в акционерное общество. В 1926 году он умер, в этом же году в Филадельфии на выставке завод получил золотую медаль.
После смерти Фаркашхази дирекция завода пополнилась выдающимися представителями общественной жизни и декоративно-прикладного искусства, сам завод модернизировали. Начиная с 30-х годов в Херенде наступила эпоха процветания. Выпускались знаменитые сервизы прошлого: "Виктория", "Геделле", обеденный сервиз с венгерскими мотивами "Motifs Hongrois", изготовленный к 1000-летию Венгрии. В этот период был создан знаменитый охотничий сервиз. Советником по художественным вопросам на заводе был выдающийся художник Эде Телч. В период между двумя мировыми войнами всеобщее признание получила малая пластика: скульптура на венгерские темы, предметы религиозного культа, восточные скульптуры, спортивные скульптуры, фигуры животных, медали, бюсты выдающихся личностей. Причем скульптуры выполняли выдающиеся венгерские художники. После Второй мировой войны, начиная с 1948 года завод стал государственной собственностью. В 50-е годы начался период реконструкций и нового расцвета завода. Технология не претерпела значительных изменений: формовка и раскраска изделий производятся вручную, а вот обработка массы делается машинным способом. Обжиг выполняется в электрических муфельных печах. Опираясь на традиции, мастера изготавливают новые сервизы, малую пластику, декоративные изделия. Кроме заводских художников в работе предприятия принимают участие многие выдающиеся венгерские художники.
Имя Херендского завода фигурирует в ряду других знаменитых европейских заводов, которые славятся своими великими традициями и ручными декорами, однако ему присущ стиль, связанный с венгерским декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому Херенд завоевал признание и мировую известность.
Использованная литература:
Д-р Дьезе Шикота. Херендский фарфор. Венгрия. 76с.
Ирина Сотникова, журнал "Русские наперстки"
Венгерский фарфор Herend - история фарфоровой мануфактуры
В начале XIX века в Венгрии началась промышленная реформа, и в 1826 году в Херенде было основано небольшое предприятие – предшественник современной фарфоровой мануфактуры Herend.
Основатель, Винце Штингл - Shtingl, Vince (1796-1851?) – приобрел опыт на фабрике каменной керамики, открыл свое производство для выпуска фарфора высокого качества. В те времена на фарфоровой мануфактуре Herend работало всего несколько человек. Постоянные опыты с глазурью и фарфоровой массой требовали огромных по тем временам денег и привели Штингла на грань банкротства. В 1839 году венгерская фарфоровая мануфактура Herend перешла в руки одного из его прежних кредиторов, Мора Фишера – Fischer, Mor (1799 – 1880), обладавшего значительным капиталом. Он продолжил опыты своего предшественника и начал расширение фарфорового предприятия и модернизацию производства. Простые расписанные штриховым и цветочным рисунком фарфоровые предметы Herend пользовались спросом, продукция постоянно обновлялась, и в 1842 году фарфоровой мануфактуре Herend был присвоен титул «Императорская и королевская привилегированная фарфоровая фабрика» с правом использования герба Венгрии. В 1842 году на Первой Венгерской выставке фарфор Herend добивается блестящего успеха, его фарфоровые изделия получили одобрение как способные удовлетворить требования к сервировке даже герцогского стола. В 1843 году, несмотря на сложности, вызванные последствиями большого пожара на фарфоровой фабрике, продукция фарфоровой фабрики Herend завоевала золотую медаль на Второй промышленной выставке.
Руководитель фарфоровой фабрики Herend после пожара 1843 года принял решение – прекратить выпуск дешевых фарфоровых предметов повседневного обихода и перейти на выпуск исключительно фарфоровых предметов роскоши. Причем предпочтение отдавалось имитациям не выпускаемых более фарфоровых изделий Мейсенского, Севрского, Каподимонтского и Венского фарфора. Такие изделия было легко сбыть из-за единственного недостатка фарфора – его хрупкости… и поэтому Фишер не опасался конкуренции. Образцы фарфора прошлого века настолько умело имитировались мастерами Herend, что копии утраченных фарфоровых предметов фамильных фарфоровых сервизов заказывались венгерской аристократией с большим энтузиазмом. В 1844 году первой заказчицей Фишера стала графиня Эстергази, попросившая восполнить мейсенский фарфоровый сервиз. Вслед за удачно выполненным заказом на Herend последовали просьбы семей Баттяни, Палффи, Зичи и Сечении. Выполняя эти заказы, Фишер получал не только материальное вознаграждение, но и возможность ознакомиться с коллекциями фарфора аристократических семей, освоить технологии фарфора прошлых лет и обогатить выбор форм фарфора Herend.
Золотой век фарфора Herend 1851-1873
В 1851 году Фарфоровая Мануфактура Herend впервые представила свои фарфоровые изделия на Всемирной Выставке в Лондоне. Здесь венгерский фарфор Herend получил мировое признание, послужившее основой мирового имени фарфоровой фабрики Herend. Как раз тогда Королева Виктория заказала расписанный бабочками и цветами в китайском стиле фарфоровый сервиз. Этот декор фарфора Herend получил название «Queen Victoria» в честь этого события и в наши дни пользуется огромной популярностью.
Этот узор фарфора Herend был создан после нескольких лет опытов по имитации китайского фарфора. Стиль шинуазри «Shinoiserie» подразумевает использование материалов, форм и декоров, свойственных китайским, японским, индийским и ближневосточным фарфоровым изделиям. Фишер переработал и заново произвел восточный фарфор на европейский манер с таким разнообразием и использованием множества красок, что херендский венгерский фарфор шинуазри навсегда вошел в историю фарфора XIX века.
В 1853 году в Нью-Йорке на Международной промышленной выставке фарфоровые изделия Herend были полностью распроданы уже на второй день. Трудно представить, что в это же время в Венгрии фарфоровая фабрика Herend испытывала трудности со сбытом фарфоровой продукции из-за конкуренции со стороны дешевого чешского и венгерского фарфора. В 1855 году Herend представил на Второй Всемирной выставке в Париже фарфоровые изделия в стиле шинуазри, а также в стиле мейсенского и севрского фарфора. В то время были созданы популярные и поныне декоры фарфора «Минг», «Гёдёллё», «Эстергази», «Кубаш», «Poissons» и другие.
Декор фарфора Herend "Гёдёллё" был создан на основе оригинального экземпляра чашки японского фарфора «Kakiemon». Поначалу этому декору Herend дали название «Siang Rouge» Он был переименован в «Гёдёллё» после того, как император Франц Иосиф подарил своей супруге королеве Елизавете фарфоровый сервиз с этим декором для ее дворца в Гёдёллё.
Мор Фишер часто называл самые значительные фарфоровые работы Herend именами их заказчиков, выказывая тем самым глубокое уважение к ним. В дальнейшем имена высокородных и известных заказчиков венгерского фарфора стали привлекать еще большее количество покупателей.
В 1867 году прошла Парижская всемирная выставка. Она принесла огромный успех венгерскому фарфору Herend и способствовала невероятному увеличению прибыли. Поставки фарфора Herend только в Париж выросли в 83.5 раза. Французское правительство произвело Мора Фишера в кавалеры ордена Почетного Легиона, а император Франц Иосиф даровал ему венгерское дворянство. С этого времени Фишер носит благородную приставку перед именем - Фаркашхази (Farkashazi).
Фишер постепенно передает дела на фарфоровой фабрике Herend своим сыновьям.
В 1873 году фарфор Herend опять имел огромный успех на Всемирной выставке в Вене.
Деятельность преемников Фишера 1876-1920 г.г.
Сыновья Фишера, приняв руководство Herend, реорганизовали фарфоровое производство. И вместо фарфора Herend с тонкой ручной росписью начали производство простой и дешевой фарфоровой продукции. Однако успеха они не добились и вынуждены были признать, что их отец был прав в выборе направления. Выставки в 1879 в Секешфехерваре (Венгрия) и в 1883 г. в Амстердаме принесли успех венгерскому фарфору Herend благодаря выставленной на них продукции Мора Фишера под унаследованным титулом поставщиков императорского и королевского двора. Однако в 1884 г. наследники Фишера продали фарфоровую фабрику Herend государству.
Фарфоровая фабрика Herend была передана предприятию «АО Херендская Фарфоровая Фабрика». Государство сохранило художественные навыки и мастерство работников фарфоровой фабрики Herend. Herend был модернизирован: расширено здание, построена новая печь. Но новое руководство Herend опять стремилось к выпуску более дешевой фарфоровой продукции. Лучшие образцы фарфоровых изделий Herend не использовались, и банкротство оказалось неизбежным. Фабрика herend была продана, выпуск керамической посуды продолжался, репутация фабрики падала, и в 1896 году Herend был закрыт. В том же году руководство Herend предложило купить фарфоровую фабрику внуку Мора Фишера.
Йенё Фаркашхази Фишер – Jeno Farkashazi Fischer (1863-1926) – был профессиональным керамиком, освоившим мастерство на Ужгородской фарфоровой фабрике. Он признал, что ингредиентов для производства фарфора (кроме дров) в окрестностях Херенда нет, доброе имя Herend может вернуть только искусство. Он наладил фарфоровое производство, следуя наследию деда. Выпуск фарфора начался на основе образцов старинного китайского, японского, мейсенского, венского и севрского фарфора. Фарфор Herend выпускался исключительно на заказ. Он использовал самые старые херендские фарфоровые формы для создания нового стиля венгерского фарфора Herend. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он выступил с новыми фарфоровыми изделиями Herend и добился большого успеха.
Йенё Фаркашхази Фишер использовал новое веяние стиля «сецессия» и в дальнейшем следил за всеми новшествами фарфорового производства. Herend первым в Венгрии начал использовать подглазурную роспись фарфора, технику изготовления кристальной глазури декор "pate sur pate” (украшение фарфоровых изделий растительной и орнаментальной пластикой).
Былая слава возвращается к фарфору Herend. Зимой 1900-1901 года в Санкт-Петербурге была организована Международная выставка керамики, на которой венгерский фарфор Herend получил золотую медаль, а Йенё Фишер был награжден орденом Святого Станислава третьей степени.
В течение еще нескольких лет фарфор Herend получил серебряную медаль Венгерского Общества Прикладных искусств в 1903 г., золотую медаль на Всемирной Выставке и Ярмарке в Сент-Луисе в 1904 году.
Период между двумя Мировыми войнами
Несмотря на трудности с поставками сырья, производство фарфора на Herend было возобновлено в 1920 году. Однако роскошный фарфор фабрики Herend оставался невостребованным из-за низкой покупательной способности населения.
В сентябре 1923 года Herend преобразован в акционерное общество, управляющим директором был избран Др. Гулден (Dr. Gulden), Фаркашхази продолжил работу в качестве директора по искусству. Мануфактура Herend снова начала развиваться. Были построены новые квартиры для сотрудников, реорганизовано училище, выпускавшее специалистов по росписи фарфора и формовочным работам, привлечены новые сотрудники. Возросли поставки фарфора Herend за рубеж – в Голландию, Францию, Швейцарию, Бельгию.
После смерти Йенё Фаркашхази (Фишер) советником по искусству стал Эдде Телч (Ede Telcs), и художественное направление Herend изменилось в сторону предпочтений среднего класса. Стало выпускаться меньше фарфоровых чайных, кофейных и обеденных сервизов, и большее внимание уделялось фарфоровым фигуркам и картинкам на фарфоре. Так с 1930-х годов началось производство фарфоровых статуэток. Самые известны художники-прикладники того времени приняли участие в этой работе: Ката Гачер (Kata Gacser), Янош Хорваи (Janos Horvay), Адольф Хусар (Adolf Huszar), Жигмонд Кишфалуди Штробл (Zsigmond Kisfaludi Strobl), Миклош Лигети ( Miklos Ligeti), Элек Лукс (Elek Lux), Дьула Мауч (Gyula Maugsch), Янош Пастор (Janos Pasztor), семья Ваштаг (Vastag). С помощью выпуска мелкой пластики фарфор Herend вновь приобрел успех и известность.
С 1945 года до наших дней
Невероятно тяжел был период после окончания Второй мировой войны: не хватало квалифицированных рабочих, капитала, и – главное - сырья. Прежние рынки сбыта фарфора исчезли.
В начале 1948 года фарфоровая фабрика Herend была национализирована. С 1949 года Herend начинает снова получать необходимый для производства фарфора каолин. Herend продолжает производство фарфора, строятся новые цеха, электрические печи для обжига декора фарфора, дом культуры, стадион, административное здание и музей.
В 1950-е годы Herend пытались сориентировать на массовое производство. Но, начиная с 1960-х годов, производство фарфора было направлено на выпуск малых серий тщательно расписанных вручную фарфоровых изделий на экспорт.
В 1980-1990-е годы расширяется производство и повышается качество фарфора Herend. В 1981 году Herend выходит из состава Тонкокерамического Промышленного Комбината (FIM), объединявшего венгерские керамические фабрики, и преобразуется в самостоятельное предприятие. В 1985 году Herend получает право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности и становится постоянным участником самой большой в мире международной выставки – Франкфуртской Ярмарки, - где фарфору Herend отводится отдельный павильон.
1 июля 1992 года Херендская Фарфоровая Фабрика преобразована в АО Херендская Фарфоровая Мануфактура. На мануфактуре Herend занято около 1600 работников. Любовь к своей профессии, высокие знания и художественное мастерство специалистов фабрики, Система Гарантии Качества фарфоровой мануфактуры гарантируют высокое качество фарфора. Herend – первая в мире фарфоровая мануфактура, располагающая сертификатом ISO 9001.
В 1996 году был открыт первый самостоятельный магазин фарфора Herend в Сингапуре, в старинной гостинице «Раффлес».
В 1997 году открыт фирменный магазин фарфора Herend в Берлине, гостиница «Отель Адлон».
В 2000 году создан новый фирменный магазин фарфора Herend в Мюнхене.
В 2001 году Мануфактура Herend отметила свое 175-летие. Деятельность Herend была признана существенной частью венгерского наследия. За вклад в наследие Венгрии Herend была вручена награда «Премия Венгерского Наследия».
В 2006 году Herend отмечал юбилей - 180 лет со дня основания.
Достопримечательности Херенда
В 1998-1999 г на Мануфактуре Herend по проекту Габора Турани (Gabor Turanyi) был построен комплекс зданий «Порцеланиум» (Porcelanium). Гости Мануфактуры могут познакомиться с технологией производства фарфора в демонстрационных залах Мини-мануфактуры. В Ресторане и кофейне Apicius, названных по имени знаменитого римского гурмана Апициуса, гости смогут насладиться особыми блюдами и разнообразным десертом и кофе, сервированными на знаменитой херендской фарфоровой посуде. В Фирменном магазине «Виктория» можно купить фарфор Herend. Напротив Центра «Порцеланиум» находится Музей Херендского Фарфорового Искусства», где посетители могут ознакомиться с уникальной коллекцией фарфора, демонстрирующей историю развития Фарфоровой Мануфактуры Herend. Здесь представлены шедевры мастеров Herend в различных стилях.
Смотрите так же: Материалы для самостоятельного определения клейм фарфора
Источник | |
|
18.01.11 Просмотров: 17692 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 2 | |
| |