Главная Клуб Темы Клуба
Фарфор. Стекло. Керамика
Эти люди хранят тайну дулёвской розы.
Блям-блям-блям... Звук этот то звонче, то приглушеннее звучит легким лесным колокольчиком. Но нам не до звуков. Мы старательно смотрим под ноги и бережем головы. А вокруг нас, неспешно покачиваясь, плывет ассортимент нынешнего дня. Тот, который спустя несколько часов станет предметом национальной гордости – дулевским фарфором.
Да, «Товариществу Матвея Кузнецова» подобная механизация (да и масштаб!) не могли привидеться даже во сне. Хотя поставщик Его Императорского Величества и производил 2/3 фарфоровой посуды в России. А каким видел свое фарфоровое дело его дед – кузнец Терентий Яковлевич Кузнецов – предположить невозможно. Но фарфор – дело притягательное.
И стоит чуть-чуть с ним соприкоснуться – затягивает на всю жизнь. Фарфоровая масса – камни, глина и 70 операций, превращающих эти материалы в пластичное тесто. Из него удаляют остатки воздуха, уплотняют, придают однородность. Это еще не изделие – валюшка: нежная, липучая масса. Затем процесс рождения будущих изделий разделяется: для простых – валюшки отправляются на конвейер, для сложных – в литьевой цех. За всеми механизмами в Дулеве наблюдают мужчины, за женщинами – все остальное. Главный инструмент – руки, которые не хуже ГОСТа враз определят даже будущий брак. Такое изделие отправляется на исходную позицию, поэтому дулевцы гордо говорят: у нас безотходное производство.
Увидев белоснежные тарелки (после обжига), я обрадовалась – живописный цех рядом. И совершенно зря. Посуду еще шлифуют, сортируют, комплектуют. И только потом расписывают. Самый ранний (и любимый в народе) стиль – розаны. Он «приехал» сюда из Гжели. Но там он был кобальтовый, а здесь обрел цветную роспись. Писался он лихо, броско, смело, свободной рукой художниц.
По местной легенде, большинство из них звались Агафьями. Так и родилось название: «агашечный» фарфор. Вообще же у Кузнецова было великое множество направлений фарфора: классический, восточный, трактирный и народный. А потом для расширения производства Кузнецов в короткий срок внедрил печать, трафарет, деколь. Что такое деколь? Переводная картинка на фарфоре.
– А что вы хотите? – замечает Наталья Захарова, директор ПК «Дулевский фарфор». – Мастерство. Причем, заметьте, у каждой свои секреты.
Первые сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Деколи у нас «привозные». Поэтому все проходят пробу: приживутся или нет на дулевской посуде? А потом местные художники доводят оформление до нужного уровня: отводками, пестрением. Что происходит потом? Сервиз (в одном экземпляре) ставят в витрину магазина для продажи: если спрос есть – запускают в производство. Вот такой народный маркетинг.
Увидела я в витрине ассортиментного рабочего кабинета чайный сервиз, который назывался «Маки». Сами цветы насыщенного синего цвета, словно васильки. А форма мака. Вот такая фантазия художника. Но народу (судя по спросу) нравится. Как и «Розовая сирень». Обнаружила я тут же и сервиз вековой давности:
– Очень трудоемкая работа, – сказала Наталья Николаевна, – прописана пером, видите, все в золотой обводке, тут – кисть. Этот сервиз перенесли со старых форм, когда уловили интерес наших покупателей. Если повезет – купите в нашем фирменном магазине.
Но не только начинающий коллекционер может пополнить свое собрание, завернув в Дулево. Каждый имеющий достаток гражданин может сделать заказ: – Какие заказы доводилось выполнять, Наталья Николаевна?
– Свадебные сервизы с логотипами, организации полюбили заказывать, мы их называем «корпоративная посуда». Постоянно делаем вазы, видите, вот тут стоит «Золотистая», она же еще и с подставочкой специальной. А заказывают самые разнообразные: с портретами, с гербами. Короче, с любыми иллюстрациями, которые нам приносят заказчики. Вот на днях приняли от Горьковского автомобильного завода необычный заказ. Так они попросили для своего коллеги создать вазу. Основной рисунок – проходная ГАЗа, ордена, полученные заводом, и перечень всех машин, в создании которых юбиляр принимал участие. Это будет огромная работа: надо разработать форму, подобрать цвета, разложить палитру. А потом приступить к созданию основной картинки. Но зато этот шедевр будет в единственном экземпляре.
Все знают – подарки от Дулево всегда попадают в десятку. Теодор Рузвельт, которому советская Россия в 1934 году преподнесла «Президентский» сервиз на 1200 предметов, расписанный в хохломском стиле золотом, не мог сдержать восхищения. Великий кормчий Мао не нашел сразу нужных слов, увидев нефритовый сочный сервиз с птицами. Ну а нынешние живописцы? Они рисуют керамической краской тяжелые гроздья майской сирени, набухшие от влаги, бледно-розовые на ярко-синем фоне цветы яблони, разбрасывают нежнейшую «паутинку» по краю самого декоративного сервиза «Дубок».
А самое запоминающееся изделие – чайник на четверть ведра фасона «Русский» расписанный нежнейшими «агашками», широким кистевым мазком. Что дальше? Конечно же 65-летие Великой Победы. Такой подарок с доброй, сильной энергетикой – что может быть лучше для наших дорогих ветеранов?
Что надо сделать, чтобы сохранить народные промыслы?
Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы IV созыва:
– Во-первых, народные промыслы надо пропагандировать. И вообще все, что связано с нашими традициями и нашей культурой. Во-вторых, поддерживать интерес покупателя, элементарно призывая всех покупать наши товары, чтобы они были в быту каждого. И, в-третьих, учить молодежь народному промыслу. Ведь это определенного вида искусство, которым нужно владеть. Многие талантливые мастера передают свое искусство из поколения в поколение. И я согласна, что такого рода знания и традиции надо сохранять, развивать и приумножать.
Газета «Вечерняя Москва», Фото Владимира ЗОЛИНА, Игоря ИВАНДИКОВА
Источник | |
|
25.10.09 Просмотров: 7875 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |