Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Фарфор. Стекло. Керамика

Эти люди хранят тайну дулёвской розы.


Дулёвский фарфор по качеству ничуть не уступает европейскому.

Блям-блям-блям... Звук этот то звонче, то приглушеннее звучит легким лесным колокольчиком. Но нам не до звуков. Мы старательно смотрим под ноги и бережем головы. А вокруг нас, неспешно покачиваясь, плывет ассортимент нынешнего дня. Тот, который спустя несколько часов станет предметом национальной гордости – дулевским фарфором.

  Да, «Товариществу Матвея Кузнецова» подобная механизация (да и масштаб!) не могли привидеться даже во сне. Хотя поставщик Его Императорского Величества и производил 2/3 фарфоровой посуды в России. А каким видел свое фарфоровое дело его дед – кузнец Терентий Яковлевич Кузнецов – предположить невозможно. Но фарфор – дело притягательное.

  И стоит чуть-чуть с ним соприкоснуться – затягивает на всю жизнь. Фарфоровая масса – камни, глина и 70 операций, превращающих эти материалы в пластичное тесто. Из него удаляют остатки воздуха, уплотняют, придают однородность. Это еще не изделие – валюшка: нежная, липучая масса. Затем процесс рождения будущих изделий разделяется: для простых – валюшки отправляются на конвейер, для сложных – в литьевой цех. За всеми механизмами в Дулеве наблюдают мужчины, за женщинами – все остальное. Главный инструмент – руки, которые не хуже ГОСТа враз определят даже будущий брак. Такое изделие отправляется на исходную позицию, поэтому дулевцы гордо говорят: у нас безотходное производство.

  Увидев белоснежные тарелки (после обжига), я обрадовалась – живописный цех рядом. И совершенно зря. Посуду еще шлифуют, сортируют, комплектуют. И только потом расписывают. Самый ранний (и любимый в народе) стиль – розаны. Он «приехал» сюда из Гжели. Но там он был кобальтовый, а здесь обрел цветную роспись. Писался он лихо, броско, смело, свободной рукой художниц.

  По местной легенде, большинство из них звались Агафьями. Так и родилось название: «агашечный» фарфор. Вообще же у Кузнецова было великое множество направлений фарфора: классический, восточный, трактирный и народный. А потом для расширения производства Кузнецов в короткий срок внедрил печать, трафарет, деколь. Что такое деколь? Переводная картинка на фарфоре.

  Мастерица «сажает» букеты нежнейших роз на глубокую тарелку не глядя.
  – А что вы хотите? – замечает Наталья Захарова, директор ПК «Дулевский фарфор». – Мастерство. Причем, заметьте, у каждой свои секреты.
  Первые сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Деколи у нас «привозные». Поэтому все проходят пробу: приживутся или нет на дулевской посуде? А потом местные художники доводят оформление до нужного уровня: отводками, пестрением. Что происходит потом? Сервиз (в одном экземпляре) ставят в витрину магазина для продажи: если спрос есть – запускают в производство. Вот такой народный маркетинг.

  Увидела я в витрине ассортиментного рабочего кабинета чайный сервиз, который назывался «Маки». Сами цветы насыщенного синего цвета, словно васильки. А форма мака. Вот такая фантазия художника. Но народу (судя по спросу) нравится. Как и «Розовая сирень». Обнаружила я тут же и сервиз вековой давности:

  – Очень трудоемкая работа, – сказала Наталья Николаевна, – прописана пером, видите, все в золотой обводке, тут – кисть. Этот сервиз перенесли со старых форм, когда уловили интерес наших покупателей. Если повезет – купите в нашем фирменном магазине.

  Но мне не повезло. Зато здесь я обнаружила огромное количество скульптур. Они, к счастью для дулевского фарфора и всех нас, снова в фаворе. Забылись слова Никиты Сергеевича Хрущева, что все эти милые вещицы – мещанство и пережиток. Хорошо, что дулевцы не вняли словам коммунистического лидера, не выкинули все формы. Вот они, воссозданные «Близнецы», «Солдат Теркин», «Стиляги». Правда, нет «Папанинцев на льдине», за которыми так отчаянно гонялась даже знаменитая эстрадная пара: Мария Миронова и Александр Менакер. А счастье улыбнулось известному коллекционеру Юрию Трайсману.

    Но не только начинающий коллекционер может пополнить свое собрание, завернув в Дулево. Каждый имеющий достаток гражданин может сделать заказ: – Какие заказы доводилось выполнять, Наталья Николаевна?

  – Свадебные сервизы с логотипами, организации полюбили заказывать, мы их называем «корпоративная посуда». Постоянно делаем вазы, видите, вот тут стоит «Золотистая», она же еще и с подставочкой специальной. А заказывают самые разнообразные: с портретами, с гербами. Короче, с любыми иллюстрациями, которые нам приносят заказчики. Вот на днях приняли от Горьковского автомобильного завода необычный заказ. Так они попросили для своего коллеги создать вазу. Основной рисунок – проходная ГАЗа, ордена, полученные заводом, и перечень всех машин, в создании которых юбиляр принимал участие. Это будет огромная работа: надо разработать форму, подобрать цвета, разложить палитру. А потом приступить к созданию основной картинки. Но зато этот шедевр будет в единственном экземпляре.

  Все знают – подарки от Дулево всегда попадают в десятку. Теодор Рузвельт, которому советская Россия в 1934 году преподнесла «Президентский» сервиз на 1200 предметов, расписанный в хохломском стиле золотом, не мог сдержать восхищения. Великий кормчий Мао не нашел сразу нужных слов, увидев нефритовый сочный сервиз с птицами. Ну а нынешние живописцы? Они рисуют керамической краской тяжелые гроздья майской сирени, набухшие от влаги, бледно-розовые на ярко-синем фоне цветы яблони, разбрасывают нежнейшую «паутинку» по краю самого декоративного сервиза «Дубок».

  А самое запоминающееся изделие – чайник на четверть ведра фасона «Русский» расписанный нежнейшими «агашками», широким кистевым мазком. Что дальше? Конечно же 65-летие Великой Победы. Такой подарок с доброй, сильной энергетикой – что может быть лучше для наших дорогих ветеранов?

 
   

  Что надо сделать, чтобы сохранить народные промыслы?
  Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы IV созыва:

  – Во-первых, народные промыслы надо пропагандировать. И вообще все, что связано с нашими традициями и нашей культурой. Во-вторых, поддерживать интерес покупателя, элементарно призывая всех покупать наши товары, чтобы они были в быту каждого. И, в-третьих, учить молодежь народному промыслу. Ведь это определенного вида искусство, которым нужно владеть. Многие талантливые мастера передают свое искусство из поколения в поколение. И я согласна, что такого рода знания и традиции надо сохранять, развивать и приумножать.

Газета «Вечерняя Москва»,  Фото Владимира ЗОЛИНА, Игоря ИВАНДИКОВА



Источник | | Автор: Ирина ДОЛГОПОЛОВА
| Категория: Фарфор. Стекло. Керамика
| Теги: коллекционер, фарфор, коллекция
25.10.09 Просмотров: 7856 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar