Главная Клуб Темы Клуба
Следы давних времен
Коллекция каменной пластики Днепропетровского исторического музея
Cтепь! Бескрайняя как Вселенная с роскошными долинами, полноводными реками, непроходимыми плавнями! Почти сто тысяч лет назад человек связал свою жизнь со Степью. Здесь, один на один со стихиями Степи, он учился выживать: охотиться на большого и малого зверя, защищать себя от холода и врагов. Здесь, один на один с богами Степи, он познавал вселенную, искал свое место в ней. Откуда он пришел? Кто были его предки? Возможно могучий вепрь – царь зверей степи, или великий Индра, подаривший человеку огонь. А может это бесстрашный Таргитай, или богатырь-Палван? И вырастали посреди бескрайних просторов огромные курганы, словно панцири гигантских черепах, и вставали на их вершинах каменные идолы – величественные и молчаливые стражи Степи, хранители вечности…
Если бы у Днепропетровского исторического музея была своя визитная карточка, на ее лицевой стороне, наверное, был бы изображен силуэт каменной бабы. Крупнейшее собрание не только в Украине, но и в Европе – 84 статуи. Есть здесь антропоморфные стеллы эпохи энеолита, скифские статуи VІ-ІV вв. до н.э. и средневековые половецкие изваяния, которым собственно каменные идолы южноукраинских степей и обязаны именем «бабы». Часть этого собрания можно увидеть на выставке под открытым небом «Каменные стражи Степи» возле стен музея.
Кстати, кроме названия «бабы» (правильное ударение на последнем слоге – баба), существуют и другие названия: «болван» — от иранского «палван» — богатырь, атлет; орхоно-тюркское «бал-бал» — камень с надписью, — на Украине каменные бабы называли «мамаями», «марьиными» камнями («Марь Этож»). Сохранилась легенда о происхождении каменных баб: «Однажды, богатыри рассердились на солнце и начали плевать на него, за это солнце обратило их в камни». В этой легенде есть более глубокий архаический пласт, уходящий к преданиям о титанах – древнейшим жителям земли. Титаны вступили в единоборство с богами и в наказание многие из них были обращены в камни, скалы, горы.
Скифские каменные изваяния.
Какими бы «простыми» не были изваяния, но все они прекрасно передают образ воина-мужчины с необходимыми для воина аксессуарами: мечами в ножнах, кинжалами, боевыми топорами, колчанами, а, так же, гривнами и поясами – главными украшениями одежды воина, которые указывали на принадлежность к воинской верхушке. Мир воинства, где оружие – меч, стрелы, копье – в полном смысле этого слова, боги, кумиры, мир мужского братства, где обряды побратимства, воинское умение и удаль были главными ценностями. В памяти всплывают строки из стихотворения «Скифы» В.Я.Брюсова
«Гей вы, слушайте, вольные волки!
Повинуйтесь жданному кличу!
У коней развиваются челки.
Мы опять летим на добычу»
«Вольные волки», — в этом поэтическом определении скифского воинства нет преувеличения. Действительность, воинские обряды скифов были под стать законам волчьей стаи: выпивалась кровь первого убитого врага, снимались скальпы, из черепов врагов делались чаши… «Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получит свою долю добычи, а иначе – нет». Так пишет, «отец» древнегреческой истории Геродот, живший в V в. до н.э.
Статуи из Днепропетровской коллекции – портретны или с чертами портрета. Особенно трогательно лицо, смотрящее со стелы V в. до н.э.: широкоскулое, большеглазое, безбородое – лицо молодого мужчины. Даже характер улавливается – открытый, веселый. Это самое большое скифское изваяние – 225 х 60 х 30 см. и самое информативное. У него гривна на шее, и ритон в правой руке, и пояс. У пола – меч в ножнах горит с луком, оселок, ниже – фаллос. У изваяния, найденного на насыпи кургана в Апостоловском районе – тело атлета, мощное, монолитное и лицо под стать – с массивными надбровными дугами, как будто, вырубленное топором. Оно поражает высокой техникой ваяния: лопатки, позвоночник искусно переданы в розовом граните. Из предметов, кроме гривны и пояса, изображен боевой топор. Близко посаженные глаза, оттопыренные уши у статуи IV в. до н.э. (Криворожское), самой поздней в коллекции. И даже самое простое скифское изваяние в коллекции музея (раскопки ДИМ 1991 г.) выразительно своим абрисом – массивная, почти квадратная, голова, руки – короткие выступы, обозначена талия.
…а когда рассядутся старцы,
молодежь запляшет под крики,
на куске сбереженного кварца
начерчу я новые лики.
Я буду, как все и особый.
Волхвы меня примут, как сына.
Ясложу им песню для пробы.
Но от них уйду я в дружину.
За внешними реалиями скифских статуй – башлыками, оружием, деталями доспехов, в глубине этих образов суровых бородатых мужчин–воинов, за тем, что Я.Э.Голосовкер называл «миром 1-го приближения», лежал другой мир – космический. Каждое скифское изваяние, кроме очевидной связи с культом предков, представляло собой модель мира в миниатюре (равенство микро- и макрокосма); одновременно, как всякая вертикаль, являясь своеобразной антенной, устремленной в небо. Этот глубинный космизм проявлялся в связи с Таргитаем, — устроителем скифского мира, космическим культурным героем.
Половецкая пластика.
И приходят кипчаков сюда племена,
И пред идолом гнется кипчаков спина,
Пеший путник пройдет или явится конный, -
Покоряет любого кумир их исконный.
Наверно, нет ни одного исследователя половецкой монументальной пластики, который бы не вспомнил эти строки знаменитого азербайджанского поэта ХII века Низами, жена которого была половчанкой . Десятки каменных половецких баб, хранящихся в коллекции музеев степной Украины, подтверждают, что причерноморская степь в ХІ – ХІІ веках, действительно, была половецкой.
Половцы появились в Европе в 1066 году, оставив степи Казахстана, берега Иртыша, и Оби, где они жили, образовав Кимакский каганат. Кочевники-скотоводы, воины, потомки алтайских тюрков, чьи красные шелковые знамена с вышитой золотом волчьей головой победоносно рвались в евразийские степи в 7-8 веках, — кипчаки и отчасти кимаки обрели новую родину в восточноевропейских степях в 6-7 веках. Они создали здесь мощное государственное объединение — Дешт и Кипчак, расцвет которого приходится на 7 век. Даже появление монголов в 8 веке не уничтожило половецкий дух восточноевропейских степей: уже в 16 веке кипчакский язык стал государственным языком золотой Орды. Здесь, в Степи, среди кочевий на вершинах курганов, хранящих прах почитаемых предков, возвышались каменные бабы, посвященные предкам, дух который обитал в глубинах каменной оболочки.
В целом, весь массив половецкой скульптуры можно разделить на мужские и женские, стоящие и сидящие статуи (ряд исследователей выделяют еще статуи с «фоном» или т.н. «прислоненные»). Среди ранних (ХІ в.) и самых поздних (ХІІІ век) часто встречаются стелы, стеловидные статуи, гермы. Канонические скульптуры ХІІ века, времени расцвета техники ваяния у половцев, — это выпуклые, рельефные изваяния, нередко уже образцы круглой скульптуры. Их делали, несомненно, профессиональные мастера, следы инструментов которых – резцов, долот, — прослеживаются на некоторых статуях.
Иконография половецкой скульптуры четко указывает на сложившийся к ХІІ веку канон: все статуи, и мужские, и женские, — изображены с сосудом у живота, — сосудом для возлияний, потому что держат не в одной руке, как более ранние тюркские и скифские статуи (образ пирующего героя), а бережно в обеих, чтобы не расплескать, донести к алтарю, жертвеннику. Хотя предположения о предмете в руках были разные: чаще всего, книги, свиток рукописи.
Стиль, в котором выполнены половецкие изваяния – этнографический реализм. Достаточно посмотреть на них, чтобы убедиться в этом: мельчайшие подробности в изображении одежды, костюма, головного убора, украшений, предметов быта, вооружения. На женских статуях несколько разновидностей шляп – от миниатюрных круглых шапочек до грандиозных шляп с высокой тульей, кафтаны, украшенные вышивкой, аппликацией. На груди – гривны, ожерелья, подвески, в ушах – серьги, вдоль лица – височные кольца, шнурки, подвески, на ногах шаровары, заправленные в мягкие сапоги (они изображены на сидящих статуях, у которых полы кафтана забраны за пояс). На голове, кроме шляпы, покрывало, вуаль, косы спрятаны в футляры. У пояса – разнообразные предметы – зеркала, сумочки – каптарги для косметики, гребни, флаконы, большие кисти. Лики женских статуй, если они изображены и не стерты временем, часто очень выразительны, с точки зрения зарождающегося портретного искусства, среди них есть настоящие шедевры. Например, грандиозная по своим размерам женская статуя, «ханша», «царь-девица» с мощной объемной грудью, лицом, как «полная луна» и красивыми правильными чертами лица.
Источник | |
|
25.08.12 Просмотров: 5723 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |