Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.

Говорящие куклы и фонограф Эдисона


Декабрь 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее маленькой овечке. И через минуту изумленные помощники слышат, как аппарат голосом изобретателя повторяет незамысловатую историю. Чудо? Никто из современников Эдисона в этом и не сомневался.


"Maroon Gem", because of its color, it was introduced in 1909
 и   the Standard Model E i 1911

Поглядеть и послушать «говорящую машину», едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за "необъяснимую загадку природы".

Когда фонограф демонстрировался в марте 1878 года в Академии наук в Париже, аппарат послушно воспроизвел записанную на валике фразу. И вдруг присутствовавший на заседании академик Буйо бросился на представителя Эдисона и схватил его за горло, громко крича: «Негодяй, мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!»

Выслушав объяснения физика, доказавшего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: «Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа"!


An early phonautograph (1859).

Систематические исследования звуковых колебаний начались только после изобретения камертона Шоу в 1711 г.

По мнению французского математика Дюамеля, звук, т. е. колебания воздуха, можно записывать путем гравировки твердого материала (1830 г.).
Сам он не занимался проектированием экспериментального прибора; за него это сделали Вильгельм Эдуард Вебер, Эйсенмангер и Эдуард-Леон Скотти де Мартенвиль.

Звукозаписывающие устройства этих изобретателей, начиная с 1830 г. были использованы для различных акустических исследований.

Играющие аппараты существовали уже столетия до этого, но они по существу были только механическими автоматами. Своей конечной целью изобретатели ставили создание устройств, пригодных для записи и воспроизведения любого звукового явления, встречающегося в природе.

И все же создание звучащих автоматов, имитирующих человеческую речь, встретилось с большими трудностями.

В то время существовало странное представление, что голос артиста с хорошими вокальными данными может быть сохранен, если через его отрезанную голову продувать воздух и с помощью рычагов приводить в движение звукообразующий аппарат.
К счастью, о практическом осуществлении этой идеи в хрониках ничего не говорится... Так как в середине XIX столетия в центре внимания находились проволочный телеграф и фотографии Даггера, свои первые шаги запись и воспроизведение звука сделали от этих двух изобретений.


Thomas Edison with early version of phonograph.

Томас Эдисон (Thоmas A Edisоn, 1847–1931), работая над улучшением телефонного аппарата, как-то раз запел над мембраной, к которой была припаяна иголка. Чуткая металлическая пластинка, вибрируя, уколола палец знаменитого изобретателя. «Я задумался, — признавался он впоследствии. — Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи — отчего бы пластинке не заговорить? Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрел бы фонографа».

Справедливости ради надо сказать, что принцип записи и воспроизведения звука почти на год раньше Эдисона открыл и описал французский поэт и ученый Шарль Кро. Однако пока запечатанный конверт с описанием палеофона (так назвал Кро свое изобретение) лежал в канцелярии Французской академии, практичный и деловитый Эдисон оформил заявку на фонограф.

Медлительность «бессмертных» (так во Франции называли членов академии) стоила стране приоритета в изобретении звукозаписи.


Первый фонограф Эдисон испытал 12 августа 1877 года. Данное громоздкое сооружение, которое обошлось изобретателю в 18 долларов, состояло из цилиндрического валика, покрытого оловянной фольгой, и усиливающей акустические волны трубы. К узкой стороне трубы была приделана мембрана с иголкой, прочерчивающей на валике борозды, профиль которых зависел от воздействующих на мембрану звуковых колебаний. Цилиндр поворачивался при помощи ручки, которая также задавала игле поступательное движение.



Выглядел фонограф так: толстый цилиндр с ручкой- валик фонографа. Его оборачивали фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик в это время вращали. И игла, прикрепленная к мембране, процарапывала на нем бороздку. Затем иглу переставляли к началу бороздки, снова крутили ручку — и голос звучал.


Edison phonograph - 1889

Буйо не был одинок в своем недоверии. Двумя годами позже, в 1880 году, французский физиолог Фалье писал о фонографе: «Люди восхищаются фонографом и считают, что всякий сможет по своему усмотрению услышать голос любого знаменитого актера или прославленной певицы. Однако все это — совершенно необычные фантазии!»



Close up of the mechanism of an Edison Amberola, manufactured circa 1915


Edison's phonograph


Цилиндрический




У изобретателя фонографа были весьма смутные представления о том, для каких целей человечество могло бы его использовать. Среди различных предложенных им версий запись музыки занимала одно из последних мест. Эдисон предполагал, что куда полезнее было бы заменить фонографом стенографисток, выпускать с его помощью звуковые книги для слепых, использовать как будильник и даже как устройство, обучающее попугаев разговорной речи.

И это не удивительно, ведь Эдисон не интересовался музыкой и к тому же имел пониженный слух. В скором времени, наряду с хвалебными высказываниями о фонографе, появились и объективные работы, говорившие о его недостатках. На один валик фонографа можно было записать примерно сто слов, которые нужно было говорить с очень близкого расстояния.
Устройство не фиксировало звук «ш», а отдельные звуки, такие, как «д» и «т» воспроизводились одинаково. Однако главным неудобством было то, что оловянный валик выдерживал только около пяти проигрываний.



Thomas Edison with his second phonograph photographed by Matthew Brady in Washington, April 1878.


Но история распорядилась этим изобретением по-своему: массовому потребителю в первую очередь нужна была музыка, которой можно было бы наслаждаться, не дожидаясь, когда состоится концерт любимого исполнителя.

   1916г.


Однако о наслаждении применительно к качеству звучания фонографа на первых порах говорить не приходилось. В связи с чем Эдисон постоянно работал над усовершенствованием своего детища. Он заменил олово более чувствительным к вибрациям воском. Это дало дополнительный эффект — появилась возможность, разровняв воск, делать на валике новые записи.

Он оптимизировал звукозаписывающую иглу и мембрану, доведя длительность звучания валика до трех минут. Ввел маховик, который сглаживал неравномерность вращения ручки, приводящей в движение валик. И, наконец, заменил ручку пружинным приводом, а затем электродвигателем постоянного тока.



Эдисон пытался наладить массовое производство фонографов, которые стоили недешево — 150 долларов. Поэтому их приобретали в ограниченном количестве лишь состоятельные люди либо организации. Например, Николай Николаевич Миклухо-Маклай записал на фонографе Российского географического общества речь папуасов.

  
1909             1911



 Edison Concert Phonograph 1899, Концертный фонограф

Более прогрессивный граммофон не появился раньше фонографа исключительно по причине головотяпства французских чиновников.

В апреле 1877 года, почти за полгода до первого испытания фонографа, фантастически одаренный поэт, музыкант и ученый Шарль Кро (Charles Crоs, 1842–1888), в четырнадцать лет окончивший университет, послал в Парижскую академию наук описание прибора, названного им «палеофоном» — «голос прошлого».


Сущность его изобретения заключалась в том, что «на покрытую сажей поверхность вращающегося стеклянного диска игла, прикрепленная к мембране, может записывать звуковые колебания.
С этого диска на светочувствительной хромовой пластинке оптическим путем можно получить одну или несколько копий.
Вращая металлическую пластинку и прослеживая изображение звука иглой, соприкасающейся с мембраной, можно вновь получить звук».
Но надеждам Кро не суждено было осуществиться, ему не повезло, так как папка с его изобретением долгое время пролежала не раскрытой.


Спустя 10 лет идеи Кро развил и реализовал Эмиль Берлинер (Emile Berliner, 1851–1929), перебравшийся в США из Германии в 19-летнем возрасте. Юноша был талантлив и энергичен. Работая на первых порах разнорабочим, все свободное время он просиживал в библиотеках, изучая научно-техническую литературу. Там он и наткнулся и на публикации Шарля Кро и в короткий срок реализовал идеи своего французского коллеги.


С помощью фонографа удавалось сделать одну-единственную запись, а это, естественно, не очень-то удобно. Поэтому фонограф является «прародителем», а «отцом» современного проигрывателя следует считать граммофон.



Говорящая кукла Эдисона

Самая первая говорящая кукла Issued in 1889, the Edison Talking Doll had a short live
В далеком 1888 году Томас Эдисон задумал создать целый проект говорящих кукол.



Сердцем куклы было кольцо из затвердевшего олова, которое хранится в музее Эдисона.

Не так давно удалось прослушать и расшифровать старинную запись, из которой стало ясно, что кукла произносила и зачем.

Сердцем куклы было кольцо из затвердевшего олова, которое хранится в музее Эдисона – создателя первой в мире лампочки, первой в мире говорящей куклы и многих других незаменимых и нужных вещей.

В пыльной коробке о предназначении изрядно помятого оловянного изделия говорил лишь обрывок ярлыка, но что было записано на цилиндре, и почему именно на нем, долгие десятилетия оставалось тайной.



Кольцо из твёрдого олова, хранящееся в музее Эдисона (Thomas Edison National Historical Park), давно привлекало внимание специалистов. Обрывок старого ярлыка, привязанный к кольцу, пояснял, что экспонат представляет собой запись для фонографа, но почему она была сделана именно на кольце и для чего предназначалась, никто не знал.


С помощью ученых Карла Хабера и Эрла Корнелла удалось услышать фрагмент популярной детской старинной песенки «Twinkle, twinkle, little star», исполняемой неизвестной женщиной. Пришлось перевернуть огромные тома архивов, прежде, чем выяснили назначение и происхождение данной записи.


Кольцо дошло до наших дней помятым, поэтому проиграть все его бороздки обычным способом не представлялось возможным. Хабер и Корнелл использовали трёхмерную оптическую технологию сканирования, разработанную в 2007-2009 годах в сотрудничестве с Библиотекой Конгресса. С помощью лучей света ученые построили цифровую модель поверхности кольца, а затем перевели ее рельеф в звук.

Оказалось, что кольцо хранит фрагмент популярной на Западе старинной детской песенки «Twinkle, twinkle, little star», исполняемый женщиной. Оригинальная скорость воспроизведения осталась неизвестной, так что при реконструкции учёные устанавливали её на слух.


Историки Патрик Фистер (Patrick Feaster) из университета Индианы (Indiana University) и Рене Рондо (René Rondeau) из Калифорнии отыскали в архивах происхождение этой записи. Оказалось, что в 1888 году Томас Эдисон задумал проект говорящих кукол, скрывающих в себе крошечный фонограф с закольцованной записью стихотворения.

Первые заметки в дневнике, относящиеся к этому проекту, Эдисон сделал в сентябре 1888 года. 22 ноября того же года в газете New York Evening Sun вышла заметка «Dolls That Really Talk», рассказывающая о созданной изобретателем кукле, с выражением декламирующей стихотворение: «…Затем Эдисон завел куклу-брюнетку с блестящими черными кудрями и сверкающими карими глазами. Эта кукла стала быстро повторять: «Мерцай, мерцай, маленькая звезда. Как я изумляюсь, что ты есть. Наверху мира, настолько высоко. Как алмаз в небе». И кукла читала это с чувством и человеческим выражением», - сообщалось в заметке.


В другой газетной заметке говорилось о том, что Томас Эдисон нанял двух женщин, голоса которых подходили как нельзя лучше для того, чтобы сделать записи для производства серийных говорящих кукол. Это является самым ранним свидетельством того, что кто-то был нанят для постоянного начитывания голоса на фонограф. В апреле 1890 года газета громко заявила о совершенстве кукол, а Эдисон вывел кукол на мировой рынок.



говорящие куклы в музее фонографов



В заметке уточнялось происхождение записей: «Две молодые дамы в комнате постоянно говорят с крошечными разговорными машинами, которые квалифицированный рабочий мог бы выпускать в больших количествах.
Звук записывается на цилиндрические полоски металла 2,5 дюйма в диаметре, около одной восьмой дюйма в толщину и половины дюйма в ширину».

Поскольку у Эдисона в то время не было жизнеспособной технологии масштабного тиражирования однажды сделанной записи звука, он нанял двух женщин с подходящими голосами, чтобы сделать таким образом много записей. Сколько, по его мнению, могло потребоваться, чтобы серийные говорящие куклы были выведены на рынок.
Сами же «кукольные» песенки были первыми записями звука, предназначенными для широкой продажи.

New York Evening Sun объявила куклы совершенством и заявила: «Ничего не остаётся, кроме как производить их в больших количествах».

В апреле 1890 года Эдисон действительно вывел свою куклу на рынок, но тогда она оснащалась уже не металлическим носителем аудиозаписи, а восковым. Однако, проект провалился: никто не брал куклы, которые часто ломались из-за слишком хрупкой, недолговечной записи. Из всего проекта говорящих кукол до нашего времени дожила только единственная песенка на оловянном кольце, пишет ScienceDaily.


Почитать о них:
cultureandcommunication.org
Послушать:
samogo.net
www3.sympatico.ca
livestream.ru
celebratecanada.wordpress.com



Источник | | Автор: marinni
| Категория: Домашнее. Предметы быта.
| Теги: фонограф, История, граммофон, игрушки
15.07.13 Просмотров: 11854 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar