Самый древний бизнес
Выгодный ли это бизнес – строить буддистские храмы? Как ни странно, но дело очень прибыльное. По крайней мере, стабильное. Если вдруг вы и вправду решитесь на такое безумное предприятие, то придётся соблюсти пару правил. Рецепт несложный: надо запастись наследниками и отказаться от мыльных пузырей. Всё очень просто.
В то время ситуация на Дальнем Востоке была довольно напряжённой, и в тот год царская семья корейского королевства Пэкче вместе с малолетним принцем Сётоку решила перебраться в Японию. А заодно они решили прихватить с собой плотника Сегимицу Конго и всю его семью. Они были не против такого "груза", ибо плотник был очень даже даровитый.
Храм Ситенодзи. Его постройка завершена в 593 году. Эта и другие постройки, показанные на иллюстрациях, созданы семейным предприятием Конго |
Так как Сётоку сыграл большую роль в развитии буддизма в Японии, то для корейца Сегимицу сразу же нашлась работа – строить храмы. Первое, чем он занялся – строительством храма Ситенодзи. Занялся, конечно, не один, а со своей роднёй. Вот так, собственно, и началось дело семьи Конго – в 578 году.
Буддизм "прибыл" в Японию в середине VI века. Укоренился он не сразу и, как это обычно бывает, стал причиной серьёзных ссор между сторонниками новой религии и приверженцами традиционной веры – синтоизма.
Делать ставку на коммерцию "по-буддистски" в таких условиях было бы довольно рискованно. Однако со временем ситуация как-то успокоилась, и обе религии остались на равных условиях. Соответственно, и "госзаказ" на буддистские святилища остался прежним. А так как только Конго со своей семьёй был единственным специалистом в этой необычной сфере, то он автоматически стал своего рода монополистом.
Храм Хорю-дзи (завершён в 607). По инициативе ЮНЕСКО внесён в список Всемирного наследия |
Ну а дальше пошло-поехало. Уже после смерти Сегимицу Конго дружный коллектив из его потомков и нанятых людей понастроил огромное количество храмов. Со временем буддизм всё больше укреплял позиции, и в заказах недостатка не было.
Строительство буддистских храмов оказалось делом довольно-таки престижным, и клан Конго разрастался на глазах. В него попадали порой даже те, кто не являлся наследником по прямой линии. В XVII веке с начала основания эта "строительная семья" насчитывала уже 40 поколений.
За счёт своей работы семья Конго смогла прожить много веков, пройдя через самые разные испытания. Однако самым тяжёлым оказался период эпохи Мэйдзи (с 1868 по 1912 годы). В то время Япония начала всё активнее заявлять о себе на мировой арене и заодно переходить на рельсы капитализма.
Ворота храма Хорю-дзи |
В таких условиях государственное финансирования семьи Конго ухудшилось, и, чтобы выжить, ей пришлось заняться коммерческими постройками. Ну и, конечно, заявить о себе как о фирме — Kongo Gumi ("Группа Конго").
Однако "Группа" не переключилась на светскую архитектуру и постоянно создавала всё новые и новые буддистские достопримечательности. На первый взгляд, за много веков можно было бы так застроить Японию религиозными зданиями, что не осталось бы ни пятачка свободного места.
Как ни странно, но свободных территорий в этой стране оказалось достаточно и для других сооружений. Однако из дохода компании в $67,6 миллиона в 2004 году основную часть — 80% (посчитайте сами) — составляло именно строительство храмов.
Постройка в комплексе Хорю-дзи, посвящённая принцу Сётоку |
И вот, в том самом году сороковой директор Kongo Gumi – Масакацу Конго – наконец-то задумался над формулой успеха своего стародавнего бизнеса. Было о чём задуматься – ведь компания стала главным символом семейного бизнеса в Японии.
По мнению Масакацу, секрет – в удачном выборе руководителей. Как правило, им становился сын, но не старший, а тот который был самым здоровым, ответственным и талантливым. Да и не обязательно это был сын – когда в поколении не было сыновей, право управления предавалось мужу одной из дочерей. А 38-й директор вообще приходился господину Масакацу Конго бабушкой!
Ну и, конечно, "Группа Конго" всегда проявляла гибкость не только в назначении руководства, но и в своей деятельности. Благодаря этому она могла пережить самые тяжёлые времена. Скажем, во время Второй мировой войны компания была вынуждена заниматься производством гробов. Как ни печально, но тогда это был действительно прибыльный бизнес…
Замок Осаки. XVI век |
И вот, проработав с успехом на протяжении 1,4 тысячи лет, Kongo Gumi в конце XX века столкнулась с парой неприятностей.
Одна из них связана с "экономикой мыльного пузыря" – периодом в финансовой жизни Японии, когда финансовые активы в стране быстро росли. Тогда в них – ради получения чисто спекулятивной прибыли – было очень выгодно вкладывать средства. Kongo Gumi не прошла мимо такого соблазна и тоже стала вкладывать деньги – в недвижимость, разумеется.
Однако в 1992-1993 годах "пузырь" лопнул, и вложения стали обесцениваться. И у Kongo Gumi банковские активы тоже начали таять.
Вторая беда — социальные перемены: начиная с 1998-го "спрос" на храмы начал резко падать.
Из-за всего этого доходы продолжали уменьшаться, и за 2004-й падение составило 35%. Долги, напротив, росли.
На фоне — храм Ситенодзи в Оскае, с которого началась история Kongo Gumi. На переднем плане — Масакацу Конго, руководитель Kongo Gumi, при котором эта история завершилась |
Масакацу Конго начал усиленно бороться с кризисом. Для этого пришлось сократить сотрудников до ста человек и уменьшить бюджет. Задолженность, однако, всё раздувалась и раздувалась, и в 2006 году дошла до $343 миллионов. С такой суммой фирме уже было не совладать. В 2006 году компания прекратила самостоятельное существование и была поглощена строительной корпорацией Takamatsu.
Вот так неумно применённая новая экономика за пару десятилетий разгромила в пух и прах это дело, начатое 1428 лет назад и хорошо державшееся на плаву все эти многочисленные годы. Конечно, это предприятие стало самым долгим в мире бизнесом. Но сколько оно продержалось бы ещё, если "экономический пузырь" не лопнул бы — остаётся только гадать.
19.08.10 3387
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |