



Тунджи Акинтокун перед работой Бабаджиде Олатунджи «Племенные знаки III, серия №13».
Фото: Аликс Лэй.
Коллекционер Тунджи Акинтокун через свою коллекцию африканского искусства поддерживает начинающих и малоизвестных деятелей искусства.
Коллекционер современного африканского искусства Акинтокун рассказывает, как его коллекция позволяет ему не только узнать больше о собственном наследии, но и поддерживает художественные инициативы через благотворительный фонд.
Когда бизнесмен, коллекционер и филантроп Тунджи Акинтокун учился на инженера, его наставник дал ему пять важных советов. Один из них заключался в том, чтобы изучать искусство и коллекционировать его.
«Он сказал, что искусство всегда будет превосходить фондовый рынок», — смеётся он.
«Но он также посоветовал мне сосредоточиться на определённой области и глубоко её понять».
Так начался мой еженедельный ритуал посещения выставок и галерей по всему Лондону, чтобы определить область своих интересов.
«Я очень рано понял, что мне нравится сюрреализм», — говорит он, добавляя, что Сальвадор Дали до сих пор остаётся его любимым художником. «Но я был ещё студентом и понимал, что в ближайшее время не смогу приобрести его работу мечты».
Он продолжал искать и вскоре случайно наткнулся на абстрактную работу с элементами сюрреализма современного африканского художника, которая сразу же его очаровала.
«Это был момент озарения», — говорит он. «Тогда я решил сосредоточиться на современном африканском искусстве».
Его первой заметной покупкой стали два портрета из серии из трёх работ нигерийского художника Гбенги Оффо.
«Они очень красочные и яркие, но у фигур большие, вытянутые глаза, которые выглядят довольно печальными», — говорит он о «Мужчине и женщине», написанных в 2000 году. «Я рано потерял обоих родителей — отца в два года, а мать в одиннадцать, — поэтому они в чём-то напоминали мне о них».
За прошедшие с тех пор 30 лет Акинтокун значительно расширил свою коллекцию, приобретя работы как известных, так и начинающих современных африканских художников, среди которых Йинка Шонибаре, Питер Одех и Виктор Экпук.
«Коллекционирование африканского искусства стало для меня отличным способом узнать больше о моём нигерийском наследии и истории континента», — говорит он.
Это также дало ему возможность поддерживать начинающих и малоизвестных деятелей искусства со всего региона.
«Значительную часть своей жизни я посвятил наставничеству и предоставлению платформы тем, у кого нет возможности высказаться», — говорит он. «Я с энтузиазмом поддерживаю более широкую экосистему искусства и стремлюсь сделать её эффективной для чернокожих художников, кураторов, галеристов и коллекционеров».
Картины Йинки Шонибаре, Лолы Бетику и Джошуа Нмесирионье над небольшими скульптурами и вазами неизвестных художников, собранными по всей Африке. Фото: Аликс Лэй.
Сегодня Акинтокун направляет свою страсть через благотворительный фонд Ilesha Charitable Trust – его частный семейный фонд, который поддерживает инициативы в области науки, технологий, искусства, спорта и многообразия, а также предоставляет стипендии и гранты отдельным людям. Что касается искусства, фонд спонсирует выставки, сотрудничает с творческими организациями, такими как агентство Disrupt Space, поддерживающее афроамериканское искусство, и предоставляет гранты на развитие начинающим художникам. Среди недавних получателей грантов – марокканско-итальянская художница Агата Сильваньи.
«Наши гранты позволили ей собрать прекрасную коллекцию, которую она позже представила в лондонской галерее», – с гордостью говорит он. «С тех пор она продолжает следовать своей страсти к живописи».
Для Акинтокуна постоянная поддержка начинающих художников – одна из величайших привилегий коллекционера. Ещё одна – это возможность общаться с ними на личном уровне.
«Было очень полезно строить отношения со многими художниками, которых я коллекционирую, и наблюдать за развитием их работ», – говорит он. Другие восходящие звезды, которых он поддерживает и стремится привлечь к себе внимание, — это Раймонд Фуяна, Бабаджиде Олатунджи и Шеннон Боно.
«Я был настоящим поклонником творчества Боно с тех пор, как она окончила университет», — говорит он. «Я горжусь тем, что наша поддержка действительно помогла ей повысить свою известность».
Без названия, автор Гбенга Оффо. Фото: Аликс Лэй.
«Тишина» Раймонда Фуяны установлена над группой скульптур, приобретённых на местных рынках в Кении и Нигерии. Фото: Аликс Лэй.
По мере того, как коллекция Акинтокуна росла и становилась всё более ценной, он искал способы использовать её социальный и финансовый потенциал. Передача права собственности на коллекцию в трастовый фонд стала одним из способов сделать это.
«Это означает, что мои дети смогут продавать работы из коллекции, если им понадобится финансировать деятельность фонда, не только с художниками, но и со спортсменами, студентами и социальными организациями», — объясняет он. «Я всегда хотел, чтобы фонд продолжил свою работу и смог обеспечить себя после моей смерти».
Стремление Акинтокуна к переменам ощутимо. Его коллекционные устремления столь же амбициозны.
«Моя мечта — иметь хотя бы по одной работе из каждой страны Африки, которая действительно определяет эту страну или рассказывает значительную часть её истории, созданной лучшими художниками, которых мы сможем привлечь», — говорит он.
В его списке желаний — нигерийский художник и скульптор Бен Энвонву и американский художник Кехинде Уайли, наиболее известный своими натуралистичными портретами, исследующими уязвимость чернокожих.
«Жаль, что я не купил работу Кехинде…Я узнал об этом шесть или семь лет назад, когда мне впервые предложили это, и сейчас оно просто взлетело до небес», — говорит он. «Мы шутили об этом, когда встретились в прошлом году в Лагосе».
Хотя он по-прежнему осознаёт инвестиционный потенциал коллекционирования произведений искусства, это не влияет на его решения. «Несмотря на тот ранний совет наставника, я никогда этим не занимался», — говорит он. «Я покупаю то, что мне нравится и что вызывает отклик».
«Размышление о тебе» Шеннон Боно. Фото: Аликс Лэй.
Он также мечтает создать постоянную публичную площадку для коллекции, где он мог бы выставлять все работы одновременно. В то же время он занимается следующим важным делом: создаёт публикацию о коллекции, которая также будет доступна в цифровом формате. Он надеется, что она станет «полным каталогом, отражающим историю и историю коллекции».
Для Акинтокуна исследования — ключевая часть работы коллекционера. «Как и на любом рынке, где можно заработать, существует и эксплуатация», — говорит он.
«Важно документировать в цифровом формате истории и происхождение современных африканских произведений искусства, которые исторически были хуже заархивированы, чем западные, чтобы можно было установить их подлинность, найти, выставить и легко получить к ним доступ или изучить в будущем».
Он также стремится знакомить новую аудиторию с африканским искусством. «Многие молодые люди говорят мне, что не знают, с чего начать», — говорит он. «Но вам не нужно знать, с чего начать, вам просто нужно знать, что вы любите».
По его словам, изучение художественных ярмарок — отличный способ отточить свой взгляд. Для этого он часто приглашает молодых коллекционеров или любителей искусства посетить ярмарки вместе с ним, чтобы познакомить их со знакомыми галереями и художниками, которые ему нравятся.
«Я большой поклонник сетей и налаживания связей», — говорит он. «Теперь я вижу себя тем, кто может помочь молодым людям начать свой путь коллекционирования».
Серия TEFAF «Коллекционирование с намерением», представленная совместно с AXA XL, исследует философию частных коллекций, исследует, как коллекционеры формировали свои коллекции, развивали свои интересы и вкус, а также как их коллекции предоставляют возможности для внесения вклада в благотворительность как в мире искусства, так и за его пределами.
Люси Сковелл. Фото Аликс Лэй.
Источник Сегодня 5
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
| Всего комментариев: 0 | |




