Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Жизнь, прожитая с искусством: Томас Ольбрихт о коллекционировании

Жизнь, прожитая с искусством: Томас Ольбрихт о коллекционировании
Жизнь, прожитая с искусством: Томас Ольбрихт о коллекционировании
Жизнь, прожитая с искусством: Томас Ольбрихт о коллекционировании
Жизнь, прожитая с искусством: Томас Ольбрихт о коллекционировании


Томас Ольбрихт со своей собакой Бэнкси перед картиной Джорджа Кондо «Бездомный дворецкий» (2009) из коллекции Ольбрихта. Фото: Пол Мюдерс.

От предметов из коллекции «Вундеркаммер» до современного искусства, Ольбрихт размышляет о более чем пяти десятилетиях своего многопрофильного коллекционирования.

Томас Ольбрихт, коллекционер с юных лет, с пяти лет собирал такие предметы, как игрушечные машинки, спичечные коробки и марки, и именно школа познакомила его с миром искусства. Его самые ранние воспоминания связаны с начальными уроками рисования и учителем, который привил ему неподдельный интерес к рисованию и живописи.

«В какой-то момент я начал рисовать по мотивам таких художников, как Нольде и Франц Марк. Возможно, я продал несколько своих рисунков родственникам, но в конце подросткового возраста понял, что они недостаточно хороши, чтобы стать художником», — вспоминает Ольбрихт.

«Итак, если ты не можешь создавать искусство, что же делать? Ты коллекционируешь».

Он оставил художественную карьеру и выбрал медицину, но жизнь, посвящённая искусству, с тех пор осталась с Ольбрихтом. Другой основополагающий источник его страсти к искусству находился ближе к дому: его двоюродный дед Карл Шрёэр оказал огромное влияние на последующую коллекционерскую деятельность Ольбрихта.

«Мой двоюродный дед Карл Шрёэр был коллекционером произведений искусства и показывал мне свою обширную коллекцию, когда приезжал к нему домой в Дармштадт», — рассказывает он. Его двоюродный дед был коллекционером современного искусства и стал известен как один из первых коллекционеров поп-арта после приобретения коллекции Леона Краушара в конце 1960-х годов, что произвело на Ольбрихта глубокое впечатление.

«Чтобы создать значимую коллекцию, прежде всего нужны страсть, увлечение и смелость коллекционировать. Эта вера, безусловно, передалась и мне».


Создание коллекции

Будучи студентом, Ольбрихт сосредоточился на региональных художниках, чтобы осваиваться на местном арт-рынке.

«Поначалу я испытывал своего рода „страх“ перед посещением галерей, опасаясь, что разговор сразу же перейдет к ценам и приобретению. Но эти регулярные визиты позволили мне постепенно найти свой путь и стать известным среди галеристов», — рассказывает он.

Его коллекция постепенно росла, по мере того как он начал изучать немецкую живопись, а затем и работы зарубежных художников в различных техниках. Ольбрихт вспоминает свой первый визит в Нью-Йорк в начале 1990-х годов как поворотный момент в интернационализации своей коллекционной деятельности:

«Меня попросили предоставить работы из моей коллекции для выставки в Нью-Йорке, для чего я и отправился в город. Этот визит в Нью-Йорк, с его оживленным климатом и обилием галерей, дал мне новую перспективу и увлек меня».

Страсть Ольбрихта к искусству, которую он держал всю жизнь, переросла в обширную коллекцию Ольбрихта, охватывающую произведения искусства с начала XVI века до наших дней, ведомую его особым чувством чуда и широким кругом интересов. Основное внимание он уделяет современному искусству, включая таких художников, как Синди Шерман, Джордж Кондо, Герхард Рихтер и Вольфганг Тильманс. Однако он считает себя «универсальным» коллекционером и приобретает для своей коллекции работы из самых разных медиа, художников и эпох, исследуя такие экзистенциальные темы, как жизнь, любовь, быстротечность и смерть. В коллекции также представлены вазы в стиле французского модерна, африканские скульптуры и романтические пейзажи, но особое место занимает коллекция предметов из коллекции «Вундеркаммер / Wunderkammer» Ольбрихта.

Ольбрихт начал собирать предметы из коллекции «Вундеркаммер» после посещения выставки TEFAF в Маастрихте, где разнообразная экспозиция произведений искусства – от античности до современного искусства – открыла мне дорогу к открытиям.

«В начале 2000-х, когда я бродил по ярмарке, я наткнулся на стенд Кунсткамеры Георга Лауэ, где были представлены маленькие черепа, скелеты и другие предметы, напоминающие о смерти. Меня сразу охватило изумление; я не мог не приобрести несколько из этих предметов. Всё прошло так быстро, что двое моих друзей, присоединившихся ко мне в тот визит, даже не заметили, как я что-то купил», – рассказывает Ольбрихт.

С тех пор арт-дилер и коллекционер поддерживают дружбу, которая длится и по сей день. Они вместе создали одну из важнейших частных коллекций предметов «Вундеркаммера», подражая княжеским кунсткамерам эпохи Возрождения и барокко.
 

Работы Нот Витала, Йозефа Альберса, Ханса Хартунга, Марка Райдена и Жермен Ришье, среди прочих, из коллекции Ольбрихта. Фото: Пауль Мудерс.

Ольбрихт, коллекционирующий произведения искусства почти пять десятилетий, признает, что, несмотря на прочные отношения с арт-дилерами, право выбора и решения о том, что попадёт в его коллекцию, остаётся за ним.

«У меня нет советников в традиционном смысле. С течением времени, конечно, меня часто информируют о доступных работах. И когда меня интересует какое-то произведение искусства, я спрашиваю их мнение. Однако окончательное решение о том, что приобретать, принимаю я», — объясняет Ольбрихт.

Он позволяет себе руководствоваться чувством удивления и восхищения, а не целью «закончить» свою коллекцию.

«Есть части моей коллекции, которые я стремлюсь завершить, работы, для которых можно составить полное представление, например, издания графики Герхарда Рихтера или моя коллекция марок. Однако, как правило, это не так. Все произведения искусства существуют отдельно, я не стремлюсь приобрести что-то, чего „не хватает“ в коллекции. В основе любого приобретения лежит страсть», — объясняет Ольбрихт.

«Нужно ли мне „владеть“ некоторыми работами из моей коллекции? Нет. Однако мне нравится смотреть на них и взаимодействовать с ними, и это главное».

Ольбрихт также считает себя «динамичным» коллекционером, который постоянно меняет своё место в коллекции, а это означает, что не все приобретения остаются в его коллекции.

«Это одновременно моя страсть и моё страдание», — отмечает Ольбрихт. «Не все произведения искусства остались в моей коллекции, что иногда обидно, но если бы я оставил всё, я бы не смог продолжать коллекционировать таким образом. И я просто не могу от этого отказаться».

 

Страсть и миссия

Основа деятельности Ольбрихта как коллекционера — делиться своей страстью к искусству, чем он занимается уже более трёх десятилетий.

«В 1990-х годах я временно управлял небольшой галереей в Эссене, которая родилась из стремления поделиться своим увлечением искусством. Я хотел поделиться с другими этим чувством того, что значит заниматься искусством и даже приобретать произведения искусства, и мы организовали несколько захватывающих выставок с такими художниками, как Герхард Рихтер, Синди Шерман и Чепмены».

С тех пор Ольбрихт продолжал открывать свою коллекцию для публики, что привело к созданию Фонда Ольбрихта в 2010 году. Основанный Ольбрихтом и его женой Клаудией, фонд стремится продвигать и пробуждать общественный интерес к искусству, особенно к современному искусству. Это вылилось в создание специальной коллекции и выставочного пространства в Берлине с 2010 по 2020 год,  Me Collectors Room.

«Я основал Collectors Room с той же целью, что и галерею в 90-х: я хотел соединить людей с искусством, позволить им взаимодействовать с работами и способствовать увлечению искусством. Меня не волнует, если людям не нравится то, что я собираю, главное, чтобы это вызывало диалог», – делится Ольбрихт, подчеркивая философию коллекции: глубокое понимание способности искусства удивлять и пробуждать новые взгляды на мир.

За десятилетие своего существования Me Collectors Room организовал более 42 выставок и представил постоянную экспозицию предметов из коллекции Wunderkammer. Один из основных принципов фонда – пробуждение интереса публики к искусству – заключается, в частности, в поощрении игрового взаимодействия с искусством у детей и подростков – дела, близкого сердцу Ольбрихта. Me Collectors Room включал в себя обширную образовательную программу:

«На пике своего развития мы сотрудничали с пятью местными школами, которые приезжали к нам и участвовали в нашей образовательной программе, поскольку у самих школ не было такой возможности», – объясняет Ольбрихт.

Кроме того, коллекционер разработал идею «мобильной Wunderkammer», которая привела к созданию корабля Wunderkammer – передвижного музея, который курсировал по водным путям Берлина и Бранденбурга и предлагал междисциплинарную образовательную программу. Презентация исторических предметов из коллекции Ольбрихта.
 

Придворный кабинет начала XVII века с домашним алтарём из Аугсбурга из коллекции Ольбрихта.

Фото: Пауль Мудерс.

После закрытия берлинского выставочного пространства часть предметов из коллекции «Вундеркамера» Ольбрихта теперь находится в долгосрочной аренде в музее Фолькванг в Эссене.

«Со студенческих времён Эссен — мой родной город. Я знаю коллекцию музея досконально. «Мне очень приятно иметь возможность делиться своей коллекцией таким образом, и я очень рад, когда сам нахожусь в музее, делиться с посетителями своими впечатлениями и историями о произведениях искусства», — говорит Ольбрихт.

Фонд также поддерживает программу резиденций музея Neue Folkwang, которая ежегодно предоставляет два места иностранным художникам сроком на пять месяцев, и продолжает поддерживать интерес детей к творчеству и  искусству при поддержке двух местных школ.

Ольбрихт также продолжает делать свою коллекцию доступной публике через выставки. В этом его поддерживает Сара Зондеркамп, куратор коллекции Ольбрихта, которая курирует документацию и международную программу заимствования произведений из коллекции — последней из них была выставка Perfect Match.

Сейчас, в свои 70 лет, Ольбрихт стремится к тому, чтобы его коллекция постепенно уменьшалась, но оставалась высокой по качеству и значимости. Новым коллекционерам, ищущим свой путь на рынке искусства, он советует не торопиться, «удивляться, открывать, понимать, а затем приобретать».

«Страсть всегда подразумевает, что если не действовать немедленно, то больше никогда не сможешь получить конкретную работу. Возможно, так и есть, — отмечает Ольбрихт.

— Но другие работы появятся. Я считаю крайне важным не торопиться, изучать и вникать в широкий спектр искусства, а также вкладываться в изучение того, что вы смотрите. И, взяв это за основу, найти то, что приносит вам радость».

Шейенн Верен

Оцените материал: 5.0/1

  Источник  Сегодня 5 admin 
искусство, картина, Коллекционер, коллекция
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar