Эти люди в детстве явно не доиграли. Речь о моделистах. Хотя то же самое можно сказать обо всех остальных, включая нас с вами, ибо наиграться в детстве на всю жизнь невозможно. Более того, как раз те, кто в солидном возрасте сторонится каких-либо игр, в детстве и не доиграли – не впитали с молоком матери вкус к играм, не развили в должной степени свою фантазию, не научились воображать то, чего на самом деле нет. А у нормального человека с этим все в порядке – с воображением и с умением совмещать реальность с мечтой.
Моделизм – это целая вселенная. Для начала разберемся с базовыми определениями. Как непрофессионал в этом деле, я отнес к моделизму два родственных на мой взгляд увлечения – собственно, изготовление моделей, как уменьшенных копий реальных объектов (строений, элементов ландшафта, технических устройств и механизмов), и использование (включая и коллекционирование) уже готовых моделей, продающихся в магазинах. Первое – вид технического творчества, второе - игра.
Есть и промежуточные стадии – сборка моделей из готовых комплектов, изготовленных промышленным способом, и совершенствование, глубокая переделка законченных конструкций, которые продают в магазинах.
Ясно, что заядлые моделисты именно здесь презрительно отвернутся – мол, смешиваешь то, что смешивать ни в коем случае нельзя. Но я опираюсь на собственный опыт. Когда-то в далеком (очень далеком) детстве я взял в руки инструменты, чтобы «облагородить» миниатюрную железную дорогу немецкого производства. И впервые в жизни выстроил нечто вроде вокзала – из кусочков фанеры и обрезков картона. Занятие настолько мне понравилось, что второй моделью стала парусная яхта (собранная, впрочем, из покупного набора деревянных деталей). Но это так, досужие воспоминания.
И все же в этом гипотетическом объединении есть смысл. Моделизм – мир миниатюры и даже вид спорта со своими соревнованиями и регалиями. Существуют национальные федерации, проводятся чемпионаты по стендовому моделизму, по радиоуправляемым моделям-копиям и многим другим видам моделирования – с одной стороны. А с другой – состязания по управлению миниатюрными самолетами и вертолетами, воздушные бои, гонки автомобильных и судомоделей, в которых используются модели промышленного производства.
Путь к увлечению моделизмом – именно как к виду технического творчества – всегда лежит через игру. К серьезному мы приходим через несерьезное. И не в детстве это происходит (в детстве любая игрушка представляется взаправдашним самолетом или танком), а позже.
Чтобы понять это, достаточно взглянуть на публику, посещающую магазины для моделистов. У прилавков вполне взрослые люди (чаще молодые). Детей мало – ведь инструменты, детали, комплекты для сборки и готовые модели, продаваемые в этих магазинах, стоят немалых денег (посмотреть на эти недетские цены можно в одном из таких магазинов ).
А вот пример из собственного опыта. В детстве я получил роскошный подарок – железную дорогу, которую я упоминал выше. Я даже помню имя производителя - Pico. Вещь бесподобная… Так вот, спустя пару часов после вручения подарка мы с друзьями уписывали за обе щеки испеченный мамой пирог. Потом матушка поманила нас, десятилетних детей, в другую комнату. Мы потихоньку вошли. На полу, прямо на потертом ковре, веером возлежали солидные толстые дяди – отцы моих друзей. Был среди них и мой папа. А по полу по крошечным рельсам бодро разъезжал состав из маленького тепловоза и трех грузовых платформ. На платформах возвышался небольшой бутерброд, который мой отец отправлял по железной дороге своему другу Борису Федоровичу, чтобы тот мог закусить только что выпитую рюмочку.
Кто там был - в этой комнате? Доктор математики, профессор университета. Экономист с именем и безупречной профессиональной репутацией. Известный киносценарист. Горный маркшейдер. Заместитель директора угольной шахты. Русский поэт. Самому младшему сорок пять лет. Самому старшему – шестьдесят четыре года… Они так увлеклись игрой, что, раздувая щеки, гудели и пыхтели, помогая тепловозу тащить этот бутерброд. И мы, их сыновья, потихоньку удалились – не стали мешать отцам играть в наши игры.
Фирма Pico живет и процветает по сей день . Масштабные модели ее производства можно купить в России – и целые комплекты, и отдельные наборы путей, строений, деревьев. А также электровозы, тепловозы, паровозы, вагоны. Стоит, конечно, немерено – но и в годы моего детства эти «игрушки» стоили приличных денег (настолько приличных, что за один такой комплект родителям нужно было отдать добрую половину месячной зарплаты, да при этом еще поискать его в магазинах).
Моделизм это или не моделизм? Если приобрести комплект ради собственно игры, то вряд ли. А если задастся целью воссоздать в миниатюре пейзаж реальной эпохи, сочетая готовые модели с изготовленными вручную ландшафтными макетами, крошечными автомобилями, семафорами, вокзалом? Где та грань, что отделяет моделиста от коллекционера, а коллекционера - от игрока?
Между тем железнодорожный моделизм во всех его проявлениях целая наука или… вид прикладного искусства? Неудивительно, что больше об этом виде моделизма можно прочитать на сайте настоящих железных дорог . А на на сайте Modelsworld.ru собрана целая коллекция интереснейших статей по железнодорожному моделизму.
# # # #
Совершенно недоступный в годы моего детства вид увлечения, который, на мой взгляд, имеет отношение к моделизму – управление миниатюрными летающими моделями самолетов и вертолетов. О популярности этого занятия говорит тот факт, что крошечные вертолеты с электрическими двигателями сегодня продают даже в салонах сотовой связи – как игрушки для «офисного планктона» (да не обидится уважаемый «планктон», я отношу к этому славному сообществу и себя). То есть это явно забавы для взрослых, хотя никто не запрещает купить такую штуку своему ребенку (и все равно поиграть в неё самому).
Нет, это еще не полноценные модели, позволяющие покорять небо и отрабатывать фигуры высшего пилотажа. Модель вертолета – с двигателем внутреннего сгорания, со всеми необходимыми элементами управления – очень непросто изготовить самостоятельно, но и купить накладно. На уже упомянутом выше портале Modelsworld можно увидеть , что готовые модели вертолетов с ДВС стоят «как чугунный мост», да еще и не всегда бывают в продаже. Что в общем-то понятно – товар не самый востребованный, на любителя или даже для специалиста (по пилотированию моделей).
Намного доступней готовые модели самолетов . Этот вид моделизма проще и при самостоятельном конструировании. Маленькие самолеты легче пилотировать, но для этого приходится искать более просторные площадки. Если вертолет можно запустить, скажем, в парке, то для запуска радиоуправляемой модели самолета с силовой установкой ДВС нужно выбраться за город и подыскать более-менее просторную поляну, которую можно использовать для взлета и посадки модели. Подробней о конструкции и тонкостях пилотирования радиоуправляемых моделей самолетов можно прочитать на том же портале.
# # # #
Оставим спорную категорию «моделирования без моделирования» и обратимся к «чистому» конструированию миниатюрных моделей различных видов техники. Первым, с чем мы встречаемся в детстве, то есть наиболее доступным видом технического творчества такого плана можно считать бумажный моделизм.
Сегодня для этого вида прикладного творчества наступили золотые времена – несколько издательств регулярно выпускают наборы бумажных «выкроек», сопровождаемых пошаговыми инструкциями по изготовлению моделей. С одним из таких издательств (украинских) можно ознакомиться на сайте Papermodeling.net . Портал, скажем так, «не шибко живой», но представление составить можно.
Другое, достаточно детальное руководство по бумажному моделированию судов можно прочитать здесь . Из него становится ясно, что бумага не такой простой материал, каким кажется на первый взгляд.
# # # #
Модель из бумаги, как правило, лишь первый шаг к более глубокому освоению технологии стендового моделизма (то есть к изготовлению нелетающих, неплавающих, недействующих моделей, в которых точно воспроизводится лишь внешний вид прототипа). Кстати, именно стендовый моделизм ближе всех прочих видов этого ремесла к искусству. Модель на подставке – это и художественная миниатюра, и украшение интерьера, и экспонат самодеятельного музея.
Стендовый моделизм достаточно популярен в России, имеет собственную периодику (взгляните на каталог русскоязычных журналов по этой теме, а заодно и на другие товары магазина – для моделиста там много любопытного и полезного).
Что касается сайтов, из более-менее любопытных можно назвать портал Rumodelism.com (к сожалению, остановившийся в развитии). Ну и, пожалуй, еще сайт Modelmaster.ru , посвященный стендовому моделизму, на котором можно найти небольшую подборку познавательных материалов. На этом и остановимся, поскольку ресурсов, посвященных моделизму, в Рунете предостаточно, но действующих и пополняемых – единицы…
# # # #
Стендовый моделизм тоже можно разделить на несколько видов. Самыми доступными видами являются описанное выше бумажное моделирование и сборка стендовых моделей из готовых наборов пластмассовых деталей.
Второе требует минимума усилий, нужно лишь аккуратно вырезать детали из общей отливки, склеить их по прилагаемому чертежу, а потом раскрасить (клей и краска входят в набор). Промышленностью самых разных стран (в Россию в основном поставляются китайские наборы, но есть и отечественные) выпускаются комплекты по сборке стендовых масштабных моделей самолетов, наземной боевой техники и кораблей. Из-за доступности подобные комплекты для самостоятельной сборки хорошо подходят для детского творчества.
А что касается «настоящего» стендового моделизма, то это очень обширная и сложная тема. Моделист – это и историк, и мастер-миниатюрист, и художник, причем в едином лице. Посмотрите, какие книги издаются по этой теме! Одна из них давно стала библиографической редкостью (несмотря на несколько переизданий) и настоящей Библией стендового моделиста. Речь о книге О. Курти «Постройка моделей судов . Энциклопедия судомоделизма». Именно она в свое время вызвала у меня живой интерес к моделизму, хотя он и не получил практического воплощения. Не каждый о себе может сказать – «золотые руки». И я врать не буду.
Фото с http://transphoto.ru