Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Завершена оцифровка 12 фотоальбомов, запечатлевших Русско-турецкую войну 1877–1878 годов.



 В ЦЕНТРАЛЬНОМ государственном архиве кинофотодокументов завершена оцифровка 12 фотоальбомов, запечатлевших Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. Для России наследие той войны, которую также принято называть Балканской, не исчерпывается героическими сражениями на Шипке и под Плевной и освобождением братьев-болгар от османского владычества, которому поспособствовал, в том числе, и талантливо воспетый Акуниным Эраст Фандорин. Ведь в нашей стране война 130-летней давности стала второй в истории, задокументированной фотографами.

  И если Крымскую войну снимали в основном англичане, а практически все дошедшие до нас работы ограничивались фотопортретами военных либо обширными панорамами театров боевых действий, за два с лишним десятка последующих лет фототехника сильно шагнула вперед. Поэтому болгарское освобождение оказалось зафиксировано на фотобумаге, на негативной пленке и на стеклянных пластинах гораздо шире. Здесь и маршевые порядки, и генералы в полковых блиндажах, и раненые в мобильных лазаретах, и санитарные поезда.

  Следует отметить, что все это – так называемые постановочные кадры, персонажи которых позировали фотографам специально. Ведь в 1870-х годах фотомастеру, покидавшему свою стационарную лабораторию, требовались повозка и как минимум одна выносливая лошадь, чтобы перемещать все необходимое оборудование. Трудно предположить, что среди профессионалов фокуса и объектива нашлись бы безумцы, выезжавшие с подобным «спектаклем» на передовую во время боев. А военным, даже овладевшим к тому времени премудростями фотоискусства, конечно, было не до фотохроники…

  Пользуясь случаем, Государственный музей современной истории России впервые представил публике один из дюжины военных фотораритетов – альбом «Забалканский поход» харьковского энтузиаста-хроникера Иванова. Вместе с этими снимками экспозицию составили кадры не менее редкие, сделанные придворным фотографом румынского князя Кароля I Душеком. Работы Душека принадлежат частному коллекционеру из Болгарии Бырличу Маджуранису, а к нам они приехали благодаря титанической организационной работе варненского историка Борислава Дряновски и софийского музейного работника Иво Хаджимишева.

  – В силу своего статуса Душек обладал доступом к высшему командованию союзных славянских армий, – говорит заместитель директора Музея современной истории России Тамара Казакова. – Благодаря ему в архивах сохранились военные снимки не только нашего царя, но и великих князей: престолонаследника Александра Александровича, его младшего брата Сергея Александровича и главнокомандующего Дунайской армией Николая Николаевича, а также генералов Струкова и Гурко и гражданского коменданта в освобожденных землях князя Черкасского.

  До москвичей с этой уникальной экспозицией уже успели познакомиться саратовцы, саранцы и нижегородцы. Ведь в России только что завершился Год Болгарии. А, как мы уже замечали, не будь 130 лет назад балканской победы – не было бы, скорее всего, не только акунинского «Турецкого гамбита», но и самой Болгарии…
 «Вечерняя Москва» ,  Дмитрий АНОХИН

Оцените материал: 0.0/0

    16.12.09 1100 antikvarius 
музей, коллекционер, фотографии
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar