Роскошные платья и шляпки, флаконы духов, крошечная пудреница, веера и перчатки – вот из чего, как в детском стихотворении Маршака, были сделаны томные, бледные и романтичные барышни конца XIX – начала XX века.
Представлены эти любопытнейшие экспонаты на выставке "В дымке Серебряного века". Экспозиция, открывшаяся в Центральном музее Тавриды, "приехала" в Крым из Ростовского областного музея краеведения, крупнейшего на юге России.
Как подчеркнула на открытии замдиректора ЦМТ по науке Елена Вишневская, эта выставка – плод двухлетнего налаживания межмузейных контактов.
Солидарна с ней и директор Ростовского областного музея краеведения Галина Куликова:
– Мы уже год работаем с музеями Крыма и, думаю, у нас очень много общего. Даже музейные коллекции очень похожи! Когда мы походили по залу археологии, почувствовали: мы дома! Но сегодняшняя выставка – особенная, это рассказ о хрупком мире женщины конца позапрошлого – начала прошлого века.
На церемонии открытия гости и хозяева, как водится, обменялись подарками. Галина Куликова преподнесла директору музея Андрею Мальгину ростовское шампанское (просто отменное!), взамен же получила уникальное издание – копию знаменитого альбома Фёдора Гросса с видами Крыма.
Однако даже изысканный букет шампанского не смог затмить великолепную экскурсию, которую провела для прессы учёный секретарь ростовского музея Татьяна Абрамова. Татьяна Никитична виртуозно подчинила более двухсот представленных на выставке подлинных экспонатов из фарфора, металла, дерева, одежду и аксессуары, вышивку, кружево, открытки и фотографии единой теме – чеховской "Даме с собачкой".
"Уголок" Дмитрия Дмитриевича Гурова, героя курортного романа – цилиндр, саквояж, котелок и вошедшие в моду в конце XIX века съёмные воротнички и манжеты – почти утонул в дамском мире. Утреннее дезабилье, кружевные накидки, ночной чепец, который приличная дама всегда надевала в супружеской постели, дабы не щекотать мужа локонами. Кажется, перед нами – сама слабость, нежность и беззащитность. Однако, взглянув на увесистый корсетно-бельевой арсенал, понимаешь: французская пословица "Чтобы быть красивой – нужно страдать", не была для наших прапрабабушек пустым звуком. Впрочем, попробуйте сами затянуть талию до тогдашних параметров в 42–45 сантиметров – и всё поймёте.
Нелегко давалась румяным россиянкам и модная аристократическая бледность. Чтобы достичь вожделенного цвета лица, дамы пили уксус и тоненькой кисточкой рисовали на лице и шее синие жилки… Завивали ресницы, жгли волосы горячими щипцами, чтобы придать причёске пышность, подкладывали шиньоны, а напоследок прикалывали огромные шляпы-"корзины" со страусовыми перьями длинными острыми булавками. После этого дамы отправлялись с визитами или за покупками. Кстати, отправляться по магазинам было принято только с мужем или мужчиной-родственником – оплачивать покупки самой считалось моветоном. Для "дневных" выходов кавалеры надевали так называемую "визитку", а дамы блузку с пышной "голубиной" манишкой, жакет и вошедшую тогда в моду узкую юбку, имевшую тридцать сантиметров в подоле. Действительно, семенить в таковой без мужской поддержки было весьма проблематично.
Вечерний поход в театр тоже был испытанием. Дневной туалет сменяло нарядное платье из шуршащей тафты и лайковые перчатки, которые можно было снять только дома. Всё это великолепие окутывал запах духов, которые дама выбирала один раз и на всю жизнь. Любимым ароматом благоухал и тогдашний "дезодорант" – саше, крепившееся под мышками.
Иногда дамы пускались в путешествие – как та самая Анна Сергеевна фон Дидериц из "Дамы с собачкой". Её верными спутниками были книги, подсвечник и, конечно, малюсенькая пудреница – именно тогда родилось выражение "попудрить носик".
Двадцатый век принёс с собой отказ от корсетов, купальные костюмы и раскрепощённость. Шляпки стали меньше, платья – легче, перчатки сменили невесомые митенки без пальцев, в которых вполне можно было отобедать на летней террасе, а бледность – золотистый морской загар. Ну как не написать мужу о том, как ты прекрасно устроилась в Ялте, а задушевной подруге – о головокружительном курортном романе? Свидетели тех далёких лет – подлинные письма, а также открытки с видами курортов, пухлыми детишками, кошечками и цветами американца Фишера, роскошными красавицами, ставшими первыми в истории фотомоделями британца Гибсона, в изобилии представленные в ростовской экспозиции.
Рассказывать об этой удивительной, домашней и даже несколько интимной выставке можно бесконечно, однако лучше увидеть её самому, прикоснувшись к миру Серебряного века, рождавшего великих поэтов, музыкантов, художников и очень ярко проявившегося и у нас в Крыму.
29.11.16 1863
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |