В музее «Рижская биржа» открылась выставка «Фаберже»
В Большом зале выставлены 43 экспоната: это работы мастеров ювелирного дома Фаберже XIX - начала XX века, предоставленные тремя российскими музеями, Латвийским национальным художественным музеем и частным коллекционером из Латвии. Черепаха из нефрита, чашка из агата, кубок из кокоса, яйцо из стекла - это все Фаберже!
Пять месяцев ушло на реализацию проекта, но его идея вынашивалась пять лет. Стараниями директора ЛНХМ Мары Лаце, директора музея «Рижская биржа» Дайги Упениеце и целой команды музейных специалистов из Риги и Москвы в Латвии впервые проводится выставка, знакомящая с многообразием изделий всемирно известной династии ювелиров и русских мастеров, работавших на имя Фаберже.
О выставке «Фаберже» в этих стенах мечтала архитектор Ласма Маркова, отвечавшая за проект реконструкции и реставрации «Рижской биржи». Она-то и выступила автором оформления экспозиции. За дверями Большого зала посетители оказываются в салоне, похожем на те, что были в ювелирных домах Фаберже в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне в конце XIX - начале XX века. Уютный уголок у камина приглашает устроиться на мягком диване и при свете настольной лампы полистать художественные альбомы, посвященные Фаберже. В полумраке зала под стеклом тумб-витрин выставлены экспонаты, общая ценность которых не афишируется. Разумеется, они застрахованы на очень солидную сумму, но и ее размер - секрет. Как известно, фирма Фаберже специализировалась на изделиях из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, поделочных камней - природных ископаемых Российской империи с Урала и из Сибири. Но ювелиры не гнушались не типичных для ювелирного искусства материалов - разноцветного стекла или скорлупы кокосового ореха, которые покрывались искусной гравировкой или резьбой.
- Когда в 1880 году ювелир Густав Фаберже начинал свой бизнес в городе на Неве, это была рядовая ювелирная мастерская, поскольку ювелирное искусство в XIX веке было очень развито и достойных образчиков было достаточно. Но ему удалось объединить мастерство, талант организатора и энтузиазм. То, что делал Фаберже, было интересно всему обществу и сильным мира сего - семьям монархов в частности. Широкий ассортимент и новизна, фирменные салоны в домах, где жили и работали сами мастера, отличали бизнес Фаберже от бизнеса его коллег-ювелиров. Ювелирное искусство - всегда дорогое и красивое, но вот изящным оно является не всегда и очень редко выходит на передовую художественного процесса. Фаберже сумел сделать так, чтобы всегда быть на острие атаки, в авангарде искусства. Возможно, философия и дух Фаберже обязаны балтийскому стилю и изяществу, ведь история рода Фаберже связана с Балтией, - рассказал на открытии выставки директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Александр Сысоенко.
По задумке организаторов выставка представляет два направления Фаберже: это уникальные ювелирные изделия, делавшиеся на заказ, и утилитарные вещи высокого стандарта качества и дизайна для использования в быту, а именно: столовое серебро (кубки, ложки для салата и компота с фарфоровыми черенками и фамильными вензелями), хрустальные вазы для фруктов и графины в серебре, вазочки для десерта.
Благодаря продуманному расположению и специальной подсветке каждый из экспонатов заиграл всеми своими гранями в прямом и переносном смысле. Даже московские гости удивились, какие, оказывается, красивые вещи хранятся в их музеях.
Шесть экспонатов предоставил Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Среди них - шкатулка «Черепаха», сделанная известным петербургским мастером Михаилом Перхиным из цельного куска нефрита, настольная электрическая лампа в виде колонны из родонита, хрустальная фруктовница и другие.
Пять предметов дал для рижской выставки Музей минералогии им. А. Ферсмана. В том числе центральный экспонат экспозиции - незавершенное пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», датируемое 1917 годом. Как рассказал директор музея Виктор Гаранин, продолжатель дела отца и деда Агафон Карлович Фаберже перед тем, как в 20-е годы покинуть Россию, некоторые изделия ювелирного дома отдал академику А. Ферсману - в один из старейших музеев Санкт-Петербурга (в 1934 году вместе с Российской академией наук он переехал в Москву). Так последний шедевр из императорской коллекции пасхальных яиц осел в музейном хранилище и в разобранном виде пролежал в коробке до 2005 года, пока с помощью работника Гохрана не открыли его миру, сопоставив архивную зарисовку с оригиналом.
Яйцо из двух половинок из ярко-синего кобальтового стекла покоится на основании из матового хрусталя в виде облаков. На яйце выгравировано созвездие, под которым родился сын Николая II цесаревич Алексей (с соблюдением всех масштабов и пропорций звездного неба на конкретную дату). Задумывалось, что на месте звезд будут алмазы, а держать яйцо - небесный свод будут ангелы, но ювелир не успел завершить работу. Нет отделки из драгоценного металла, тайной остался и секрет яйца. Возможно, верхняя его часть с созвездием должна была вращаться по кругу. Была мысль уже в наши дни закончить начатое 90 лет назад, но сделать этого не разрешили. Реконструкция лишила бы этот уникальный предмет его исторической ценности. Год ушел на доказательство подлинности экспоната. И только в этом году московский Музей минералогии достал «Созвездие цесаревича» из сейфа и выставил на всеобщее обозрение в своей постоянной экспозиции.
Обратите внимание и на кофейную чашечку из агата. Диву даешься, как можно было вырезать из цельного куска камня чашечку с почти прозрачными стенками! По-своему роскошна и хрустальная ваза, украшенная самоцветами, удивительная огранка которой при подсветке создает ощущение сияния, исходящего из вазы.
Из Москвы прибыли еще полтора десятка экспонатов - из коллекции Государственного исторического музея: герб Ярославля - подарок императору, крест-тельник на цепи, портсигар из мастерской М. Перхина, пепельница в виде сказочной рыбы, миниатюра с портретом княгини З. Н. Юсуповой и др.
Свой скромный вклад в экспозицию внес и наш Национальный художественный музей - это три графина из цветного хрусталя, отделанные серебром, в стиле арт-модерн. Интрига выставки - 12 предметов столового серебра, собственность латвийского коллекционера. Его имя не называется. На это есть основания - его коллекционным приобретениям может позавидовать любой музей мира. Чего только стоит бульотка в стиле Людовика XVI - изящная посудина с краником и нижним автономным подогревом для подачи бульона. Или изящная икорница в форме кочанчика цветной капусты и улиткой на нем. Или настольная зажигалка в виде обезьянки, на кончике хвоста которой - фитиль.
28.03.12 2326
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |