– Проходите-проходите, вспомните, как мы жили в СССР, – пригласил нас Сергей Нежельченко, директор Музея советской эпохи, открывшегося на Полюстровском проспекте, 59, под одной крышей со Смольным институтом. – Это первый экспозиционный зал, но он будет расширяться – есть еще 5 тысяч кв. метров.
Мы еще не рассмотрели экспонаты, а на память уже пришли стихи из далекого советского детства: «Из зала в зал переходя, здесь движется народ. Вся жизнь великого вождя передо мной встает…» Но новое учреждение меньше всего напоминало
«Мы решили создать
Наш музейный путь начинается… с часов обратного хода. Отсчет идет с 91-го года, затем «перестройка», «застой», «оттепель», первый полет человека в космос, Великая Отечественная, коллективизация и так до февраля 17-го. Нас заинтересовал листок со статистическими данными о вводе жилья: в 90-е годы – в стране строили 61,7 млн кв. метров, хотя до этого начиная с 1956 года в СССР ежегодно сдавали более 100 млн кв. метров, теперь же, по данным Минстроя
Заинтересовал и раритет: кувалда со штампом 26-го года и надписью: «СССР». А рядом – стенд с фотографиями первых председателей совхозов и текст военной присяги, утвержденный Сталиным 23 февраля 1939 года. Там же и карманная книжка «Даниил Галицкий», изданная в 1944 году, – ее раздавали солдатам в окопах для поднятия боевого духа.
Уникальные вещи: первый советский бронежилет 1944 года, пробитый пулей, но спасший жизнь бойцу, портсигар 1945 года, который выдавался фронтовикам-победителям. В конце зала – Красное знамя 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии…
«Мы передали музею скульптуру Ленина, хранящуюся у нас в офисе на 2-й Советской, и дальше будем помогать экспонатами, – рассказала «Вечёрке» руководитель фракции КПРФ в ЗакСе Ольга Ходунова. – Любой
Сергей Нежельченко признается, что недавно давал объявление о наборе экскурсоводов в
Директор ставит пластинку в патефон 1936 года, сделанный на Ленинградском граммофонном заводе, и звучит танго 30-х годов. Вообще среди экспонатов превалирует техника – может быть, оттого что сам Сергей Нежельченко – технарь, окончил Электротехнический институт имени Бонч-Бруевича. Он отреставрировал корпуса приемников, специально подбирал механику, электронику, чтобы все работало. И все работает. Крутится первый катушечный портативный магнитофон, вертятся на советском проигрывателе пластинки с молодыми Ротару и Пугачевой, показывает первый советский телевизор, бреет электробритва, «говорит» уникальный транзисторный радиоприемник «Нарочь» – такого уже нигде не найти, их было выпущено всего 50 штук. А вскоре, обещает директор, среди экспонатов появится проектор, который будет демонстрировать на кинопленке живого Ленина…
Чего только не увидишь в витринах: анилиновые красители, театральный грим, марки, значки с еще теми – Алыми парусами, Микки-Маусом, Волком из «Ну, погоди!». Паспорта, партбилеты, советские деньги в количестве нескольких зарплат, жетоны
Гордость музея – комната советского фарфора, сделанного на бывшем Корниловском заводе, который славился своей продукцией еще в царское время. Сейчас это Полюстровский фарфоровый завод «Пролетарий», который выпускает… изоляторы для ГЭС.
«Мы предоставляем музею помещение безвозмездно и бессрочно, – говорит проректор Смольного института доктор исторических наук Виктор Казанцев. – Но рассчитываем выиграть грант и отремонтировать пустующие верхние этажи – там могут работать технические кружки. Надеюсь, сюда будут приходить и школьники, и студенты, и все те, кто заинтересован узнать историю нашего прошлого».
Людмила Клушина, vecherka-spb.ru
11.03.17 2117
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |