В Омске выставка костюмов императорских театров
В парке «Россия – моя история» до конца марта работает выставка костюмов императорских театров из частного собрания Виталия Дудоладова – коллекционера из Выборга, который теперь живёт в нашем городе и называет себя омичом. Эта одежда – свидетель исторических событий и хранитель памяти о великих людях прошлого.
Кольчуга. Последний бал империи
В Зимнем дворце 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года состоялся грандиозный великосветский маскарад, вошедший в историю как «Последний бал Романовых». Вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени». Снимки с этого бала дошли до нашей эпохи, благодаря чему Виталий Дудоладов и утвердился в версии, что невзрачная кольчуга, подаренная ему реставраторами, – та самая, которую надевал барон Мейнедорф. На выставке представлены и сама кольчужная рубаха, и фотография барона в этом наряде.
– Для театра такие вещи не делают, очень серьезная обработка. Чтобы сделать такую конопляную веревку, ее надо было держать три года в проточной воде, потом вымочить в масле. Кроме того, каким-то невообразимым образом ее сделали гладкой снаружи – тот самый вариант, когда клинок должен не рубить, а соскакивать. Это боевая одежда, и думаю, что она попала в театр как раз после бала, потом она играла в постановках 1911 года. Для маскарада 1903 года много предметов было взято из Оружейной палаты, вероятно, и кольчуга оттуда же, а потом ее просто не вернули. Почему я убежден, что это именно та самая кольчуга, которую надевал во время бала генерал? Случайно наткнулся на его снимок, когда стал искать информацию в интернете по запросу «театральная кольчуга». Шов на левом рукаве и плечи сразу привлекли мое внимание – на этой кольчуге они абсолютно такие же, как на фотографии Мейендорфа. Кроме того, с обратной стороны сохранились клепки, на которые крепились металлические детали лицевой части одежды, а в подоле до сих пор торчит несколько ниток – ими, по всей видимости, и была пришита окантовка, которую видно на фотографии.
Кафтан. Любимый певец Михаила Булгакова
Оперный бас Лев Сибиряков (1869 или 1870–1938) обладал превосходными вокальными данными. Михаил Булгаков, в юности сам мечтавший об оперной карьере, увлекался пением Сибирякова и, будучи гимназистом, хранил его фотокарточку на своем столе. «Сибиряков, «Царская невеста» – так гласит надпись на пожелтевшей нашивке с внутренней стороны кафтана, представленного в экспозиции, она подкреплена печатями императорского театра. Этот кафтан попал к Виталию случайно: приятель наткнулся на сайте частных объявлений на информацию о продаже мундира. Опытный взгляд коллекционера сразу разглядел в фотографии театральный костюм, пять дней до встречи с продавцом переживал, что кто-то другой перехватит заказ. Костюм, в котором легендарный артист пел партию Собакина из оперы «Царская невеста», обошелся Виталию в 20 тысяч рублей.
– Костюм был в жутком состоянии, а сейчас выглядит хорошо: его и еще несколько других платьев я отправлял в Англию на чистку, реставрацию и экспертизу по установлению подлинности, – говорит коллекционер. – Там готовится выставка, и англичане сами попросили прислать именно этот костюм: Сибиряков гастролировал в Лондоне и Бостоне, и они нашли у себя снимки артиста в кафтане Собакина. Личность Сибирякова интересна еще и тем, что сохранились его граммофонные записи, и мы можем услышать, как звучал голос артиста, выступавшего в этой одежде на сцене.
После реставрации одежда вернулась в Омск, поскольку она нужна была для выставки, которая по завершении отправится в Пермь, а затем в Санкт-Петербург. В Англии осталось только одно платье из спектакля «Ночь перед Рождеством» – как залог того, что выставка все же доберется и до Туманного Альбиона.
Фото Владимира КАЗИОНОВА, Татьяна ПОПОВА, omskgazzeta.ru
14.03.19 739
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |