На западе русское искусство в моде и интерес к нему только возрастает. Есть понимание важности русского арт-рынка и рубля. В 2001 году оборот Сотбис российских продаж составил $9,000,000, в 2008 - $50,000,000. Произведения русских художников стали на Западе международным брендом, среди них конечно Фаберже, а также Бенуа, Малевич, Кандинский, Шагал и многие другие. Основные покупатели русского искусства - русские коллекционеры, но есть исключения. К ним относятся работы Фаберже, которые уже стали мировым брендом и приобрели поклонников во всем мире. Среди русских художников таковыми являются: Марк Шагал, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Хаим Сутин, Казимир Малевич, Леон Бакст (эскизы к балетам). Три года назад картина Малевича была куплена не русским, а европейским коллекционером за $16 млн. Русские художники очень популярны за рубежом, но основной поток покупателей составляют, все же, российские коллекционеры.
На аукционных торгах трудно гарантировать стопроцентные продажи. Обеспечивается 70-80 % продаж на каждом аукционе, но нельзя продать всё - это факт жизни. Причины могут быть разные: слишком высокая начальная цена, неустойчивость на рынке, хотя есть лоты, продажи которых гарантируются на 100%.
Не секрет, что прошлый год выдался финансово трудным. Рынок был неустойчив и, как следствие этого, не было широкого оборота в сфере арт-бизнеса. Были люди, готовые покупать произведения, но не было работ, пополнявших арт-рынок. В этом случае импрессионисты являются тем, что называется blue chip («голубая фишка») - гаранты хороших продаж. Но это не только импрессионисты, но и Пикассо, Матисс, Рембрандт. Проблема в том, что их работы трудно найти. К тому же, с ноября прошлого 2009 года цены резко возросли, и это осложняет что-либо приобретать, поэтому стартовые цены довольно высокие: работа Эдуара Мане от £20,000,000, Уильяма Тернера - около £12-18 000 000.
Для июньских торгов Сотбис собрал русских и зарубежных художников XX века, судьбы многих из них, в силу исторических обстоятельств, так или иначе пересекались. В целом, то, что предлагает рынок - является основой коллекции. Проводится жесткая селекция, с опорой на два основных критерия: качества произведения и его востребованности. Основной критерий для коллекционеров - это надежность вещи, ее подлинность, провенанс.
Найти вещи XX века с историей можно, XIX - тоже можно, но сложнее. Именно интересный провенанс добавляет произведению успех в покупательской среде. Но здесь вмешивается другая сила - история бытования вещей на территории Советского союза. Многие произведения искусства пропали, основные шедевры были куплены музеями, а на рынке осталось немного работ. Поэтому мы опираемся, в основном, на те ресурсы, которые располагаются за пределами Российской Федерации. Предпочтение коллекционеров прошлого - это отражение того, что мы имеем сегодня в нашей коллекции.
Интервью с Джоанной Викери:
(глава департамента русского искусства Sotheby's Лондон)Скажите пожалуйста, что из представленных здесь произведений наиболее ценно в финансовом плане?
Мы привезли из Лондона 42 предмета искусства, в том числе изделия Фаберже, и картины - не только русских авторов, но и пять работ импрессионистов. Общая стоимость всех работ, которые здесь представлены - около 50 млн долларов. Самая ценная картина, к сожалению, не русская, а западная, это Андрэ Фера из наследия Воллара. Она была найдена 30 лет назад в банке и 30 лет шли споры, кто ее владелец, и потом уже ее выставила на продажу. Спор шел между наследниками Воллара и семьей Шламовича, друга Воллара. Это прекрасный образец фовизма раннего периода. А что касается русских шедевров, то конечно стоит отметить портрет Зиновия Гржебина кисти Юрия Анненкова, написанный в 1919 году. Гржебин был очень важным человеком в то время - издателем. Он увлекся искусством, но потом понял, что ему лучше быть не художником, а рядом с художниками, и стал издателем. Эта картина уникальна, она находилась в семье художника 80 лет. Сегодня она стоит около 1,5 млн долларов. Работа Анненкова нам известна лишь по старым книгам, например, «Портреты Анненкова». Местонахождение большинства работ там упоминается, а этот портрет мы не знали, где. Конечно это большое открытие, и в этом важная роль аукционных домов, что мы обнаруживаем работы, которые могли бы исчезнуть из истории. Родственники Гржебина много лет живут во Франции, и не знали, что картина, висящая в их доме, важна. Однажды они пошли менять раму, а рамщики заметили, что живопись качественная. Отдали на экспертизу, и оказался Анненков. Затем они обратились к нашим оценщикам. Они сделали вывод, что стоимость работы 1,5 миллиона. Конечно, владельцы решили ее продать.
Есть ли еще какие-то интересные истории провенанса?
14
из 15 представленных здесь работ - из частных коллекций. Уникальность
их в том, что все они всю жизнь пребывали у одного, редко у двух
владельцев. Например, работа Александра Яковлева «Тити и Наранге, дочери
вождя Эки Бондо» 1926 г. написана в Африке. Художник путешествовал с
одним французом, и именно ему тогда досталась картина. Она провисела у
него дома 70 лет, и только потом она перешла к другому владельцу.
Самые ценные работы из коллекции Воллара будут продаваться в Париже в
июне. Амбруаз Воллар - один из главных французских арт-дилеров начала
ХХ в. Возможно, в России более известен Конвайер, который продал работы
Матисса и других художников начала века коллекционеру Щукину. Но Воллар
не менее известен.
Интересна здесь и поздняя работа Юрия Пименова
«Похищение Европы», этот художник вообще редко появляется на торгах.
Конечно, здесь ощущается влияние Серова.
Можно ли сделать прогнозы, что будет востребовано
коллекционерами в будущем? Могут ли измениться приоритеты?
Сегодня
российские коллекционеры уже опытны и любят разные периоды:
передвижники, начало ХХ в. и т.д. Но я бы точно сказала, что есть
какая-то особая любовь к началу ХХ века, как русскому, так и западному.
Можно ли прогнозировать, какие русские художники последних
десятилетий будут иметь огромный успех на рынке?
Конечно, в
России много интересных художников. Из молодых - Ольга Чернышева,
Алексей Каллима. Постарше - Максим Кантор. Это огромные таланты. Не могу
сказать, что есть какая-то тенденция. Но есть отдельные таланты.
Фото: Наталья Баланина, artgals.info