Шедевр, пылившийся на чердаке многие годы, представил публике амстердамский музей Ван Гога
Две другие для всеобщего обозрения недоступны – одна была уничтожена, когда американцы бомбили Японию во время второй мировой войны, а другая затерялась в частных коллекциях после выставки в 1948 году в Огайо.
И вот открылись неизвестные факты о двух потерянных картинах Ван Гога. Специалист по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли (Martin Bailey) обнаружил ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов» — той, что была уничтожена во время бомбежки. Поэтому впервые после войны появилась возможность увидеть работу в первозданном виде, написанную живыми, яркими красками, а к тому же на репродукции она изображена в первоначальной раме, которую Ван Гог покрасил таким образом, чтобы подчеркнуть оттенки изображенных цветов, и которую до сих пор никто не видел.
Более того, Бэйли отыскал следы и другой – «исчезнувшей» картины. Он выяснил, что она переходила из рук в руки – сначала она находилась у одного частного владельца, к которому попала после войны. Затем в 1990-е годы ее купил другой «избегающий публичности частный коллекционер», у которого есть еще несколько работ Ван Гога. Бэйли, который на минувшей неделе опубликовал материалы своего исследования в новой книге «Подсолнухи принадлежат мне» (The Sunflowers Are Mine), обнаружил сделанную в 1920-е годы репродукцию «Шести подсолнухов» в Японии – она хранилась в небольшом музее в папке среди репродукций картин Сезанна.
Есть еще и другая репродукция этой картины, хотя по качеству она хуже, и на ней отсутствует изображение той авторской рамы. И краски на этой репродукции не такие яркие, как на той, которую обнаружил Бэйли, и которую Ван Гог описывал в письме к своему брату Тео. Оранжевая рама – яркая в том месте, где она проходит над небесно-голубым фоном картины, и бледно-оранжевая там, где изображен сиреневый стол, на котором стоят подсолнухи – была «принципиально новым элементом в 1988 году, когда была написана картина, — пишет Бэйли.
Обычно картины вешали в золоченых рамах или же – если работы были современными – в рамах белого цвета, а Ван Гог явно хотел показать, что это рама является элементом самой картины. Картина была уничтожена в тот же день, когда была разрушена Хиросима – во время бомбардировки города Асия (Ashiya). К тому времени она давно уже лишилась той рамы, которую по заказу Ван Гога изготовил плотник в Арле, и которую художник раскрасил собственноручно. Она находилась в доме богатого коллекционера Коята Ямамото (Koyata Yamamoto) – в элегантной золоченой раме она висела над диваном. И когда дом охватило пламя, картину не стали спасать – из-за громоздкой рамы она оказалась слишком тяжелой.
Бэйли описал историю этих четырех картин с подсолнухами, а также рассказал о трех копиях, которые Ван Гог написал позже с двух из этих картин. В настоящее время копии эти висят в музеях Филадельфии, Амстердама и Токио. Сначала эти картины с подсолнухами были написаны, чтобы украсить интерьер спальни Гогена, да и продать их было сложно. Теперь же они занимают место среди самых признанных и дорогих картин за всю историю. По мнению Бэйли, если бы какая-нибудь из этих картин с изображением подсолнухов была выставлена на продажу, то ее можно было бы продать "более, чем за 100 миллионов фунтов стерлингов”. В прошлом году Национальная галерея продала 26 тысяч открыток с одним из изображений подсолнухов».
С картинами связаны невероятные истории. Во время войны полотно «Пятнадцать подсолнухов», которое выставлено в Национальной галерее (фактически картина принадлежит галерее Тейт), для безопасности отправили в графство Камбрия на Северо-Западе Англии – в замок Манкастер (Muncaster Castle), построенный на фундаменте древнего римского форта в городке Рейвенгласс (Ravenglass). Оттуда картину перевезли в Шотландию – в Троссакс (Trossachs), чтобы ее посмотрел немецкий реставратор, бежавший из нацистской Германии.
В своем сельском доме на севере от Глазго реставратор снял со стены мрачную картину Рембрандта, и на ее место повесил более жизнерадостную картину с подсолнухами. «Рядом висели "Желтый стул” Ван Гога, прекрасное полотно позднего Тернера и "Мост Ватерлоо” Уистлера (Whistler) – неплохая коллекция, которая скрашивала годы войны на чужбине!» — писал он. В условиях военного времени он был лишен нужных ему инструментов, поэтому для реставрации холста «Пятнадцати подсолнухов» он использовал терку для сыра, чтобы наносить воск на обратную сторону холста, обычный утюг – чтобы этот воск закрепить, и зубоврачебный шлифовальный инструмент – чтобы ровнее распределить краску на полотне. «От таких действий современные реставраторы пришли бы в ужас, — говорит Бэйли, — и, тем не менее, с тех пор практически не возникало необходимости реставрировать картину еще раз».
Хозяин картины приобрел полотно в 1908 году, но оно так и не украсило его гостиную. Норвежский коллекционер был убежден, что картина 1888 года под названием "Закат в Монможуре” – подделка.
Представляя находку, директор музея Алекс Рюгер сказал: "Мы очень рады этому событию. Сегодня особый момент для нас. Открытий такого масштаба никогда прежде не было в истории музея. В творчестве Ван Гога появилась новая страница ".
Еще более исключительной находку делает то, что картина принадлежит к периоду, который считается вершиной творчества художника. Именно тогда, на юге Франции в Арле, были написаны "Подсолнухи”, "Желтый дом” и другие шедевры.
Определить, что картина принадлежит кисти Ван Гога, позволили тщательные исследования: сравнения стиля, техники, красок, использованных художником, рентгеновские фотографии и компьютерный анализ холста, изучение писем Ван Гога.
"Закат в Монмажуре” будет доступен публике с 24 сентября в рамках экспозиции музея "Ван Гог за работой”.
10.09.13 1701
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |