На фото: Кресло, гр. 1755 год, по дизайну Томаса Чиппендейла, описанному как «французский стул» в книге «Джентльмен и директор краснодеревщика», изображение предоставлено Метрополитен-музеем.
После недавнего празднования рококо на выставке в фойе Декоративной ярмарки Antique Collecting демонстрирует беззаботный стиль, который покорил Европу 18-го века и снова привлекает коллекционеров и специалистов по интерьеру.
Спустя три столетия после первоначального воплощения рококо причудливый стиль снова в моде. От художественных ярмарок до преобладающей моды на пастельный максимализм — тенденция сегодняшних интерьеров в подавляющем большинстве является китчем. Это увлечение также отразилось на выставке в фойе недавней Ярмарки декора в Баттерси, посвященной этому стилю.
Представитель ярмарки Пиппа Робертс сказала: «Рококо снова появляется в обоях и тканях этого сезона – поэтому в этом месяце ярмарка прославляет этот игривый и очаровательный стиль».
Частично это было вызвано недавними роскошными телевизионными костюмированными драмами, в которых показаны русские дворцы Екатерины Великой в фильме «Великая» и сказочные интерьеры французских замков из хита BBC «Мария-Антуанетта».
Пиппа продолжила: «При разумном использовании декор в стиле рококо может привнести элементы великолепного юмора и визуального возбуждения».
Энтони Бриджмен, директор и руководитель отдела реставрации Westland London, сказал: «Современный интерьер в стиле рококо предполагает более сдержанную и сбалансированную эстетику. Роскошные люстры и изысканные зеркала соседствуют с простой нейтральной цветовой палитрой и лаконичным пространством. Сочетая историческое величие с современной изысканностью, современный дизайн интерьера в стиле рококо создает уникальную и захватывающую атмосферу, которая легко объединяет прошлое и настоящее».
Что такое рококо?
Название происходит от французского слова rocaille, первоначально относящегося к методу украшения с использованием гальки, ракушек и цемента, который использовался для украшения гротов и фонтанов времен Возрождения. Но в конце 17 - начале 18 веков его использовали для описания нового декоративного мотива морской ракушки, переплетенной с листьями аканта, а также более широких природных и морских украшений.
Это также положило начало более игривой эпохе дизайна, возникшей в ответ на религиозный пыл абсолютистских монархий предшествующей эпохе барокко. К началу правления Людовика XV (1715–1774) произошел растущий сдвиг в культурных ценностях с растущим акцентом на развлечения и досуг. Таким образом, стиль рококо был радикально антиклассическим, с его пышными закрученными завитками (часто напоминающими буквы «S» и «C») и модой на асимметрию, когда одна половина дизайна соответствовала другой.
Цвета были в теплых пастельных тонах: бледно-желтом, сизом, светло-голубом и солнечно-кремовом – с множеством золотых акцентов; многие предметы мебели были обильно расписаны цветами, фестонами и гирляндами, со сценами живописной фантазии и позолоченными металлическими украшениями на ящиках и ножках. Французские мыслители эпохи Просвещения пропагандировали индивидуализм, остроумие и элегантность, что перекликалось с формирующимся стилем рококо.
Интерьер в стиле рококо
Во время Регентства (период от смерти Людовика XIV до совершеннолетия Людовика XV в 1723 году) французское правительство переехало из Версаля в Париж, поскольку регент герцог Орлеанский предпочитал городскую жизнь деревне. Аристократия быстро последовала за ней, вызвав бум внутреннего убранства среди модных жителей столицы. Салон, комната для развлечения и впечатления гостей, стал главным нововведением.
Самым известным примером был «Салон принцессы» Шарля-Жозефа Натуара и Жермена Боффрана (1735-1740) в знаменитой резиденции принца и принцессы де Субиз.
Интерьер в стиле рококо казался более мягким и приватным, чем более устрашающие помещения раннего барокко, которые им предшествовали.
В то время как сердце стиля оставалось во Франции, остальная Европа сходила с ума по рококо в архитектуре и интерьерах – в венецианских палаццо, Сан-Суси в Потсдаме, Шарлоттенберге в Берлине и в замках в Австрии, Скандинавии и России.
В то время как Европа приняла этот стиль в целом, в Британии, с ее преобладающим мрачным протестантизмом, рококо в основном ограничивалось декоративно-прикладным искусством – мебелью, зеркалами, настенными светильниками, фарфором, серебром, текстилем – за некоторыми исключениями, такими как Клейдон-Хаус в Бакингемшир, где многие комнаты были богато украшены прикладной штукатуркой и резьбой в стиле рококо.
Многие европейские ремесленники работали в Лондоне, Бирмингеме и других крупных городах, чтобы помочь производителям создавать стиль рококо, где он был известен как «французский стиль». Это движение также совпало с технологическими достижениями в обработке дерева, маркетри и декоративном искусстве, которые позволили повысить сложность и утонченность мастерства.
С 1742 года дизайнеры мебели и краснодеревщики Матиас Лок и Генри Копленд опубликовали серию гравюр, в которых была представлена отчетливо британская форма завитков в стиле рококо, которая оказала огромное влияние на продвижение стиля рококо. Вместо того, чтобы копировать дизайн целиком, резчики по дереву искали в нем вдохновение, разрезали и добавляли свои собственные идеи.
Рококо и декоративное искусство
В Великобритании рококо нашел свое истинное выражение в прикладном искусстве, прежде всего, в серебре и других изделиях рабочих-иммигрантов, включая беженцев-гугенотов из Франции. Вместо того, чтобы существовать самостоятельно, он присоединился к другим антиклассическим стилям, включая готику и шинуазри, пик популярности которых пришелся на период между 1740 и 1770 годами.
Ткачи шелка из лондонского Спиталфилдса разработали особенно английскую интерпретацию рококо, используя реалистичные ботанические детали в цветах, разбросанных по открытой поверхности или с тонким узором, обычно в асимметричном расположении, с чистыми, настоящими цветами.
Между тем Поль де Ламери (1688-1751) был одним из ведущих английских серебряных дел мастеров первой половины 1700-х годов. Родители Де Ламери, французские гугеноты, вероятно, покинули Францию по религиозным причинам в 1680-х годах, эмигрировав в Нидерланды, прежде чем поселиться в Лондоне в 1691 году. Хотя его ранние работы имели простые, неорнаментированные формы, к 1730-м годам он был одним из первых английских серебряных дел мастеров, которые начали работа в богато украшенном стиле рококо.
Возрождение рококо
В начале 19 века произошло возрождение рококо, отчасти вызванное модой на коллекционирование роскошной мебели и предметов, которые наводнили европейский рынок с 1790-х годов после Французской революции.
Это возрождение, которое иногда называют стилем Луи Квинза, достигло пика в 1830-х годах, что совпало с правлением последнего грузинского монарха Вильгельма IV. К тому времени дизайн можно было более легко воспроизвести с помощью новых методов массового производства, таких как серебряная пластина, фабричный фарфор из Стаффордшира и обои с принтом (а не с ручной росписью), что сделало этот стиль более доступным для более широкой аудитории, чем столетие назад.
Он нашел расположение в салонах богатых американских домовладельцев, которые путешествовали по Европе и своими глазами видели необычайные украшения в стиле рококо в Версале, Венеции и многих дворцах Германии и Пруссии.
Его воспроизводили в роскошных французских отелях в первой половине 20-го века, а в Британии он снова возродился после Второй мировой войны, когда законодатели вкуса, такие как Сесил Битон и Оливер Мессель, обнаружили, что романтическая аура рококо является подходящим противоядием от аскетизма. годы войны.
Британские мастера рококо
Наиболее заметная интерпретация английского рококо пришла с публикацией Томаса Чиппендейла (1718–1779) «Джентльмен и директор краснодеревщика», опубликованной в 1754 году, в которой были представлены различные стили мебели в китайском, готическом и рококо, последний включал сложную резьбу, плавные линии и декоративные мотивы.
Уильям Вайл (1700–1767) и Джон Кобб (1710–1778) также переняли использование резных мотивов рококо, включая «розыгрыш», более легкую форму аканта.
Бенджамин Гудисон, работавший в 1727–1767 годах, был еще одним из наиболее способных краснодеревщиков георгианского периода, известным своими изделиями из красного дерева с позолоченным декором. Он также предпочитал лист аканта, свернувшийся в центральную раковину с гирляндами и трофейными перьями.
Также следует отметить работу Джайлза Гренди (1693–1780) из Глостершира, который приехал в Лондон в 1709 году и чья процветающая мастерская производила мебель на экспорт. Типичной особенностью работ Гренди является использование двойных змеевидных панелей в задней части, которые часто облицованы шпоном ореха.
7 европейских производителей мебели в стиле рококо, которых должен знать каждый коллекционер
- Андре-Шарль Буль (1642–1732): Хотя Буль известен своими работами в разных стилях, он особенно известен своим вкладом в переход от барокко к рококо. Он создавал мебель со сложной маркетри и инкрустацией в сочетании с использованием контрастных материалов, таких как латунь и черепаховый панцирь.
- Жан-Франсуа Обен (1721–1763): Обен был французским эбенистом (краснодеревщиком), известным своими изделиями тонкой маркетри, изысканным мастерством и инновационными механическими функциями, такими как потайные отделения.
- Жан-Анри Ризенер (1734–1806): Ризенер был еще одним выдающимся французским эбенистом, известным своими работами в периоды позднего рококо и раннего неоклассицизма. Его предметы мебели часто отличались богатой маркетри, сложными креплениями из позолоченной бронзы и элегантным дизайном.
- Жюст-Орель Мейсонье (1695–1750): Хотя Мейсонье был в первую очередь дизайнером-орнаментатором, он также создавал сложные и творческие проекты с асимметричными формами, извилистыми изгибами и причудливыми мотивами.
- Луи Делануа (умер в 1768 г.): Делануа был французским краснодеревщиком, который создавал мебель в стиле рококо, известную своей сложной резьбой, цветочными мотивами и изящными изгибами.
- Иоганн Михаэль Хоппенгаупт Младший (1709–1763): немецкий краснодеревщик, известный своей мебелью в стиле рококо с резной листвой, плавными линиями из красного дерева и других экзотических пород дерева.
- Франсуа Линке (1855–1946): Линке был известным французским эбенистом, известным своим возрождением стиля рококо в конце 19 и начале 20 веков. Он воссоздал мебель в стиле рококо с исключительным мастерством и сложной детализацией.
Рококо Искусство
Покровителями искусства в период рококо часто были представители растущего среднего класса, а не аристократия или церковь, как раньше. Во Франции такие художники, как Жан-Антуан Ватто (1684–1721), Франсуа Буше (1703–1770) и Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806), рисовали живописные сцены, известные как «галантный праздник».
В Англии рококо стало популярным во многом благодаря французскому художнику Юберу Франсуа Гравело (1699–1773), который жил в Лондоне, когда Уильям Хогарт (1697–1764) основал в 1735 году Академию Сен-Мартенс-Лейн. Гравело был бывшим учеником Буше и Школа стала резиденцией английского рококо, одним из ее самых известных учеников был Томас Гейнсборо (1727–1788). Будучи в душе художником-пейзажистом, Гейнсборо портреты модно одетых людей на открытом воздухе, в том числе его самый известный «Голубой мальчик» (ок. 1770 г.), были типично выполнены в стиле рококо.
1. Европейская школа, пастель на бумаге, наклеенная на холст, конец 18 века, провенанс, аукцион Музея Эрнста, предложенный от Darnley Fine Art на Декоративной ярмарке.
2. Стиль Жана-Батиста Греза (1725-1805). Портрет мальчика с птичьей клеткой, холст, масло, был предложен Darnley Fine Art на Декоративной ярмарке.
3. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1770) «Качели», холст, масло, ок. 1767 год, Коллекция Уоллеса, Лондон, изображение является общественным достоянием
Источник 15.11.23 2107
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |